Управление предприятием природопользования на примере Волгодонской ТЭЦ-1 в Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Природопользование (как практическая деятельность чел.) – использование природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Природопользование (как наука) -наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом —комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.

Содержание работы

Содержание
Раздел 1. Система управления природопользованием.
Общие вопросы природопользования (основные понятия, терминологии в области управления природопользованием. предмет. исторические аспекты развития природопользования).

Структура управления природопользованием на федеральном уровне
1.1. Общие сведения, основная структура существующего центрального аппарата МПР России
1.2. Основная структура, функции, полномочия, организация деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
1.3. Общие сведения по управлению природопользованием на межрегиональном уровне (в Федеральных округах и БВУ)
1.4. Структура управления природопользованием на региональном уровне.


Раздел 2. Аспекты экологического состояния в Волгодонской ТЭЦ-1.
2.1. Экологическая обстановка в Волгодонской ТЭЦ-1
2.2. Общая характеристика загрязнения окружающей среды в Федеральном округе и в Волгодонской ТЭЦ-1.
2.3. Влияние экологических факторов среды обитания на здоровье населения в регионе.

Раздел 3. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ.
Раздел 4. Определение ущерба за загрязнение окружающей среды
4.1. Стоимостная оценка ущерба от загрязнения атмосферы выбросами стационарных источников.
4.2. Стоимостная оценка ущерба от размещения отходов

Файлы: 1 файл

UPP.docx

— 149.75 Кб (Скачать файл)

Агентство взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Аспекты экологического состояния в субъекте.

Экологическая обстановка в Волгодонске

Основные задачи Администрации  города Волгодонска в области  охраны окружающей среды: 
 
- управление и координация природоохранных вопросов;  
-единый подход к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, как к составной части всех сфер городского хозяйства;  
-создание условий использования и внедрения инновационных технологий в производственно-хозяйственную деятельность предприятий города, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду; 
- обеспечение и доступность экологической информации для горожан, предприятий, организаций, учреждений, а также их участие в решении задач охраны окружающей среды. 
 
В 2009 году Администрацией города Волгодонска совместно с хозяйствующими субъектами города были сформированы и утверждены «Мероприятия по охране окружающей среды города Волгодонска на 2009 год», в которых для их реализации, запланировано выделение средств в размере 68 843,7 тыс. рублей. 
 
По итогам года выделены и освоены средства в размере 69 630,7 тыс. рублей, в том числе: 48 225,7 тыс. рублей – средства местного бюджета; 21 405,0 тыс. рублей – средства хозяйствующих субъектов. Мероприятия выполнены в полном объеме. Сумма средств, освоенных в 2009 году из местного бюджета на реализацию природоохранных мероприятий на 5 787,2 млн. рублей больше, чем в 2008 году. 
 
С целью контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в декабре 2008 года был утвержден «План действий по гигиене окружающей среды города Волгодонска на 2009-2011 годы», как механизм обеспечения экологической безопасности населения. 
 
Источники финансирования «Плана действий по гигиене окружающей среды города Волгодонска на 2009-2011 годы»: федеральный бюджет, местный бюджет, областной бюджет, собственные средства хозяйствующих субъектов. В 2009 году сумма средств из разных источников финансирования на выполнение мероприятий «Плана действий по гигиене окружающей среды города Волгодонска за 2009-2011 годы» составила 174 346,3 тыс. рублей.

 

 

 

Состояние атмосферного воздуха.

В городе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха, являются следующие отрасли промышленности: химическая, электроэнергетическая, деревообрабатывающая, пищевая, автотранспортный комплекс. 
 
Основной вклад в загрязнение воздушного бассейна Волгодонска вносят передвижные и стационарные источники загрязнения. В 2009 году по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города составили 23,770 тыс.тонн, из них: от передвижных источников – 19,771 тыс.т, от стационарных – 3,999 тыс.т. По сравнению с предыдущим годом общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и автотранспортных средств увеличился на 1,257 тыс.тонн.  
 
Транспорт - один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха и источник шума. 
 
Исследование атмосферного воздуха проводилось лабораторно-испытательным центром Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО в городе Волгодонске» на двух маршрутных постах в 2-х мониторинговых точках (ул. Первомайская / ул. Морская, пер. Западный, 11-а) на территории жилой застройки в зоне влияния промышленных предприятий и автотранспортной магистрали на содержание 10 примесей. 
 
