Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 09:14, курсовая работа
Целью данной работы является показать роль автомобильного рынка в экономике, дать характеристику предложения на автомобильном рынке развитых стран, выяснить суть проблемы иномарок для России.
В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой главе дается общее понятие и роль автомобильного рынка в экономике развитых стран, во второй главе подробно рассмотрены основные проблемы рос¬сийского рынка отечественных автомобилей. В третье главе рассматриваем налогообложение владельцев автомобилей и перспективы обязательного страхования гражданской от¬ветственности владельцев автотранспортных средств.
Введение 3
Глава 1. Влияние автомобилестроения на процессы экономического и
социального развития общества 5
1.1. Роль автомобильного рынка в экономике развитых стран 5
1.2. Автомобилестроение в отечественной экономике и в развитых странах 7
Глава 2. Отечественный автомобильный рынок 15
2.1. Основные производители и проблемы рос¬сийского рынка отечественных автомобилей 15
Глава 3. Налогообложение владельцев автомобилей 22
3.1. Основные требования налогообложения 22
3.2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев 25
Заключение 31
Список литературы 32
Организационные: развертывание мирового соперничества в создании "суперавтомобиля XXI века" с целью господства на самом емком рынке, одновременный инжиниринг и компьютеризация процесса разработки, позволяющая создавать новые модели за один-два года, глобализация рынка и интеграция автопроизводителей и поставщиков комплектующих как фундаментальный фактор индустрии будущего.
Специализация исследований, разработок и производства на основе национального и международного разделения груда. На материнской фирме сегодня производится 35-50% составных частей собственными силами, все остальное поступает по сути дела, на сборочный завод по кооперации. Повышается роль поставщиков на ранних стадиях разработки автомобиля, начиная с научных исследований и проектирования. Поставщик становится полноправным партнером фирмы - изготовителя автомобиля, как по обеспечению его качества, так и по распределению прибыли. Во многом этому способствует применение при заключении контрактов между фирмами стандартов ISO серии 9000 в качестве моделей для оценки обеспечения качества продукции у поставщиков (американская система взаимодействия с поставщиком QS 9000 развивает и дополняет международные стандарты ISO применительно к автомобилестроению)4.
В организации производства в мировой автомобильной промышленности сложилась четкая тенденция к переходу от массового конвейерного производства стандартного модельного ряда с минимальной адаптацией для конкретных рынков к гибкой организации производства, сбыта готовой продукции и закупок комплектующих.
Новые методы организации технологического процесса ставят целью минимизировать товарные запасы на основе концепции поставок "точно в срок", обеспечить жесткий контроль качества и быстрое реагирование на изменения покупательского спроса. Это обуславливает ускоренную смену моделей, широкую дифференциацию продукции и перенос производства к основным местам потребления.
В проектно-конструкторских работах в автомобильной промышленности в последние годы была внедрена концепция одновременного (параллельного) проектирования, предусматривающая создание многодисциплинарных рабочих групп (команд), выполняющих работы по проектам создания платформ (базовых моделей семейств) с использованием таких технологий, как функциональное управление качеством, системы автоматизированного проектирования и автоматизированного инжиниринга. Это обеспечило существенное сокращение сроков разработки новых автомобилей.
Для реализации этих тенденций передовые страны мировою автомобилестроения в условиях жесточайшей конкурентной борьбы провели в 70-80 годы, коренные изменения в производственной и финансовой базе отрасли, внедрение новых промышленных технологий, техническом перевооружении предприятий, установлении новых взаимоотношений между администрацией, трудящимися и правительством.
Так, для достижения новых ступеней мирового технического уровня совокупные расходы американских производителей на перестройку производства, модернизацию оборудования, научные исследования и разработку моделей, отвечающих новым условиям рынка, составили в 1978-1985 гг. порядка 80 млрд. долл. (в современных ценах) - суммой, сравнимой с послевоенным "планом Маршалла" и больше, чем на лунную программу США. Резкий рост капиталовложений в автомобильную промышленность наблюдался также в странах Западной Европы. В частности, компания "Рено" инвестировала в 1980-1990 гг. более 7 млрд. долл., "Фиат"-4,3 млрд. долл., "Фольксваген" - 3,8 млрд. долл.
