Власть и способы ее реализации в управленческой деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование власти и способов ее реализации в управленческой деятельности организаций.
Задачи данной курсовой работы:
раскрыть сущность и содержание понятия власти в организации
определить значение власти для управленческой деятельности;
определить основы и источники власти;
рассмотреть формы власти;
выявить приемы, позволяющие усилить власть в организации
обозначить предложения по эффективному использованию власти

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 76.19 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Определяющим началом  осуществления управленческой деятельности любой организации является власть.

Власть – одно из фундаментальных  начал общества, всех его структурных  уровней. Она существует везде, где  есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных объединениях, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве и международных  коалициях. Власть в организации  является одной из разновидностей общественной власти.

Большинство людей связывают  власть с силой и агрессией, но такой взгляд можно оправдать  только с позиции обыденного понимания. В действительности сила вовсе не является обязательным компонентом власти.

Об успехах руководителей, менеджеров судят не по тому, что  они делают, а по тому, как они  побуждают к работе других. А побуждать, или мотивировать, людей можно  только воздействуя на них определенным образом или влияя. Способность  оказывать влияние на поведение людей называется властью.

Власть может относиться к индивиду, группе, подразделению  и организации в целом. Концепция  власти строится на взаимодействии людей  и групп в организации, взаимозависимости. Обладание ею - это возможность  влияния на удовлетворение потребностей. Власть используют как руководители, так и подчиненные, для того, чтобы  достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть позволяет распоряжаться  действиями и поведением людей, направлять их в русло интересов организации.

Социолог Роберт Бирстед считает, что «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка».

Таким образом, власть играет большую роль в организации. Успех  и неудачи в применении власти и реакции на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Следовательно, осветить важнейшие стороны понимания власти в управленческой деятельности организации является весьма актуальным в наши дни.

Целью работы является исследование власти и способов ее реализации в  управленческой деятельности организаций.

Задачи данной курсовой работы:

  • раскрыть сущность и содержание понятия власти в организации
  • определить значение власти для управленческой деятельности;
  • определить основы и источники власти;
  • рассмотреть формы власти;
  • выявить приемы, позволяющие усилить власть в организации
  • обозначить предложения по эффективному использованию власти

Объектом исследования является проявление власти в управленческой деятельности.

В качестве предмета исследования выступают современное состояние  и основные тенденции использования власти в организации.

Для написания курсовой работы были использованы следующие научные  методы:

  • сравнение;
  • анализ;
  • прогнозирование;

При написании курсовой работы применялись такие источники  информации как: данные нормативных  документов, труды отечественных  и зарубежных ученых, научная, учебная  и методическая литература, периодические  издания.

Курсовая работа изложена на 32 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и включает в себя 2 рисунок,  список использованной литературы представлен 20 источниками.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие процесса управления

В управленческой литературе существует множество определений  понятия «про­цесс управления», в зависимости от выбранного того или иного ключевого момента.

Процесс управления является общей суммой всех функций управления. Выполнение функций управления требует  определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый  объект приводится в заданное или  желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия процесса управления. Таким образом, под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются, друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию или услуги. В этом определении подчеркивается центральный характер процесса, осуще­ствляемого аппаратом управления организацией, а также его связь с функция­ми для их реализации ресурсами. По сути дела, такое определение процесса управления совпадает с определением Анри Файоля понятия «управление» т. е. административной функции. По определению Файоля, управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Процесс управления - это  одна их четырех подсистем управления (методо­логия управления, процесс  управления структура управления, техника  управле­ния) и представляет: систему  коммуникаций; разработку и реализацию управ­ленческих решении; информационное, обеспечение.

Понятие «процесс управления»  отражает динамическую сторону управления - это необходимая последовательность действий, из которых складывается, воздействие менеджера на коллектив, управляющей системы на управляемую. [1,193]

В обобщенном представлении  процесс управления - это комплекс изменений, которые происходят в  управлении в определенные промежутки времени.

Цель управления является исходным этапом процесса управления. Какой бы она ни была, ясной или  размытой, явной или неявной, она  всегда существует как начальный  этап оценки ситуации и выработки  управленческих решений, как первый этап процесса управления. Ситуация характеризует  второй этап процесса управления. Ситуация - это состояние управляемой системы, оцениваемое отно­сительно цели. Третий этап управления - это этап определения  проблемы. Последний, четвертый этап управления - это этап управленческого решения.

В этой циклически развивающейся  управленческой деятельности находятся четыре элемента процесса управления: цель, ситуация, проблема и ее решение.

