Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – организация, технология и проектирование предприятия розничной торговли на примере магазина детской одежды.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретический материал по данной теме;
- подобрать необходимое помещение и торговое оборудование для магазина женской одежды;
- составить торговый ассортимент;
- изобразить на чертеже план магазина и торгового зала;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Выбор основных организационных параметров функционирования розничного торгового предприятия……………………………………………6
1.1 Определение ценового уровня товаров создаваемого розничного торгового предприятия …………………………………………………………6
1.2 Определение местоположения торгового предприятия…………………..9
1.3 Формирование ассортимента товаров в магазине…………… …………11
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров………………………..15
Глава 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии………………………………………………………...19
2.1 Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия.19
2.2 Разработка технологической планировки торгового зала………………23
2.3 Организация процессов приемки, хранения, подготовки товаров к продаже………………………………………………………………………...28
2.4 Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале……….31
Глава 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии………………………………...33
3.1 Разработка штатного расписания работников………………………….33
3.2 Организация материальной ответственности в магазине……………...36
Заключение……………………………………………………………………38
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.62 Мб (Скачать файл)

- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приема хранения и подготовки товаров к продаже.

В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, моечные и санитарные узлы должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

В детском магазине одежды предусмотрены следующие помещения:

- Торговый зал общей площадью 800 м2;

- Склад товарный 70 м2;

- Помещение для приемки товара 30 м2;

- Помещение для подготовки товара к продаже 12 м2;

- Кабинет управляющего 15 м2;

- Бухгалтерия 12 м2;

- Кабинет товароведа 18 м2;

- Для приема пищи 12 м2;

- Электрощитовая 10 м2;

- Гардеробная женская 7 м2;

- Гардеробная мужская 6 м2;

- Сан.узел женский 4 м2;

- Сан.узел общий 4 м2.

Для подсобных помещений  в среднем принято отводить 20-25% площади всего магазина. Общая площадь магазина составляет 1000 м2, из них торговый зал занимает 800 м2, а вспомогательные помещения – 200 м2 – 20,6%. (Приложение 3)

 

2.2 Разработка технологической  планировки торгового зала

Торговый зал магазина разделен на площадь рабочих мест продавцов и зал для покупателей. Рабочее место продавца - это участок торгового зала, на котором размещены оборудование, товары и инвентарь, необходимые продавцу для работы. В данном магазине будет использовано открытое рабочее место продавца, то есть оно будет сливаться с залом для покупателей. При разработке планировки магазина, важно продумать методы, стимулирующие продвижение покупателей по торговому залу, чтобы они покупали больше товаров, чем предварительно запланировали. Стимулирующими мероприятиями продвижения является внешнее разнообразие — размещение торгового оборудования, его виды, подъемы уровня пола, оригинальный рисунок пола, наклонные переходы, информационные дисплеи, витражи, освещение, запахи, звуковой фон и др. Атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу и общей стратегии, а дизайн способствовать принятию решения о покупке.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь - площадь, занимаемая под установку оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабинеты, зеркала), а также крупногабаритных товаров размещенных на полу. Обычно для них отводится 27-30 % площади торгового зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по формуле:

                                                                                                         


,                                                         

 

где, К(у) – коэффициент установочной площади;

          S(y) – установочная площадь;

         S(т.з.) – площадь торгового зала.

Торговая площадь магазина одежды «В гостях у сказки» составляет 800 м2. Установочная площадь – 251,05 м2. Рассчитываем степень эффективности использование площади торгового зала:

К=251,05/800=0,31 т.е. площадь торгового оборудования, предназначенного для размещения товаров составляет 31% от площади торгового зала, а значит, торговый зал данного магазина используется эффективно.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

 

 

где, Квыкл. – коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

          Sвыкл. – площадь выкладки товаров;

          Sт. – площадь торгового зала.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, т. к. от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала являются 0,7 – 0,75 или 70-75 %. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров. 

Рассчитаю коэффициент использования торгового зала под выкладку товаров. В торговом зале товар размещен на столах, стеллаж, манекенах, подиумах, стойках, вешалах, витринах и полках и занимает в общем 593,5 м2.

К=593,5/800=0,74 т.е коэффициент использования площади торгового зала под выкладку составила 74% [4, c.126] .

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь переходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров.

