Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью работы является исследование власти и способов ее реализации в управленческой деятельности организаций.
Задачи данной курсовой работы:
раскрыть сущность и содержание понятия власти в организации
определить значение власти для управленческой деятельности;
определить основы и источники власти;
рассмотреть формы власти;
выявить приемы, позволяющие усилить власть в организации
обозначить предложения по эффективному использованию власти
3. подчиненный должен считать
достаточно высокой
4. подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.
2.2 Делегирование власти
Делегирование – это процесс, посредством которого руководители помогают подчиненным приобретать навыки использования власти, необходимой для принятия решений, имеющих отношение к ним самим и к их работе.
В основе делегирования лежит принципиально иной взгляд на то, что представляет собой власть. До сих пор речь шла в основном о власти над людьми. Концепция делегирования делает упор на способности влиять на ход событий.
Делегирование власти, полномочий – это, по сути, «лакмусовая бумажка» для выявления менеджерских способностей у руководителя. Невозможно долго управлять персоналам посредством ограничения информации и концентрирования на себе максимального количества решений, и если начальник не способен эффективно делегировать полномочия, он занимает не свое место. [7, 237]
Руководитель может работать
и развиваться только вместе со своими
сотрудниками, передавая им полномочия
и власть для решения задач. Передача
части менеджерских обязанностей подчиненным
позволяет руководителю сосредоточиться
на достижении приоритетных целей и
способствует вовлечению рядовых сотрудников
в управленческий процесс. Делегирование
дает возможность оптимизировать работу
и повысить производительность труда.
Но, к сожалению, этот инструмент иногда
используется российскими руководителями
неграмотно, что зачастую обусловлено
отсутствием навыков
Также у руководителя могут возникать сложности с самим пониманием передачи части своих полномочий. Делегировать полномочия нередко мешают психологические барьеры и стереотипы поведения. Линейным руководителям свойственно ревностное отношение к своим задачам и боязнь остаться «не у дел».
В настоящее время в
решении таких проблем
Процесс делегирования функций должен происходить комфортно как для руководителя, так и для сотрудника. Иначе даже самый мотивированный работник потеряет желание выполнять порученную задачу. [8, 79]
Заботясь о «комфортном» делегировании, нужно соблюдать баланс между доверительным диалогом сторон и необходимостью дисциплинированного выполнения работником переданных ему функций и предоставления руководителю отчетности. Возможно, понадобиться произвести разделение этих аспектов взаимодействия начальника и подчиненного с целью предотвращения деформализации их отношений и размывания границ ответственности.
Потребность в передаче полномочий
как таковая появляется по мере развития
организации и более характерна
для стадии зрелости. На этом этапе,
как правило, двухзвенная структура
управления меняется на трехзвенную: появляются
руководители среднего звена и глава
организации уже не в состоянии
давать каждому задания и
Кроме того, делегируя функции, способствующие профессиональному росту и мотивации подчиненных, руководитель дает им немалое ощущение причастности к деятельности организации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что властные отношения и борьба за власть играют важную роль на всех этапах существования организации, часто определяя ее дальнейшую эволюцию. С этой точки зрения вопросы власти в организации являются важнейшим направлением исследований при изучении организации и управления.
На этапе зрелости, развитости организации возникает вопрос о делегировании полномочий, а с ними и части власти. Так как объем задач начинает превышать возможности руководителя (а это неизбежно происходит по мере роста организации, по мере приближения к этапу зрелости), поэтому приходится привлекать к выполнению ряда его обязанностей других людей – в этом кроется секрет успешного руководства. А от поведения специалиста по персоналу во многом зависит то, как будет осуществляться делегирование полномочий в организации. Делегирование полномочий делает упор на власти как на силе, способной заставить события следовать в нужном русле, а не способной убеждать других людей делать то, что нужно руководителю.
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1 Приёмы, позволяющие усилить власть
Использование власти в управленческой деятельности организацией требует проявления активности самого человека. Поэтому необходимо рассмотреть тактические приемы, которые руководство может использовать для усиления власти в организации, политические приемы, позволяющие достигать желаемых результатов (рис. 2).
Тактика усиления власти |
Политическая тактика использования власти |
Работа при высокой неопределенности |
Создание коалиций |
Создание зависимости |
Расширение сетей |
Обеспечение дефицитными ресурсами |
Контроль условий принятия решений |
Работа в стратегически непредвиденных обстоятельств |
Повышение легитимности и компетентности |
Прямое заявление |
Рис 2. Тактические и политические приемы усиления власти
Для усиления власти в организациях используют четыре следующих
тактических приема:
Власть есть результат
организационного процесса, который
можно понять и предсказать. Способность
использовать тактические и политические
приемы позволяет снижать
3.2 Предложения по эффективному использованию власти
Еще совсем недавно большинство организаций строились по традиционному принципу «пирамид», когда власть сосредоточивалась «наверху», у высшего менеджмента. В настоящее время наметилась тенденция более равномерного распределения влияния по организации в результате наделения сотрудников властью. Конечно, это пока еще мало распространенное явление, требующее очень развитой корпоративной культуры, но если бизнес организации и ее сотрудники достигли определенной степени развития, то руководству вполне можно попытаться передать часть своих полномочий своим подчиненным. Поначалу это может показаться сложным, но попробовать стоит – весьма вероятно, что в долгосрочном плане такая организация выиграет.
Представляется, что для повышения эффективности власти и влияния целесообразно:
1. Вести в структуру властных отношений власть, основанную на вознаграждении.
2. Использовать эффект партнерства в истинной форме.
Власть, основанная на вознаграждении, является очень эффективным способом заинтересовать работника и привлечь его к труду во благо организации. Речь идет о некоторой системе «бонусов», получаемых руководителем или специалистом (периодически или единовременно), вносящим значительный вклад в работу организации.
Но в этой форме власти, как и во всех других, есть недостатки. Сложностями в применении власти, основанной на вознаграждении, является ограниченность соответствующих ресурсов организации, и определение формы и размера вознаграждения, достаточного для стимулирования соответствующего сотрудника организации. Для эффективной реализации власти, основанной на вознаграждении, необходимо удовлетворять эти потребности персонала, используя различные подходы, в зависимости от статуса сотрудника.
Менеджеру высшего звена можно давать возможность приобретения акций компании или присваивать статус «партнера», премируя процентами от общей прибыли. Для поощрения менеджеров среднего и низшего звена можно применять более простые формы премирования.
Система влияния, основанная
на материальном стимулировании, должна
быть очень хорошо продумана с
точки зрения психологии персонала
и должна побуждать трудящихся проявлять
максимум старания и энтузиазма при
выполнении должностных обязанностей.
Коллективные «одноразовые» премии,
выдаваемы без такой системы,
будут восприниматься персоналом в
лучшем случае, как приятная неожиданность,
но не посодействуют более
Эффект влияния механизма
«партнерства» можно
Партнерство тесно связано с принципом влияния через участие, и при грамотном совмещении их можно получить очень хорошие результаты. Для этого необходимо:
В целом же, для эффективного
использования влияния
Для того чтобы эффективно использовать влияние путем убеждения, следует:
Информация о работе Власть и способы ее реализации в управленческой деятельности организаций