Управление персоналом предприятия на примере ОАО «Автосалон Премьер»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности переместился к основному звену всей рыночной экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Содержание работы

Введение 3
1. Организация труда на предприятии
1.1Понятия, сущность и аспекты организации труда на
предприятии 5
1.2 Персонал предприятия и его структура 9
1.3 Принципы и методы управления персоналом 11
2. Управление персоналом в современных рыночных условиях
2.1 Экономическая характеристика предприятия 14
2.2 Планирование персонала на примере предприятия ОАО «Автосалон
Премьер» 17
3. Совершенствование системы управления персоналом 22
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение           3     

1. Организация труда на предприятии      

1.1Понятия, сущность и аспекты организации труда на                           

 предприятии                               5    

1.2 Персонал предприятия и его структура             9                                   

1.3 Принципы и методы управления персоналом    11

2. Управление персоналом в современных рыночных условиях

2.1  Экономическая характеристика  предприятия                                     14

2.2  Планирование персонала на примере предприятия ОАО «Автосалон

       Премьер»                                                                                                  17

3. Совершенствование системы управления персоналом                          22

Заключение          29

Список литературы         31

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности переместился к основному звену  всей рыночной экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологии. На предприятии организуется производственный процесс, разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы, осуществляется эффективное управление-менеджмент. Здесь происходит инновационная и инвестиционная деятельность, принимают меры по экономному использованию финансовых ресурсов.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятия,  которое наиболее грамотно и компетентно определит  требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Трудовые ресурсы представляют собой главную ценность любой  организации, поэтому управление персоналом, включая наемных работников, работодателей  и других владельцев предприятия  должно подразумевать  установление организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления.

В настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения, что  самым важным ресурсом любой организации  являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любого предприятия, поэтому рассматриваемая тема является актуальной.

Цель курсовой работы - изучить основные понятия и разработать меры по оптимизации эффективности системы организации труда и управления персоналом на предприятии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность и основные аспекты системы управления персоналом в организации;
  2. Рассмотреть место и роль управления персоналом в системе управления предприятием;
  3. Изучить основные принципы и методы управления персоналом на предприятии.
  4. Познакомиться с планированием персонала;
  5. Познакомиться с организационной системой предприятия и разработать предложения по совершенствованию системы организации труда.

Объектом исследования курсовой работы является хозяйственная деятельность открытого акционерного общества «Автосалон Премьер»

Предметом изучения является структура, принципы и методы организации труда и управления персоналом. 

При написании ведения  курсовой работы на тему: «Управление  персоналом предприятия», были использованы следующие источники: Учебник, А.Я. Кибанов  «Основы управления персоналом», учебное  пособие, Г.И. Михайлина «Управление  персоналом», В.Д. Грибов «Экономика предприятия» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА  НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Понятия, сущность и аспекты организации труда на предприятии.

 

Предприятие, будучи целостной  производственно-хозяйственной системой, тем не менее, может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем), естественно взаимосвязанных (взаимодействующих) друг с другом. Количество таких подсистем может быть разным.

Так, одни авторы в качестве подсистем выделяют техническую, административную (управленческую) и человеческую, или личностно-культурную. Другие в управлении производством (предприятием) выделяют две части: управление деятельностью и управление людьми. Управление деятельностью складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производимой работы, контроля выполнения заданий. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.

Производственная система, ее вещественная и личностная составляющие находятся под воздействием многих факторов. Изменяются техника и технология, которые определяют требования к  рабочей силе, направленность ее специальной подготовки, уровень квалификации и т.д. Состав рабочей силы изменяется под действием как объективных, так и субъективных факторов (например, происходит смена состава работников под влиянием текучести кадров, естественный и непрерывный процесс квалификационного роста, меняются мотивационные посылки в отношении к труду и т.д.). Возникает необходимость в постоянном управленческом воздействии на структуру рабочих мест, на численность и состав работников.

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которой является коллектив работников - персонал, получил название управления персоналом (кадрами).

В научной литературе и практике широко используются и  другие понятия: управление трудовыми  ресурсами, управление трудом, управление кадрами, управление человеческими ресурсами, управление человеческим фактором, кадровая политика, кадровая работа и др., так или иначе относящиеся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением на производстве.

Для нас интерес представляет понятие "управление персоналом (кадрами)", причем термины "кадры" и "персонал" мы употребляем как синонимы, хотя в ряде стран (например, во Франции) к кадрам традиционно относят инженерно-технический или руководящий состав предприятия: управляющие высшего и среднего звена, специалисты, имеющие высшую профессиональную подготовку.

Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия  один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.

Ориентация на управление человеческими ресурсами меняет задачи управления, функции и структуру  соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций  управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений. Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как "управление персоналом" рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами.

Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняла задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия, требуя увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами его социальной составляющей - коллектива предприятия.

На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной  на потребление рабочей силы в  условиях стабильной занятости, а также  жестких организационных структур, приходят новые модели управления, предусматривающие:

  • создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;
  • использование "пакетов" мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;
  • формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;
  • гибкое и адаптивное использование "человеческих ресурсов", повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.

Таким образом, новая  идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда. Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:

  • признание в труде;
  • достижения в труде;
  • содержание труда;
  • ответственность и самостоятельность;
  • возможность профессионального продвижения;
  • возможность развития личности работника.

Большое значение имеют  гарантия занятости, условия труда, уровень оплаты, характер межличностных отношений в коллективе работников и т.п. Поэтому принципиально новые подходы к управлению кадрами в значительной степени связаны с концепцией качества трудовой жизни.

Целями системы управления персоналом предприятия (организации) являются:

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

  • обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  • достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  • полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  • обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  • закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  • обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  • согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
  • повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей, во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.

 

1.2 Персонал предприятия и его структура.

 

Персонал – это личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам.

Численность персонала – это количество занятых на предприятии людей.

Структура персонала – это качественный состав работников предприятия. Персонал может характеризоваться уровнем образования, степенью квалификации, профессионализмом.

Люди являются центральным  фактором в любой системе управления.

Под управлением понимается элемент функционирования организационных систем различной природы, обеспечивающая сохранение  их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление численностью и структурой персонала в организации  в основном осуществляет отдел управления человеческими ресурсами или отдел кадров.

Важнейшими индивидуальными  характеристиками персонала являются:

  • способности;
  • потребности;
  • ожидание;
  • характер восприятия;
  • социальные установки.

Для эффективного функционирования любой организации необходимо качественное управление персоналом. Управление людьми включает обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, кадровую политику, обучение, информирование, мотивацию работников и другие важные составные части работы руководителя.

Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.

В качестве субъектов  управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие  функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.

Информация о работе Управление персоналом предприятия на примере ОАО «Автосалон Премьер»