В современных магазинах планировка предусматривает возможность максимального использования полезной площади торгового зала, сохранения удобных проходов между оборудованием. Оборудование магазина должно хорошо просматриваться с любых точек торгового зала; оно не должно загораживать оконные витрины. В зависимости от системы расстановки оборудования используют различные виды технологической планировки торгового зала:

1. Линейная (решетка). Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных, перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, т.к. позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. Линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

2. Боксовая (трек, петля). При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают  на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью, при продаже специфических товаров требующих специального выбора (хоз. товары, парфюмерия, спорттовары и т.п.).

3. Смешанная. Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинации линейной и боксовой планировок.

4. Свободная (произвольная).

5.  Выставочная. При этом виде планировки торговый зал оборудуется витринами, горками, стендами,  открытыми столами и прочим торговым оборудованием,  размещаемым вдоль стен и в центре, образуется как бы выставка товаров со свободным доступом к ним покупателей. [3]

В своем магазине я использовала  выставочную планировку, которая позволят клиентам свободно перемещаться по залу, не боясь на кого-нибудь натолкнуться. Покупатели сами ходят по залу, рассматривая товар. Консультанты легко замечают интерес клиента к понравившемуся товару. Планировка рассчитана таким образом, что практически весь запас товара находится в самом отделе, что значительно упрощает и ускоряет процесс купли-продажи. Кроме того, увеличивается торговая площадь за счет ненужных помещений для хранения товара. При размещении товарных групп в магазине учитывают ряд правил: каждой группе товаров отводят постоянное место; родственные по спросу и назначению товары размещают рядом; товары, хорошо известные покупателям и не требующие длительного выбора, располагают у входа в магазин. План торгового зала магазина «В гостях у сказки» с расставленным оборудованием представлен в Приложении 4, а спецификация оборудования – в Приложении 5.

 

Также в Приложении 6 и 7 имеются фотографии фасада магазина и торгового зала. 

 

2.3 Организация процессов  приёмки, хранения и подготовке  товаров к продаже

При  разработке технологической планировки магазина должен быть разработан вопрос организации приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размещение этой группы помещений зависят от типа и размере магазина, характера выполняемых технологических операций.

На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расходная накладная; свидетельство о качестве товара; сертификат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата соответствия на товар, подлежащий обязательной сертификации. При поступлении товаров без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки) их должна принимать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или незаинтересованной компетентной организации.

На втором этапе процесса приемки осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Основными технологическими операциями по количественной приемке продовольственных товаров является взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров. Товары в таре, доставляемые в контейнерах принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. При количественной приемке непродовольственных товаров ведется подсчет числа товарных единиц. Операции количественной приемки товаров совмещаются обычно с операциями разгрузки транспортных средств.

На третьем этапе процесса приемки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции указанным срокам годности или гарантийным срокам эксплуатации.

В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров. В процессе хранения должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаров предельных и гарантийных сроков их хранения, определенных соответствующими нормативно-техническими документами (они отражены на маркировке товара или в техническом паспорте, прилагаемом к нему). Залы хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Помещения для хранения должны быть оснащены соответствующим технологическим оборудованием – стеллажами, подтоварниками и т.д.

Помещения для подготовки товаров к продаже должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Эти помещения должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций.[1,с.31]

Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций:

- проверки целостности  упаковки;

- распаковки товаров из внешней тары;

- проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения;

- проверка наличия инструкций  по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии, а по швейным изделиям - чистка и глажка.

При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т. п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально ответственным лицом и прикрепляется к товару. [8]

В магазине одежды «В гостях у сказки» при подготовке товара к продаже соблюдаются все предписанные требования. Одежда должна быть качественной, что соответствует высоким ценам (бренды), должна выглядеть аккуратно, не смотря на то, на каком торговом оборудовании она представлена (будь то плечики или стеллажи).

Помещение для подготовки товара к продаже оснащено всем необходимым оборудованием для вскрытия упаковок, коробок и подготовки товара. В этой комнате, как и на складе, поддерживается оптимальная влажность воздуха и температурный режим, необходимые для сохранности товара.

 

 

2.4 Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале

Эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале. При этом необходимо учитывать ряд факторов, основными из которых являются: частота приобретения товаров отдельных групп, габариты этих товаров, затраты времени покупателей на осмотр и отбор, а также количество разновидностей товаров, предлагаемых покупателям в рамках отдельных групп.

Определяющим фактором при распределении установочной и экспозиционной площади торгового зала между отдельными группами товаров является частота их приобретения. Чем выше частота приобретения товаров отдельных групп, тем большая установочная и экспозиционная площадь (а соответственно и площадь торгового зала) необходима для их размещения. Такой принцип размещения товаров позволяет более равномерно пополнять товарные запасы в торговом зале и более рационально использовать торговую площадь.

Информация о работе Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии