Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:37, курсовая работа
Предприятие признаётся самостоятельно хозяйствующим субъектом, созданным в порядке установленных законов для производства товаров с целью удовлетворения потребностей и получения прибыли. Деятельность столь сложного организма, как предприятие, может быть успешной лишь при наличии координирующей функции, которую выполняет управление предприятием. Задачами данной курсовой работы являются: - определить понятие управление предприятием; - рассмотреть организационные структуры управления предприятием; - выявить цикл управления предприятием.
Введение……………………………….…….………………………………….3
1. Управление предприятием………………………………………………….4
1.1 Основные понятия менеджмента………..………………………………...4
1.2 Организационная структура управления предприятием….…..…………6
1.3 Цикл управления предприятием..……...…………….…………….…….12
1.4 Российский и западный менеджмент…..………………………………..17
2. Расчёт технико-экономических показателей работы предприятия в отчётном и планируемом годах (Вариант 10, Пиво «Адмиралтейское».…...…….22
Заключение………………………………………………….…..……………..37
Список литературы……………………………………………….…………...38
4. Контроль
В работе менеджера исполнение и контроль тесно связаны друг с другом. Давая очередное поручение, менеджер держит в голове оценку выполнения этим сотрудником предыдущего аналогичного поручение.
Контроль в рамках системы бюджетного управления как раз и осуществляется через системы учета, соответствующие каждому из видов информации:
- контроль финансовой деятельности происходит через управленческий или только бухгалтерский учет и производные от них показатели;
- контроль производственно-хозяйственной деятельности — через систему хозяйственного учета и опирающуюся на нее систему экономических показателей, а также при помощи статистического учета и нормативной информации;
- контроль качества управления — посредством использования нормативной и статистической информации и т.д.
5. Анализ.
Анализ исполнения бюджета проводится на основе данных той или иной системы учета, адекватной решаемой задаче. Он нужен для решения достаточно широкого круга задач, которые могут быть объединены в две большие группы.
Во-первых, для оценки исполнения
плана и корректировки
- Какова общая оценка исполнения бюджета в отчетном периоде» т.е, хорошо мы сработали или плохо?
- Наблюдающиеся отклонения являются результатом внешнего воздействия или наших усилий?
- Причины наблюдающихся отклонений носят кратковременный характер или останутся в будущем?
- Учитываем ли мы эти отклонения на будущее и корректируем ли по этим причинам бюджет? И т. д.
Во-вторых, для оценки качества планирования. При этом мы ищем ответы на следующие вопросы:
- Если бюджет исполнен с большим превышением — был ли план отчетного периода достаточно напряженным?
- Если бюджет исполнен плохо — был ли план отчетного периода реальным?
- Если нормативы были выполнены, не пора ли сделать их строже?
- Если нормативы не выполняются — в чем причины, не требуется ли доработка нормативной базы?
- Какие из нормативов разумно использовать как базу для оплаты труда?
- Требуется ли пересмотр методов прогнозирования и планирования будущих бюджетов, структуры бюджета? И т. д.
После получения ответов на эти вопросы мы можем перейти к следующему этапу.
6. Формирование управленческого воздействия.
На этом этапе происходит подготовка последующих действий, которые будут направлены на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений. Попросту говоря, руководители компании в ходе анализа увидели отклонения факта от плана (прогноза), выявили их причины, оценили ситуацию и на этом этапе начинают генерировать соответствующие управленческие решения. Однако помимо генерирования решений на этом этапе требуется проведение дополнительных процедур, ориентированных как на согласование возникающих вопросов между собой, так и на отбраковку решений, которые хоть и хороши сам и по себе, но нецелесообразны в общем пакете. Также требуется «обкатать» принятые решения с учетом свежих данных об изменениях во внешней среде и о тенденциях внутри самого предприятия, которые получены в холе анализа. «Обкатка» нередко приобретает форму составления нескольких сценариев бюджета. И только потом наступает черед последней стадии цикла управления.
7. Корректировка планов.
Проведение корректировки планов, а в отдельных случаях и целей компании, является завершением цепи обратной связи и управленческого цикла вообще. На управленческих решениях предыдущего этапа корректируются планы — как оперативные, так и стратегические, И цикл управления начинается заново.
Таким образом, на разных этапах цикла управления должны решаться соответствующие содержанию этапа задачи.