Значительная часть этих инвестиций была прямо направлена на использование в производстве японского опыта конца 70-х годов, когда необходимость его внедрения на собственных предприятиях стала для американских и западноевропейских компаний совершенно очевидной.
Глобализация производства в автомобильной промышленности Запада в последние годы характеризуется отходом крупнейших фирм-продуцентов автомобилей от вертикально интегрированных автосборочных комплексов к созданию дифференцированных структур, охватывающих проектно-конструкторские работы, внедрение, собственно производство и закупку комплектующих в каждом из основных потребляющих регионов (Северная Америка, Европа и Восточная Азия) вместо традиционных экспортных операций. Параллельно развивался процесс интернационализации самой технологической цепочки производства комплектующих и предоставления услуг. Производители автомобилей концентрируют свое внимание на ключевой задаче, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей и поддержание престижа марки.
Автомобильная промышленность России является одной из ключевых отраслей экономики страны, оказывающей значительное влияние на решение её экономических, социальных, экологических и научно-технических проблем.
В условиях становления рыночной экономики доля автомобилестроения России в мировом производстве автомобилей (2,1%) превышает долю в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в мировом производстве (1,5%), что свидетельствует о существенном приоритете и потенциале отрасли для решения задач устойчивого развития национальной экономики.
Объем производства промышленной продукции отраслью в 2002 году составил около 250 млрд. руб. (3,4% от общего годового объема промышленной продукции в РФ). Доля автомобильной промышленности в налоговых поступлениях в федеральный бюджет составила (более 3%. Удельный вес реализации легковых автомобилей в общем розничном товарообороте достигает 6 %, а в обороте непродовольственных товаров - около 14%.
В общем объеме продукции все отраслей машиностроения России автомобилестроение составляет около 31 %, в том числе только гражданских - до 44%. Общая численность работающих на предприятиях отрасли превышает 800 тыс. человек. В тоже время, в смежных отраслях промышленности: металлургической, нефтехимической, стройматериалов, текстильной, электротехнической, электронной и других, непосредственно связанных с производством продукции для автомобильной промышленности, трудится еще более 6 млн. работников. Это означает, что каждое десятое рабочее место в хозяйственном комплексе России связано с обеспечением деятельности автомобильной промышленности. Кроме того, дополнительные многочисленные рабочие места создаются на предприятиях по сбыту, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники, по обеспечению запчастями, принадлежностями и эксплуатационными материалами, а также по формированию и обслуживанию автодорожной сети и транспортной инфраструктуры.
Некоторые предприятия автомобильной промышленности являются градообразующими. Они формируют и способствуют развитию инфраструктуры крупных, средних и малых городов, а при свертывании производства создают опасный очаг социальной напряженности.
Автомобилестроение занимает одно из ведущих мест в системе наукоемких высокотехнологичных отраслей. Их значение многократно возрастает в условиях глобализации экономических процессов и объективной неизбежности формирования постиндустриального информационного общества.
Глава 2. Отечественный автомобильный рынок
2.1. Основные производители и проблемы российского рынка отечественных автомобилей
Развитие производства наукоемкой высокотехнологичной продукции создает потребность в новых рабочих местах для высококвалифицированных специалистов, сокращает эмиграцию ученых и высококвалифицированных специалистов из России, образует условия для трудоустройства выпускников высших учебных заведений, приводит к существенному повышению их доходов.
Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли производства являются основой развития среднего класса высококвалифицированных работников, а, следовательно, и повышения потребительского спроса на различные виды наукоемкой продукции, расширения ее производства, оживления всей экономики страны и увеличения налоговых поступлений в бюджет государства. Это обеспечивает дополнительные инвестиции государства в развитие науки, культуры, а также лучшего обеспечения социально незащищенных слоев населения; увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики, на оборону, экологическую безопасность страны и так далее.