По данным лабораторных исследований, выполняемых, в период с 2006 года по 2009 год (таблица 21.1.) наблюдается тенденция снижения проб атмосферного воздуха, превышающих ПДК с 1,7% до 0,4% и ниже средне областного показателя в 3 раза (средне областной показатель 1,2%).

Государственная политика в области охраны окружающей среды на территории Калужской области направлена на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Большое внимание органами власти уделяется, прежде всего, сохранению природы Калужской области, оздоровлению среды обитания человека и обеспечению экологической безопасности. 

 

Эффективность работы очистных сооружений от организованных источников по выбросам в атмосферу в среднем  достигает 95%. Наибольший уровень содержания в воздухе вредных веществ  отмечается вблизи автомагистралей, на улицах с интенсивным движением  транспорта, в центральной части города.  
 
Администрацией города руководителям автотранспортных предприятий поставлена задача по проведению комплекса мероприятий для снижения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду города в целях оздоровления атмосферного воздуха, таких как: 
 
- обновление транспортного автопарка, задействованного в перевозке пассажиров (с 2007 по 2009 год - выполнено обновление подвижного состава в количестве 26 транспортных средств); 
- запрет на эксплуатацию транспортных маршрутных средств с изношенной топливной системой и двигательной аппаратурой (проведение ремонтов, замена запасных частей); 
- осуществление перевода автотранспорта на экологически безопасное топливо (евро 3, 4, 5); 
- осуществление перевода автотранспорта на газовое топливо, как более экологически чистое; 
- проведение регулярных проверок топливных систем, отработавших газов на содержание СО и задымленности двигателей. 
 
Органы местного самоуправления города Волгодонска, с целью улучшения качества атмосферного воздуха, на территории города планируют следующие мероприятия: 
- развитие улично-дорожных сетей города и совершенствование организации дорожного движения; 
- оптимизацию движения автотранспорта по территории города; 
- увеличение площади зеленых насаждений, выполняющих средообразующие, санитарно-гигиенические и экологические функции по оздоровлению воздушного бассейна в соответствии с разработанным генеральным планом развития города.

Состояние водных ресурсов 
Волгодонск расположен на берегу Цимлянского водохранилища, образованного подпором реки Дон. Водохранилище является единственным источником водоснабжения населения и рыбопродуктивным водоемом. Через Донской магистральный канал, оросительные системы, оно регулирует сток реки Дон и обеспечивает нормированные судоходные глубины на участке её нижнего течения. 
 
Все сточные воды города, поступающие в систему канализации МУП «ВКХ» проходят полную механическую и биологическую очистку, обеззараживаются и после доочистки в биопрудах, сбрасываются в реку Дон. В 2009 году, согласно отчету 2ТП-Водхоз, в реку Дон сброшено 20 101 555 м3 сточных вод, прошедших полную биологическую очистку. 
 
Предприятием МУП «ВКХ» в 2009 году для улучшения качества очистки сточных вод выполнен ряд природоохранных мероприятий: 
- проведена замена выпуска напорной канализации Д-500 от КНС -11; 
- выполнен ремонт и реконструкция аэрационной системы аэротенков № 1, № 2 за счет средств, поступающих на счет целевого финансирования и поступления, освоение средств составило 2 830,594 тыс. рублей; 
- проведены мероприятия по очистке территории водозабора и береговой полосы от мусора, сумма затрат составила 2,2 тыс. рублей из собственных средств предприятия; 
- проводились мероприятия по сбору подсланевых вод с плавучей насосной станции с вывозом на станцию приема стоков, сумма средств на реализацию мероприятий составила 2,0 тыс. рублей; 
- проведены работы (не в полном объеме) по изготовлению и установке воздуховодов на КНС-2,4,6 выполнены частично, сумма средств на реализацию мероприятий составила 48,7 тыс. рублей.

Городская система ливневой канализации и система водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод.  
 
В 2009 году Администрацией города Волгодонска получены нормативные документы природоохранного назначения на сумму 815 тыс. рублей: 
- проект «Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в поверхностные водные объекты со сточными водами по выпускам № 1-5» сроком до 21.05.2014 года; 
- решение о предоставлении водного объекта в пользование до 21.05.2014 года; 
- разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) до 21.05.2014 года. 
 