Таблица 1. Задачи создания и оптимизации отдельных этапов цикла управления
Этапы цикла управления |
Задача создания этапа |
Задача оптимизации этапа для его полноценного функционирования |
1. Постановка целей предприятия |
Цели предприятия должны быть, сформулированы |
Цели предприятия должны быть адекватны миссии предприятия, внешней и внутренней ситуации и учтены в корпоративной культуре |
2. Принятие решений (планирование мероприятий) |
На предприятии должен быть прогноз деятельности, исполняющий функции ориентира (плана) |
План деятельности должен составляться в нескольких вариантах (сценариях), признаки реализации каждого из вариантов должны быть известны, критерии принятия решении дня каждого сценария используются в текущей деятельности |
3. Исполнение (реализация) планов |
Текущая деятельность должна увязываться с планами предприятия |
Планы должны быть развернуты и детализированы до такой степени, чтобы увязка текущей деятельности с ними была естественной |
4. Контроль над исполнением |
Контроль исполнения планов должен быть периодическим |
Периодический контроль приобретает форму мониторинга |
5. Анализ |
Проводится периодически и даст необходимую информацию для принятия управленческих решений |
Проводится периодически с частотой, соответствующей частоте принятия решений по каждому виду ресурсов; углубление анализа возможно для решения практически любой управленческой задачи |
6. Формирование управленческого воздействия |
Происходит на базе анализа исполнения планов |
Происходит на базе анализа исполнения планов с учетом прогноза развития событий по нескольким сценариям |
7. Корректировка планов и/или целей |
Происходит периодически |
Происходит периодически или с частотой, которая определяется изменением внешних и/или внутренних условий |
1.4 Российский и западный менеджмент
Для того чтобы правильно организовать работу на российском и международном рынках, необходимо знание мелочей, в которых проявляются особенности российских компании. Здесь приведена сравнительная характеристика российского и западного менеджмента с целью выявления этих особенностей.
В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории. Практика менеджмента считается вторичным делом по отношению к теории. Предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной. Там технические знания менеджера не считаются обязательными для руководителя, даже если он руководит техническим отделом или производственным предприятием. В западной теории менеджмента сделан однозначный вывод, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая грамотность является желательной, но не обязательной. Все западные бизнес школы огромное внимание уделяют разбору практических случаев. Особенность таких примеров в том, что они не имеют однозначного оптимального решения. Такой подход вырабатывает навык анализа нестандартной ситуации и выработки оптимального решения. Вышедший из западной школы менеджер быстро мыслит, легко ориентируется в нестандартной обстановке и эффективно руководит компанией или отделом в любом предприятии в условиях быстро меняющейся ситуации.
Одним из важнейших свойств руководителя на западе считается умение презентации. Навыки презентации воспитываются на западе со школы. Их тренируют в институтах и школах и по ним очень часто проводят занятия в западных компаниях. В России умение вести презентацию, выступать перед аудиторией не играет серьезной роли. В нашей стране гораздо выше ценится умение наладить личный контакт в переговорах один на один. При этом даже такому умению, как правило, не уделяется внимание в институтах. Серьезным недостатком российского высшего образования запад считает концентрацию на технической и информационной стороне, а не на общении и принятии решений.
Отсутствие проактивности
(представление о природе психи
Иностранцы стараются быть направленным на успех и достижения. Поэтому для них внутренняя атмосфера в коллективе, моральный дух, являются средством, а не целью. Поскольку работа для них является только способом получения средств для отдыха, развития и семейного счастья. Иное дело – российский гражданин, для которого работа может быть целью, а отдых после работы только способом набраться сил для работы. Поэтому иностранцев, приезжающих в Россию часто удивительно отношение россиян к атмосфере в коллективе. Когда для человека, работающего на предприятии, атмосфера в коллективе может быть важнее заработной платы.
Очень часто руководители
российских компаний придерживаются устава
из двух параграфов:
1. Начальник всегда прав.
2. Если начальник не прав, см. пункт 1.
При таком подходе руководителю
лучше иметь реактивного и
исполнительного подчиненного, чем проактивного
с собственными идеями и стремлениями.[7] На западе считается, что руководитель
должен скорее направлять своих подчиненных,
чем погонять их. Поэтому там всячески
подчеркивается близость и партнерство
руководителя и подчиненного. Руководитель
может не иметь отдельного кабинета и
быть всегда на виду у подчиненных, он
может ездить на такой же машине, как и
подчиненные, он может питаться в той же
столовой.
