Власть и способы ее реализации в управленческой деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование власти и способов ее реализации в управленческой деятельности организаций.
Задачи данной курсовой работы:
раскрыть сущность и содержание понятия власти в организации
определить значение власти для управленческой деятельности;
определить основы и источники власти;
рассмотреть формы власти;
выявить приемы, позволяющие усилить власть в организации
обозначить предложения по эффективному использованию власти

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 76.19 Кб (Скачать файл)

3. подчиненный должен считать  достаточно высокой вероятность  удовлетворения потребности в  случае решения поставленной  задачи;

4. подчиненный должен верить, что  его усилие будет справедливо  оценено руководителем.

 

2.2 Делегирование власти

Делегирование – это процесс, посредством которого руководители помогают подчиненным приобретать  навыки использования власти, необходимой  для принятия решений, имеющих отношение  к ним самим и к их работе.

В основе делегирования лежит  принципиально иной взгляд на то, что  представляет собой власть. До сих  пор речь шла в основном о власти над людьми. Концепция делегирования  делает упор на способности влиять на ход событий.

Делегирование власти, полномочий – это, по сути, «лакмусовая бумажка» для выявления менеджерских способностей у руководителя. Невозможно долго  управлять персоналам посредством  ограничения информации и концентрирования на себе максимального количества решений, и если начальник не способен эффективно делегировать полномочия, он занимает не свое место. [7, 237]

Руководитель может работать и развиваться только вместе со своими сотрудниками, передавая им полномочия и власть для решения задач. Передача части менеджерских обязанностей подчиненным  позволяет руководителю сосредоточиться  на достижении приоритетных целей и  способствует вовлечению рядовых сотрудников  в управленческий процесс. Делегирование  дает возможность оптимизировать работу и повысить производительность труда. Но, к сожалению, этот инструмент иногда используется российскими руководителями неграмотно, что зачастую обусловлено  отсутствием навыков делегирования. По мнению Екатерины Балашовой, руководителя департамента по управлению персоналом в Chemicals & Pharmaceuticals Ltd., это происходит из-за того, что руководитель не всегда способен определить, какие полномочия и обязанности, несущие за собой определенную власть, можно и нужно передавать подчиненным. Кроме того, менеджер не всегда верно диагностирует потенциал работника, а для успешного делегирования руководителю важно быть уверенным, что сотрудник справится с поставленными перед ним задачами.

Также у руководителя могут  возникать сложности с самим  пониманием передачи части своих  полномочий. Делегировать полномочия нередко мешают психологические  барьеры и стереотипы поведения. Линейным руководителям свойственно ревностное отношение к своим задачам и боязнь остаться «не у дел».

В настоящее время в  решении таких проблем руководителям  могут помочь HR-специалист. Его помощь нужна в определении тех подчиненных, которые потенциально способны выполнять передаваемые руководителем обязанности.  При неверном выборе исполнителя или неэффективной передаче информации, а также недостаточном контроле за ходом порученной работы возможны ошибки и сбои, влекущие серьезные негативные последствия. Так, при принятии решения о делегировании полномочий, власти руководитель обязан держать во внимании ограничения, которые необходимо учитывать при выборе передаваемых обязанностей и функций. По мнению Натальи Нестеренко, консультанта по организационному развитию и управлению человеческими ресурсами, доцента кафедры политического менеджмента и социальной политики РГСУ, к полномочиям, которые не могут быть делегированы, относятся разработка и планирование генерального проекта, формирование команд и подбор исполнителей для его реализации, контроль работы, мотивационное стимулирование, а также оценка.

Процесс делегирования функций  должен происходить комфортно как  для руководителя, так и для  сотрудника. Иначе даже самый мотивированный работник потеряет желание выполнять  порученную задачу. [8, 79]

Заботясь о «комфортном» делегировании, нужно соблюдать  баланс между доверительным диалогом сторон и необходимостью дисциплинированного  выполнения работником переданных ему  функций и предоставления руководителю отчетности. Возможно, понадобиться произвести разделение этих аспектов взаимодействия начальника и подчиненного с целью  предотвращения деформализации их отношений и размывания границ ответственности.

Потребность в передаче полномочий как таковая появляется по мере развития организации и более характерна для стадии зрелости. На этом этапе, как правило, двухзвенная структура  управления меняется на трехзвенную: появляются руководители среднего звена и глава  организации уже не в состоянии  давать каждому задания и контролировать их выполнение. Следовательно, и процедура  принятия управленческих решений меняется. А умелое использование инструмента  делегирования помогает организации  быть более эффективной.

