Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:37, курсовая работа
Предприятие признаётся самостоятельно хозяйствующим субъектом, созданным в порядке установленных законов для производства товаров с целью удовлетворения потребностей и получения прибыли. Деятельность столь сложного организма, как предприятие, может быть успешной лишь при наличии координирующей функции, которую выполняет управление предприятием. Задачами данной курсовой работы являются: - определить понятие управление предприятием; - рассмотреть организационные структуры управления предприятием; - выявить цикл управления предприятием.
Введение……………………………….…….………………………………….3
1. Управление предприятием………………………………………………….4
1.1 Основные понятия менеджмента………..………………………………...4
1.2 Организационная структура управления предприятием….…..…………6
1.3 Цикл управления предприятием..……...…………….…………….…….12
1.4 Российский и западный менеджмент…..………………………………..17
2. Расчёт технико-экономических показателей работы предприятия в отчётном и планируемом годах (Вариант 10, Пиво «Адмиралтейское».…...…….22
Заключение………………………………………………….…..……………..37
Список литературы……………………………………………….…………...38
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности
Кафедра: «Маркетинг»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика предприятия»
на тему: «Управление предприятием»
Выполнила: студентка гр. МТб – 23
Ерёмушкина П.С.
Проверил : доцент, к.э.н ,
Скрипкина Т.А.
Кемерово 2013
Содержание
Введение……………………………….…….………………
1. Управление предприятием…………………
1.1 Основные понятия менеджмента………..………………………………..
1.2 Организационная структура управления предприятием….…..…………6
1.3 Цикл управления предприятием..……...…………….……………
1.4 Российский и западный менеджмент…..………………………………..17
2. Расчёт технико-экономических показателей работы предприятия в отчётном и планируемом годах (Вариант 10, Пиво «Адмиралтейское».…...…….22
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Любое управление не обходится без принятия управленческих решений, и постановка цели является самым важным из них. Управление предприятием - это частный случай управления, которое включает:
- антикризисное управление;
- управление активами;
- управление рисками;
- управление финансами;
- стратегическое управление;
- управление персоналом.
Каждый из аспектов управления заслуживает внимания.
Что же такое предприятие?
Предприятие признаётся самостоятельно хозяйствующим субъектом, созданным в порядке установленных законов для производства товаров с целью удовлетворения потребностей и получения прибыли.
Деятельность столь сложного организма, как предприятие, может быть успешной лишь при наличии координирующей функции, которую выполняет управление предприятием.
Тема данной работы «Управление предприятием». Она актуальна в настоящее время тем, что понимание сущности предприятия и закономерностей его развития, способствует эффективному управлению предприятием.
Задачами данной курсовой работы являются:
- определить понятие управление предприятием;
- рассмотреть организационные
структуры управления
- выявить цикл управления предприятием.
1. Управление предприятием
1.1 Основные понятия
Менеджмент как научная дисциплина начался тогда, когда люди стали его систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять. В конечном итоге появились теории, которые можно было преподавать и изучать.
Менеджмент – это координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач.
Управлением называется процесс достижения целей в управляемой системе. При этом подразумевается наличие субъекта управления и объекта управления.
Субъект управления – это источник управленческого воздействия. Им может быть человек, либо механизм управления.
Объект управления – это
«адресат» управленческого
Управление представляет собой циклический процесс, который включает 4 этапа:
- постановка цели;
- планирование;
- контроль над исполнением;
- оценка.
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие – это обособленная специализированная единица, основным признаком которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужные потребителю товары (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента.
Ассортимент – это состав продукции внутри одной номенклатуры, то есть это продукция одного назначения, но отличающаяся по какому-либо признаку.
Номенклатура – это укрупнённый перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающиеся между собой разными потребительскими свойствами.
Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. [7] Оно определяет структуру отраслей, их профиль и масштабы, территориальную и производственную специализацию.
Отрасль – группа однородных предприятий, характеризующихся особыми условиями производства в системе разделения труда, однородной продукции и выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве.
После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Любое предприятие имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
Во всех случаях основной задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимого товара. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. [1]
Способность предприятия адаптироваться к условиям непрерывно изменяющейся внешней среды во многом определена организацией самого предприятия, то есть тем, как осуществляется управление предприятием. Управление предприятием направлено на достижение целей и задач деятельности предприятия.
Основные функции в управлении предприятием это:
1.2 Организационная структура управления предприятием
На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Таким образом, под организационной
структурой управления необходимо понимать
совокупность управленческих звеньев,
расположенных в строгой
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
- звенья (отделы);
- уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо их часть.
К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности размеры производственно-коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.
Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.
Выбор организационной структуры зависит от таких факторов, как:
- организационно-правовая форма предприятия;
- сфера деятельности (тип выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент);
- масштабы предприятия (объем производства, численность персонала);
- рынки, на которые выходит предприятие в процессе хозяйственной деятельности;
- используемые технологии;
- информационные потоки внутри и вне фирмы;
- степень относительной обеспеченности ресурсами и др.
Рассматривая организационную структуру управления предприятием, также учитывают уровни взаимодействия:
- организации с внешней средой;
- подразделений организации;
- организации с людьми.
Важную роль здесь играет структура организации, посредством которой и через которую это взаимодействие осуществляется. Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов.
Структуры управления организацией
Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная. Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации. [8]
Организационная структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);
- короткие пути управления;