В соответствии с утвержденным проектом «Нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в поверхностные водные объекты со сточными водами по выпускам №1-5», предусмотрено реализовать следующие работы: 
- выполнить реконструкцию очистных сооружений механической очистки сточных вод, сбрасываемых по коллектору ВК-1 (4 кв. 2010г.); 
- завершить строительство сооружений механической очистки сточных вод, сбрасываемых по водосточному коллектору ВК-4 (4 кв. 2010г.); 
- осуществить строительство очистных сооружений сточных вод на концевых участках коллекторов ВК-6 и ДК-10 (4кв. 2012г.); 
- ликвидировать сброс сточных вод по коллектору ВК-2 подключением к канализационной сети коллектора ВК-6 (4кв. 2013г.). 
 
Разработан и включен в нормативные документы «План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта (2009-2014гг.)». Вышеуказанный план предусматривает разработку ПСД, реконструкцию, строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации. 
 
В рамках государственного санитарно - эпидемиологического надзора за качеством воды поверхностных водоемов территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городе Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском районах совместно с лабораторией филиала ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РО в городе Волгодонске» проводится мониторинг в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в месте водозабора, зонах рекреации, в черте населенных мест, выше и ниже выпусков сточных вод по химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям. 
 
Анализ статистических форм за 2009 год свидетельствует об улучшении качества воды водоемов в зонах рекреации по санитарно-химическим и микробиологическим показателям. Показатель микробиологического загрязнения воды в месте водозабора в 2009 году остался на уровне 2008 года и составил 5%, что ниже средне областного показателя в 5,34 раза. По санитарно - химическим показателям качество воды поверхностных водоемов в зонах рекреаций нестандартных проб не выявлено. Процент микробного загрязнения водных объектов в зонах рекреаций снизился с 22,4% до 21,0%. По гельминтологическим показателям все пробы сточной воды соответствовали гигиеническим нормативам. 
 
На территории города Волгодонска действует централизованная система водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод. Производительность сооружений: проектная 105 тыс. м3 в сутки, фактическая 80 тыс. м3 в сутки. Очистка сточных вод осуществляется согласно технологическому регламенту. В целом материально-техническое состояние объектов водоотведения можно принять как удовлетворительное. 
 
В 2009году на территории г. Волгодонска не зафиксированы факты несанкционированных сбросов неочищенных сточных вод. Лабораторный контроль за хозяйственно - бытовыми сточными водами осуществляет аккредитованный лабораторный центр Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО в городе Волгодонске» и контрольно - аналитический лабораторный центр МУП «Водопроводно- канализационное хозяйство». 
 
Для улучшения экологического состояния водного бассейна, в целях предотвращения загрязнения побережья сточными водами предприятий, ведущих свою деятельность в его акватории, разработаны проекты предельно-допустимых сбросов. 
 
Обращение с отходами производства и потребления 
 
Оптимизация схемы обращения с отходами производства и потребления является основным направлением Администрации города Волгодонска в области охраны окружающей среды. 
 
В соответствие с лицензией по сбору, использованию, транспортированию и захоронению отходов 1-4 классов опасности, специализированное предприятие ООО «Спецавтотранс» осуществляет деятельности по сбору отходов с территории города, вывозу и захоронению отходов на полигоне твердых бытовых отходов. 
 
Общая площадь городского полигона ТБО составляет 21,9га, из них две карты полигона составляют 19га (10,4 - 1 карта, 8,6 - 2 карта). Первая карта полигона заполнена полностью, её рекультивация проведена в 2003 году. Количество размещенных отходов на полигоне - 1138800,0 тонн, проектная вместимость объекта – 1 470 665,0 тонн. Расчётный срок эксплуатации полигона истекает в 2013 году. Для обеспечения утилизации и захоронения отходов в соответствии с экологическим и санитарным законодательством, для решения проблемы захоронения ТБО в городе строится третья карта полигона собственными средствами, площадью 6,3 га. 
 
Администрация города постоянно проводит работу по контролю в сфере обращения с отходами на территории муниципального образования «Город Волгодонск», ведет учет объектов размещения отходов и свалочных очагов, разрабатывает мероприятия и принимает меры по их ликвидации. Большинство территорий очищено в 2009 году с привлечением предприятий и организаций города в период проведения общегородских субботников. 
 
С 2005 по настоящее время, формируется база данных по предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в том числе и по хозяйствующим субъектам города Волгодонска, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-5 классов опасности (прием промышленных и бытовых отходов для последующей их транспортировки и (или) утилизации). 
 
В 2009 году разработана и согласована с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городе Волгодонске, Дубовском, Ремонтненском, Заветинском районах генеральная схема очистки территорий муниципального образования «Город Волгодонск» на 2010 – 2015 годы. 
 
