- государственным фондом недр;
- лесами, расположенными на землях особо охраняемых природных территорий;
- использованием и охраной водного фонда;
- эксплуатацией и обеспечением безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения;
- защитными и другими гидротехническими сооружениями (за исключением судоходных и энергетических гидротехнических сооружений);
- использованием объектов животного мира и среды их обитания (за исключением животного мира, отнесенного к объекту охоты);
- особо охраняемыми природными территориями, а также сферой охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).
В области государственного
управления использованием и охраны
природных ресурсов Минприроды России положены следующие принципы:
- обеспечение объектов экономики природными ресурсами в достаточном количестве и нужного качества;
- обеспечение экологического благополучие объектов природопользования.
Минприроды России осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности
агентств и служб, в том числе.
- организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
- согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. осуществляющих полномочия РФ в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания (в пределах своей компетенции), а также назначение на должность руководителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, осуществляющего указанные полномочия;
- осуществляет подготовку предложений об изъятии у органов государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания и при необходимости вносит эти предложения в Правительство РФ;
- осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов РФ вопросов осуществления переданных полномочий РФ в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов РФ или о внесении в них изменений;
- осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными законами и другими документами РФ.
Структура Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования.
Непосредственно вопросами
охраны окружающей среды занимается
Федеральная служба по надзору в
сфере природопользования. Положение
о Росприроднадзоре утверждено приказом
по МПР России от 30.07.2004 г. №400 Ниже приведена
структура Росприроднадзора.
Организационно-аналитическое
управление, включающее:
- Отдел делопроизводства.
- Отдел информационно-аналитической работы и планирования деятельности Службы.
- Административно-хозяйственный отдел.
Управление геологического
контроля и охраны недр, включающее:
- Отдел надзора в области недропользования твердых полезных ископаемых
- Отдел надзора в области недропользования углеводородного сырья и подземных вод.
Правовое управление,
включающее:
- Отдел правового обеспечения деятельности Службы.
- Отдел судебной и судебно-аналитической работы.
- Отдел кадров и государственной службы.
В составе Правового управления
имеется также отдел международного
сотрудничества в области охраны
окружающей среды. Росприроднадзор имеет
также в своем подчинении девятнадцать
Спецморинспекций по каждому морю Российской
Федерации.
Управление экономики
и финансов, включающее:
- Отдел финансирования и управления имуществом.
- Отдел экономики и организации научно-исследовательских работ.
- Отдел бухгалтерского учета и отчетности.
- Специальный отдел.
Управление экологического
контроля, включающее:
- Отдел контроля и надзора в области охраны окружающей среды и
- атмосферного воздуха.
- Отдел контроля и надзора за обращением с отходами.
- Отдел надзора за водными ресурсами и земельного контроля.
Управление морского
контроля, разрешительной деятельности
и особо охраняемых природных территорий,
включающее:
- Отдел морского контроля и организации работы дирекций.
- Отдел контроля за особо охраняемыми природными территориями.
- Отдел разрешительной деятельности и контроля за объектами животного мира.
Росприроднадзор осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
На уровне субъектов РФ
имеются Управления по надзору в сфере природопользования по соответствующему
субъекту, которые подчинены Федеральной
службе по надзору в сфере природопользования
и координируют свою деятельность с соответствующим
Департаментом государственного контроля
и перспективного развития в сфере природопользования
и охраны окружающей среды федерального
округа.
На местном уровне имеются
Муниципальные комитеты по охране природы,
которые взаимодействуют с Районными
Санэпидемслужбами, Районными инспекциями
рыбоохраны, Районными Штабами ГО и ЧС,
а также с Районными Казначействами, которые
также подчиняются не только по иерархии,
но и Органам местного самоуправления.
Росприроднадзор
осуществляет контроль и надзор:
- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
- в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- за использованием и охраной водных объектов;
- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
- государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Росприроднадзор выполняет
функции:
- административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
- федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
- оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
- добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими;
- содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
- ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;
- ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных; их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства);
- ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб;
- экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов;
- экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения;
- экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых);
- экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;
- экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно- энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации;
- создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов.
Росприроднадзор организует
и проводит государственную экологическую
экспертизу:
- проектов правовых актов РФ и субъектов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы.
- материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти РФ и субъектов РФ и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ и субъектов Российской Федерации, в том числе;
- проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
- проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ и субъектов Российской Федерации;
- проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
- проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
- документации, обосновывающей соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов, находящихся в ведении РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, субъектов Российской Федерации и местного значения, а также программ реабилитации этих территорий;
- проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
- документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалов, обосновывающих перевод лесных земель в нелесные;
- иных видов документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на охрану и использование природных ресурсов.
- Общие сведения по управлению природопользованием на межрегиональном уровне (в Федеральных округах и БВУ).
Схема управления в рамках
взаимодействия МПР России с другими
ведомствами представляет собой
пятиуровневую структуру в области
государственного управления, использования
и охраны водных объектов МПР РФ.
Здесь положены следующие основные
принципы:
- обеспечение водными ресурсами в достаточном количестве и нужного качества;
- обеспечение экологического благополучия водных объектов;
- сочетание бассейнового и административного территориального принципа управления;
- разграничение функций хозяйственного использования водных ресурсов;
Обеспечение этих
принципов возможно при наличии
функционирования жесткой, по вертикали
пятиуровневой системы управления,
а именно:
- Водная служба центрального аппарата МПР РФ;
- Водные службы в составе департаментов природных ресурсов федеральных округов (ДПР);
- Бассейновые водные управления (БВУ);
- Водные службы в составе субъектов РФ (ГУПР; УПР; ООС) по области, республики и т.д.;
- Федеральные государственные учреждения (ФГУ), созданные для управления хозяйственными, исполнительными водными объектами, их изучение и восстановление.
В каждом из 7 федеральных
округов имеются департаменты природных
ресурсов, в состав которых входит
водная, лесная, геологическая служба
и служба ОПС. Они контролируют деятельность
БВУ в пределах территории округа.
На бассейновом и международном
уровне водными ресурсами управляют
БВУ, которые имеют бассейновые
советы, положения о которых утверждает
правительство РФ. На уровне субъектов
РФ водными ресурсами управляют
ГУПР (УПР) и ООС по областям, которые имеют
в подчинении МПР РФ, взаимодействуют
с соответствующими ДПР и БВУ. На местном
уровне имеются районные комитеты по охране
природы, которые взаимодействуют с районными
службами , районными инспекциями, районными
штабами ГО и ЧС , а так же с районными казначействами,
которые в свою очередь подчиняется не
только по иерархии, по органам местного
самоуправления.
Общие положения и задачи БВУ.
В настоящее время в МПР России
имеется 17 бассейновых водных управлений:
Уральское, Амурское, Верхне - Волжское,
Верхне - Обское, Донское, Енисейское,
Западно - Каспийское, Камское, Кубанское,
Московско-Окское, Невско - Ладожское,
Нижне - Волжское.