Кроме того, делегируя функции, способствующие профессиональному  росту и мотивации подчиненных, руководитель дает им немалое ощущение причастности к деятельности организации.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что властные отношения  и борьба за власть играют важную роль на всех этапах существования организации, часто определяя ее дальнейшую эволюцию. С этой точки зрения вопросы власти в организации являются важнейшим  направлением исследований при изучении организации и управления.

На этапе зрелости, развитости организации возникает вопрос о  делегировании полномочий, а с  ними и части власти. Так как  объем задач начинает превышать  возможности руководителя (а это  неизбежно происходит по мере роста  организации, по мере приближения к  этапу зрелости), поэтому приходится привлекать к выполнению ряда его  обязанностей других людей – в  этом кроется секрет успешного руководства. А от поведения специалиста по персоналу во многом зависит то, как будет осуществляться делегирование  полномочий в организации. Делегирование  полномочий делает упор на власти как  на силе, способной заставить события  следовать в нужном русле, а не способной убеждать других людей  делать то, что нужно руководителю.

 

ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

3.1 Приёмы, позволяющие усилить  власть

Использование власти в управленческой деятельности организацией требует проявления активности самого человека. Поэтому необходимо рассмотреть тактические приемы, которые руководство может использовать для усиления власти в организации, политические приемы, позволяющие достигать желаемых результатов (рис. 2).

Тактика усиления власти

Политическая тактика  использования власти

Работа при высокой  неопределенности

Создание коалиций

Создание зависимости

Расширение сетей

Обеспечение дефицитными ресурсами

Контроль условий принятия решений

Работа в стратегически непредвиденных обстоятельств

Повышение легитимности и  компетентности

 

Прямое заявление


Рис 2. Тактические и политические приемы усиления власти

Для усиления власти в организациях используют четыре следующих 

тактических приема:

  1. Работа при высокой неопределенности. Одним из источников власти подразделения может служить его работа в условиях неопределенности. Если руководство способно выделить в неопределенной ситуации ключевые моменты и взять их под контроль, власть подразделения возрастает. Неопределенность может возникать по различным причинам. И когда основные факторы неопределенности установлены, подразделение может предпринимать действия по ослаблению их влияния. Задачи неопределенного характера можно решить только методом проб и ошибок.
  2. Создание зависимости. Другим источником власти может быть зависимость. Если организация зависит от какого-либо своего подразделения в получении различного рода ресурсов, а также знаний или умений, подразделение может получить власть над другими. Обязательства повышают эту власть. Выполнение дополнительной работы, необходимой другим подразделениям, обязывает тех к ответным услугам в будущем. Власть, приобретенную созданием зависимости в будущем, можно применить при разрешении разногласий в пользу подразделения, оказывающего услугу. Поэтому настолько же эффективна стратегия уменьшения зависимости от других подразделений. Так во многих организациях ИТ-подразделения создали системы подвластности, и сотрудники других отделов зависят от этого подразделения.
  3. Обеспечение дефицитными ресурсами. Ресурсы необходимы для выживания организации. Подразделения, которые способны их накапливать и поставлять организации в форме денежных средств, информации или производственных мощностей, будут обладать большей властью. Так, например, отделы продаж имеют власть в производственных организациях, поскольку именно они обеспечивают приток финансов.
  4. Работа со стратегически непредвиденными обстоятельствами. Стратегически непредвиденными обстоятельствами могут быть принципиально важное событие, отсутствие альтернативных кандидатов, способных решать какую-либо задачу, или некая глобальная проблема, решение которой основано на взаимодействии многих подразделений организации. Стратегически непредвиденные обстоятельства могут быть найдены посредством анализа самой организации и ее меняющейся окружающей среды. И пока эти обстоятельства остаются новыми или трудноразрешимыми, подразделение, способное с ними справиться, может увеличить свою важность и власть. [9, 111]

Власть есть результат  организационного процесса, который  можно понять и предсказать. Способность  использовать тактические и политические приемы позволяет снижать неопределенность, увеличивать зависимость других подразделений, других людей, получать ресурсы и преодолевать стратегически  непредвиденные обстоятельства, что  позволяет усилить власть подразделения, руководителя. [10, 36]