В рамках разработки генеральной схемы очистки территорий муниципального образования «Город Волгодонск» на 2010 – 2015 годы Администрацией города Волгодонска в 2009 году проведена инвентаризация мест размещения отходов, организаций всех форм собственности, занимающихся обслуживанием объектов благоустройства, сбором, транспортировкой, утилизацией, переработкой и захоронением отходов. 
 
В апреле – мае 2009 года под руководством экспертной организации ЗАО «Гарант-аудит» (город Санкт-Петербург) проведены фактические замеры объёмов отходов и расчёт норм накопления бытовых отходов от населения и юридических лиц города. 
 
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в 2009 году охват населения услугой по сбору и вывозу твердых бытовых отходов составляет 93,3%, доля твёрдых бытовых отходов, образованных населением и размещённых на хранение – 82,9%. 
 
Сбор и удаление твердых бытовых отходов с территории города Волгодонска и зоны индивидуальной жилой застройки осуществляется на планово-регулярной основе согласно утвержденным маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин от места сбора отходов до места выгрузки отходов для конечного размещения на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО).  
 
Администрация города Волгодонска совместно с природоохранными органами, предприятиями и учреждениями города ежегодно проводит работу, направленную на решение задач в области обращения с отходами производства и потребления на территории города. Постоянно ведется работа по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами действующих «Правил уборки и содержания городских территорий в городе Волгодонске», утвержденных решением Волгодонской городской Думы от 06.03.2007 № 22. 
 
В течение 2009 года рассмотрено 438 дел в отношении лиц, нарушивших природоохранное законодательство. По 436 делам принято решение о наложении административных взысканий, в том числе: по 107 делам объявлены предупреждения, а 329 лиц подвергнуты штрафам на общую сумму 297,5 тыс. руб.

2.3. Влияние экологических  факторов среды обитания на  здоровье населения в Ростовской области

В городах  и регионах с неблагоприятной  экологической обстановкой у  детей наблюдаются функциональные отклонения в системе иммунитета, кроветворения и внутриклеточных  ферментов, выявляются нарушения компенсаторно-адаптационных  механизмов к условиям внешней среды.

При оценке состояния сердечно-сосудистой системы у детей, проживающих в районе с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, установлено повышенное артериальное давление у 20,3% против 9,7% в контрольном районе. У 47,7% обследованных детей в районе интенсивного загрязнения атмосферы выявлена анемия, в то время как в контрольном районе - лишь в 19,3% случаев.

Возрастной фактор в условиях загрязненной атмосферы также оказывает существенное влияние на частоту обращений  по поводу неспецифических заболеваний  легких. Самый низкий уровень показателя заболеваемости наблюдается в молодом  возрасте до 29 лет, а наиболее высокий - в старших возрастных группах  от 50 лет и выше.

Характер роста частоты неспецифических  заболеваний легких с увеличением  возраста разнится у мужчин и у  женщин. У мужчин наименьший показатель заболеваемости наблюдается в возрастной группе 20-29 лет, у женщин - до 19 лет. В старших возрастных группах у мужчин показатели заболеваемости по изученным нозологическим формам выше, чем у женщин.

Состояние загрязнения атмосферного воздуха оказывает влияние и  на здоровье работников непроизводственной сферы. Заболеваемость с утратой  работоспособности у учителей в  загрязненном районе была выше в 1,3 раза по числу случаев и почти столько  же в днях, чем в условно чистом районе.

При рассмотрении связи показателей  респираторной заболеваемости у  детей (0-14 лет) и частоты впервые  выявленных злокачественных опухолей у лиц старше 40 лет установлено, что повышение концентрации в  воздухе от одного до четырех загрязняющих веществ - взвешенных частиц, диоксида серы, диоксида азота, - относительно фонового уровня сопровождается увеличением риска возникновения респираторных заболеваний у детей на 18-20% и злокачественных опухолей у лиц старше 40 лет на 6-22%. Причем показатель относительного риска возрастает при воздействии комбинаций из нескольких загрязняющих веществ.

Атрибутивный риск (оценка избыточной заболеваемости в популяции в  связи с данным воздействием) при  повышении концентрации хотя бы одного из четырех рассматриваемых загрязняющих веществ составил 13,0-14,5% в случае респираторных заболеваний у  детей и 5,9-14,5% в случае злокачественных  опухолей у лиц старше 40 лет. Учитывая, что воздействию указанных вредных  примесей подвергаются крупные контингенты  населения, можно заключить, что  даже небольшое повышение уровней  риска существенно увеличивает  абсолютные показатели заболеваемости.