Среди русских менеджеров можно
слышать следующее выражение стратегии
компании: “Надо надеяться на лучшее,
а готовиться к худшему”.[7] На Западе используется совсем
иная методика. У западных менеджеров
имеется план на случай неудачи, но он
серьезно не прорабатывается по причинам
мотивации. С целью повышения производительности
труда на западе чаще используется метод
напряженных планов. При таком подходе
в план закладываются заведомо нереальные
показатели. Но эти показатели таковы,
что большинству могут показаться реальными
(планы, выполнение которых требует серьезного
напряжения сил). Главная задача такого
планирования – мотивационная. Цель -
заставить большинство сотрудников работать
напряженно, стремясь выполнить плановые
показатели. В случае неудачи сотрудники
все равно получают небольшую премию в
связи с ростом производительности труда. В связи с этим различается
и реакция населения на отсутствие достижений
или невыполнение планов. При серьезных
неудачах западное население (психологически
не подготовленное к неудачам) активно
реагирует, выступает, устраивает шествия
и митинги. В отличие от западного населения
россияне, как правило, готовы к худшим
вариантам развития. И если худший вариант
все же случается – граждане России реагируют
на это спокойно.
Россия никогда не испытывала недостатка в лесах, земельных угодьях, строительных материалах. Все это можно было брать из почти неисчерпаемого источника. Поэтому россияне всегда старались получить больше не за счет более тщательного и аккуратного использования имеющегося, а за счет широкого охвата как можно большего (пастбища, леса, водного пространства…). Соответственно и затраты (сил, продуктов, времени…) делались как можно больше. Экстенсивность развития экономики и широта характера до сих пор являются отличительными чертами россиян. Как результат – пренебрежение потерями и нанесенным вредом.
Ведя хозяйство с размахом, можно пренебрегать некоторым перерасходом сил и средств, если такой перерасход оправдывается возможностью большего охвата. До сих пор в русском языке существуют поговорки, оправдывающие размах и пренебрежение затратами: “Лес рубят – щепки летят”, “Снявши голову - по волосам не плачут”…[7] Подобный подход оставил свои следы и в экономике. Планирование бюджета идет весьма приближенно, запасы не ценятся, меры по уменьшению затрат на единицу продукции считаются крохоборством, не присущим русскому характеру.
Иностранные компании уделяют огромное значение развитию командного духа, умению работать в коллективе. Проводятся коллективные игры с самыми разнообразными целями. Устраиваются совместные мероприятия. Но в этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели. Следует заметить, что иногда открытый и коллективистский характер русского менеджера может мешать. Это относится к тому случаю, когда русский менеджер в силу своего характера становится на позицию работников компании и пытается отстаивать те интересы работников, о которых еще не успели открыто заявить его подчиненные. Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется. В иностранных компаниях ценятся профессиональная совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение не выходить из себя в напряженных условиях и умение взять на себя часть работы коллеги при необходимости. Российские компании ценят работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний.
В каждой западной компании стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании. Как уже говорилось, обязательными условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде. Остальные требования могут зависеть от конкретного руководства компании. В российских компаниях стиль руководства, почти всегда жесткий и авторитарный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией принятых руководством решений. А основным принципом российских компаний является получение прибыли любой ценой. Кроме того, одной из особенностей российского менеджмента, в отличие от западного, является пренебрежение к собственным законам.
Иностранные компании вынуждены жить в весьма жестких условиях конкуренции. Поэтому одним из обязательных условий работы иностранной компании является способность быстро приспособиться к меняющимся внешним условиям или способность быстро захватить освободившуюся нишу. Поэтому мобильность сотрудников компании – обязательное условие как при приеме, так и при последующих аттестациях. Российские компании, как правило, хорошо приспособлены к переменам внешним, но проигрывают иностранным компаниям в способности к внутренней реорганизации. В условиях однонаправленных изменений умение быстро измениться – неоспоримый плюс. Однако, в случае, когда в стране происходят изменения в ту или иную сторону, отсутствие внутренней гибкости может оказаться плюсом при откате внутренней политики в стране. Так, например, те организации военно-промышленного комплекса, которые не начали конверсии и были заморожены в ожидании появления нового государственного заказа, в условиях возврата к командно-административному управлению в стране оказываются намного более приспособленными к получению госзаказа, чем те, которые быстро перешли на рыночные курсы.[7]