 

3.2 Предложения по эффективному  использованию власти

Еще совсем недавно большинство  организаций строились по традиционному  принципу «пирамид», когда власть сосредоточивалась  «наверху», у высшего менеджмента. В настоящее время наметилась тенденция более равномерного распределения  влияния по организации в результате наделения сотрудников властью. Конечно, это пока еще мало распространенное явление, требующее очень развитой корпоративной культуры, но если бизнес организации и ее сотрудники достигли определенной степени развития, то руководству вполне можно попытаться передать часть своих полномочий своим подчиненным. Поначалу это  может показаться сложным, но попробовать  стоит – весьма вероятно, что  в долгосрочном плане такая организация  выиграет.

Представляется, что для  повышения эффективности власти и влияния целесообразно:

1. Вести в структуру властных отношений власть, основанную на вознаграждении.

2. Использовать эффект партнерства в истинной форме.

Власть, основанная на вознаграждении, является очень эффективным способом заинтересовать работника и привлечь его к труду во благо организации. Речь идет о некоторой системе  «бонусов», получаемых руководителем  или специалистом (периодически или  единовременно), вносящим значительный вклад в работу организации.

Но в этой форме власти, как и во всех других, есть недостатки. Сложностями в применении власти, основанной на вознаграждении, является ограниченность соответствующих ресурсов организации, и определение формы  и размера вознаграждения, достаточного для стимулирования соответствующего сотрудника организации. Для эффективной  реализации власти, основанной на вознаграждении, необходимо удовлетворять эти потребности  персонала, используя различные  подходы, в зависимости от статуса  сотрудника.

Менеджеру высшего звена  можно давать возможность приобретения акций компании или присваивать  статус «партнера», премируя процентами от общей прибыли. Для поощрения  менеджеров среднего и низшего звена  можно применять более простые  формы премирования.

Система влияния, основанная на материальном стимулировании, должна быть очень хорошо продумана с  точки зрения психологии персонала  и должна побуждать трудящихся проявлять  максимум старания и энтузиазма при  выполнении должностных обязанностей. Коллективные «одноразовые» премии, выдаваемы без такой системы, будут восприниматься персоналом в  лучшем случае, как приятная неожиданность, но не посодействуют более интенсивной  и качественной работе.

Эффект влияния механизма  «партнерства» можно распространить на всех работников, но более всего  он подходит для менеджеров высшего  звена.

Партнерство тесно связано  с принципом влияния через  участие, и при грамотном совмещении их можно получить очень хорошие  результаты. Для этого необходимо:

  • Создать в организации (эффективно используя власть, основанную на вознаграждении, и другие приемы влияния на психологию коллектива) атмосферу сплоченности во имя общей цели – процветания организации, и, как следствие, личного процветания. При этом, работник, некачественно выполняющий свою работу, подводит всю организацию, нанося ущерб общему делу.
  • Создать такие условия, при которых каждое мнение будет услышано, в независимости от ранга и статуса работника;
  • Обеспечить беспристрастную оценку мнений и принятия решений;
  • Обеспечить содействие исполнителю по принятому решению. Для этого, помимо коллективного осознания, что решаемая исполнителем задача нужна организации, а значит каждому сотруднику, необходимо, чтобы объем работы, произведенной соисполнителем, а также качество исполнения были зафиксированы для объективного анализа эффективности его деятельности, загруженности работой и последующего распределения «бонусов».

В целом же, для эффективного использования влияния менеджеру, на наш взгляд, необходимо выполнять  ряд следующих условий:

  • Потребность, к которой апеллируют, должна быть активной и сильной.
  • Человек, на которого влияют, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения — в той или иной степени — какой-то потребности.
  • Человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.
  • Человек, на которого влияют, должен верить, что его или ее усилие имеет хороший шанс оправдать ожидания руководителя.

Для того чтобы эффективно использовать влияние путем убеждения, следует:

  • Точно определять потребности слушателя и апеллировать к этим потребностям.
  • Начинать разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.
  • Постараться создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.
  • Говорить, сообразуясь с интересами слушателей, а не своими собственными. Частое повторение слова «вы» поможет слушателю понять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.
  • Если высказывается несколько течек зрения, постараться говорить последним – аргументы, прослушанные последними имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Информация о работе Власть и способы ее реализации в управленческой деятельности организаций