 

Раздел 3. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ.

3.1. Плата за  сосредоточенный сброс загрязняющих  веществ в водные объекты.

 Качество  вод  поверхностных  водных  объектов   формируется  под   воздействием            природных     антропогенных  источников  загрязнения.

 
  Антропогенными  источниками  загрязнения  являются  сосредоточенные 
сбросы     загрязняющих  веществ  со  сточными  водами  промышленных  предприятий рассредоточенные сбросы _стоки  с  селитебных    и  промышленных  территорий,              транспортных  магистралей,  сельскохозяйственных  угодий  и  т.п.   
 В  настоящее  время  в  Российской  Федерации  учитывается  и  регулируется  сброс        загрязняющих  веществ  всех  сосредоточенных  и  части  рассредоточенных  источников   загрязнения (городские,промышленные  свалки,животноводческие фермы  и комплексы,  ливнестоки.) 
     В  основе  регулирования  качества  поверхностных  вод  лежат  нормативы  предельно допустимых  концентраций  загрязняющих  веществ  (ПДК)  в  воде  водных  объектов,  устанавливаемые для  водоемов   рыбохозяйственного,  хозяйственно_питьевого   и                рекреационного назначения.  
   Водные  объекты  должны  обеспечивать  получение  воды  питьевого  качества  с            использованием  технологий,  предписанных  Регламентами  на  водоподготовку.   

 Сброс  сосредоточенными  источниками  загрязняющих  веществ  не  должен приводит  к  превышению  их  ПДК  в  водном  объекте.  Для  этого  территориальные  органы  МПР России  и  Федеральное  агенство  водных  ресурсов    на  основе  существующего  баланса  загрязнения  водного  объекта  устанавливают  каждому  водопользователю  норматив    предельно  допустимого  сброса  (ПДС)  загрязняющих  веществ  по  каждому  выпуску     сточных  вод.  Суммарные  загрязнения  не  должны  нарушать  и  тем  более  ухудшать         экологического  состояния  водного  объекта 
    Для  поэтапного  достижения  ПДС  в  Российской  Федерации  введен  и  успешно        применяется  показатель  временно  согласованного  сброса  (ВСС),  устанавливаемый  на  время  выполнения  водопользователем  согласованных  с  органами  государственного     надзора  и  контроля  водоохранных  мероприятий,  направленных  на  снижение  объема  загрязняющих  веществ,  поступающих  со  сточными  водами  в  водный  объект,  до       нормативов  ПДС.  Если  системой  водоохранных  мероприятий  не  удается  достигнуть   установленных  показателей ПДК вредных  веществв водном  объекте_возникает проблема приостановления  деятельности  предприятий - загрязнителей.    
   С  механизмом  регулирования  сброса  загрязняющих  веществ  тесно  связан экономический  механизм  взимания  платы  за  сброс:   предприятие  водопользователь,  работающий  на  основе  регламентов  и  сбрасывающий загрязняющие  вещества  в  пределах  ПДС,  оплачивает  сброс  по   однократному  тариф; за сброс загрязняющих веществ в интервалеПДС…ВСС по пятикратному; за сброс загрязняющих веществ свыше ВСС - по  двадцатипятикратному тарифу. 
     Российские  ПДК  и,  как  следствие,  нормативы  ПДС часто  экологически избыточны.  В  результате  применения  на  практике  жесточайшего   механизма   расчета  и  применения ПДС,атакже  расчета  платы  за  сброс  загрязняющих  веществ  в  поверхностные  водные объекты предприятия_водопользователи либо не  в состоянии  вносить установленные платежи за сброс,  либо  их  внесение  лишает  их  возможности  осуществить  предусмотренные водоохранные мероприятия. 
 Взимаемые с предприятии_водопользователей  средства  за  сбросы  загрязняющих веществ,  поступающие  в  бюджеты  разных  уровней (муниципальный, территориальный,  федеральный),  расходуются  на  различные  цели  и  только  незначительная  их  часть,  не  более14%  в  целом  по  России  направляются  на  осуществление  водоохранных       мероприятий.  В  связи  с  чем,  водоохранная  деятельность  предприятий  
_водопользователей,  а  также   муниципальных,  территориальных  и  федеральных            органов  исполнительной  власти,  как  правило,  малоэффективна  или  полностью            парализована.

Информация о работе Управление предприятием природопользования на примере Волгодонской ТЭЦ-1 в Ростовской области