Цель - это идеальный образ  желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, это представление о том, чего организация хочет достичь. Отличие  ситуации от цели, как правило, включает множество разнообразных про­тиворечий. Их разрешение приближает ситуацию к  цели. Все противоречия связа­ны между  собой. Потому для единичного акта воздействия, которые формируется в процессе управления, необходимо найти главное  противоречие, его разрешение обеспечит  и облегчит разрешение всех остальных. Противоречие, на разрешение которого главным образом преимущественно  и направлено воздействие, и называ­ется  проблемой. Проблема в процессе управления - это главное противоречие цели и ситуации, разрешение которого определит  изменение ситуации в направле­нии принятой цели; или основное несоответствие фактического состояния управ­ляемого  объекта (ситуации) желаемому или запланированному (цели).

В связи с отклонением (хотя управление осуществляется и  должно осуще­ствляться независимо от того, есть отклонение или нет) от плановых (или нор­мативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей и нормативов. Необ­ходимость введения изменений, требующих для своей реализации ресурсов и времени, должна быть обоснована анализатором факторов, оказывающих воз­действие на состояние и положение организации. Совокупность факторов и ус­ловий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных фак­торов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуа­ции, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы и си­туационные факторы, приведшие к появлению проблемы.

Таким образом, процесс управления состоит из трех составляющих: обнаружение и анализ ситуационных факторов воздействия на организацию, т. е. среда управления организацией; определение проблемной ситуации, т. е. Процесс воздействия на проблемную ситуацию. [2, 79]

Поскольку процесс управления представляется как совокупность действий, связанных с анализом ситуационных факторов окружающей среды управления, постановкой цели или целей управления, выявлением и идентификацией про­блемной  ситуации, поиском и выбором альтернатив, то организация выполне­ния принятых решений и получение результатов  управленческой деятельности являются неотъемлемой частью процесса управления.

Управление организацией в целом следует рассматривать  как процесс, со­стоящий из совокупности циклических действий, так как  оно представляет собой не единовременное действие (цикл), а непрерывные и последовательные взаимосвязанные действия (циклы) по формированию и эффективному использованию управленческих ресурсов и возможностей организации для достиже­ния конкретных результатов или целей. Отсюда результаты первого цикла процесса управления оказывают влияние (позитивное и/или негативное) на ре­зультаты второго цикла управленческого процесс а и т. д.

Концепция процесса управления включает множество разнообразных  аспек­тов действий и операций. В  то же время управление организацией не может быть пассивным и адаптивным- напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемых результатов.

 

    1.  Понятие и источники власти

Власть представляет собой  многогранное явление, имеющее сложную  социальную конструкцию. Существуют различные  трактовки понятия «власть», применяемые в зависимости от определённого подхода научного исследования. Среди основных подходов можно выделить следующие:

  • телеологические определения власти рассматривают её как реализацию намеченных целей, причём не только в отношении людей, но также и в отношении других объектов;
  • психологические интерпретации власти представляют власть как компенсацию физической или духовной неполноценности. Существуют психологические предрасположенности человека к господству и подчинению;
  • структурно-функционалистические интерпретации власти рассматривают её как свойство социальной организации, основанное на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть в данном случае связанна с занятием руководящей должности;
  • реляционистские трактовки рассматривают власть как отношение между двумя партнёрами, при котором один из них оказывает влияние на другого. [3, 81]

Выделяют основу и источники  власти. Основой власти является то, откуда она происходит, а источником – то, через что эта основа используется.

В современной научной литературе утвердилась классификация источников власти на две группы: на личностной основе и на организационной основе, или структурно-ситуационная власть (рис.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Источники власти в  организации

Власть на личностной основе, как правило, обусловлена авторитетом  субъектов власти. Структурно-ситуационная власть спускается сверху, её нередко  называют должностной властью, возникающей  в результате распределения руководящих  функций. Данная власть формируется теми субъектами, которым она сама подчинена. Масштабы должностной власти существенно зависят от степени доверия подчиненного руководителю.

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие  источники власти:

    • экспертная власть - способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний;
    • власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы.
    • право на власть – способность человека использовать данные ему управленческие полномочия организации;
    • власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных;
    • потребность во власти – это желание человека иметь влияние на других людей.

В группу, составляющую организационную  основу власти, входят следующие источники  власти:

    • принятие решения- это влияние носителя власти на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия;
    • власть вознаграждения – ожидание получения благодарности, карьерного роста, финансового вознаграждения и т.д.;
    • принуждение – способность влиять на людей с помощью наказания, увольнения, штрафов, силовых методов и т.д.;
    • власть над ресурсами – возможность перераспределения потоков ресурсов;
    • власть связей – это способность человека воздействовать на других людей через использование своих контактов с влиятельными и авторитетными людьми. [4, 303]

Информация о работе Власть и способы ее реализации в управленческой деятельности организаций