Автомобилестроение является отраслью с широким ассортиментом выпускаемой продукции. Прежде всего, оно обеспечивает развитие грузового автомобильного транспорта, который оказывает значительное влияние на функционирование всех отраслей материального производства и сфер непроизводственной деятельности в жизни общества. Это перевозки сельскохозяйственной продукции, на которых занято до 40% автопарка России; горнодобывающей промышленности, где автотранспортом выполняется более 40% перевозок в карьерах; лесного хозяйства, в котором перевозка всей древесины осуществляется автомобилями - лесовозами; строительства, использующего до 400 тыс. различных, в основном, специализированных автомобилей5.
Автомобильный транспорт играет важнейшую роль в структуре транспортного комплекса страны. Он не только самостоятельно осуществляет грузовые и пассажирские перевозки "от двери до двери", но и играет роль связующего с другими видами универсального транспорта: с железнодорожным, морским, воздушным и внутренним водным, объединяет их в единую транспортную систему страны.
С учетом обширной территории, занимаемой Российской Федерацией, плотности населенных пунктов роль автомобильного транспорта еще более возрастает, что и обусловливает устойчивый рост удельного веса автомобильных перевозок в общем грузообороте всех видов транспорта в России.
Особое значение для России представляет роль автомобильной промышленности в обеспечении необходимой обороноспособности страны собственной военной автомобильной техникой в современных условиях социально-экономического развития России. Военная автомобильная техника (ВАТ) играет исключительную роль в Вооруженных Силах России, определяет подвижность многих видов вооружений и военной техники, способствует обеспечению обороноспособности государства, то есть имеет стратегическое значение.
Трудно переоценить и роль автомобильного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей населения страны.
Автобусы в России выполняют 70% всего объема внутригородских и около 60% внегородских перевозок пассажиров, осуществляемых транспортом общего пользования.
Автобусное и легковое сообщение способствует решению крайне важных проблем расселения и повышения мобильности населения, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать решение градостроительных проблем.
Таким образом, несомненно, автомобиль - это рыночный товар, идущий как в производственное, так и индивидуальное конечное потребление, причем с очень коротким периодом окупаемости затрат на его производство и достаточно высокой эффективностью издержек на его эксплуатацию.
Переориентация экономики России от командно-административных методов управления, направленных преимущественно на соблюдение интересов производителей, к: управлению ею на основе механизма законов, учитывающих преимущественно интересы потребителей, то есть на рыночные условия хозяйствования, внесла серьезные изменения в деятельность отрасли промышленного производства.
За период с 1990 по 1995 годы производство грузовых автомобилей в стране сократилось в 5,2 раза, легковых автомобилей на 28%, автобусов на 33%. Чтобы перейти на рельсы новых рыночных отношений и методов производства, трансформировать предприятия в новые организационно-правовые формы, перегруппировать силы и освоить выпуск новой автомобильной техники, конкурентоспособной па внутреннем рынке, автозаводам потребовалось значительное время. Лишь начиная со второй половины 90-х годов, наметился некоторый рост производства в отечественном автомобилестроении.
В 2003 году производство легковых автомобилей достигло 1010,4 тыс. шт., но уступает уровню 1990 года (1102,7 тыс. шт.), производство автобусов составило 76,5 тыс. шт., что на 20,3 тыс. шт. превышает уровень 1990 года. Относительно низким остается производство грузовых автомобилей, выпуск которых в 2003 году составил 194,7 тыс. шт., или 27,1% к уровню 1990 года (717,6 тыс. шт.).
Начиная с 1996 года средний темп прироста объема производства (в шт.) в легковом автомобилестроении составили немногим более 3%, в автобус строении - 10%, в грузовом автомобилестроении - 5%6.
Экономическая обстановка в России и положение в отечественном автомобилестроении могут быть охарактеризованы следующими специфическими свойствами, характерными для современного периода и ближайшей перспективы:
Российские предприниматели и инвесторы до последнего времени не проявляли большой активности и заинтересованности вкладывать свои средства в совершенствование и развитие отечественного автомобилестроения из-за отсутствия уверенности в эффективности и надежности этих вкладов и недоверия к руководству страны. Это обусловливает "бегство" собственных капиталов из страны и работу их в интересах зарубежных предпринимателей.
Возможности привлечения в этих условиях иностранных инвестиций остаются весьма ограниченными, поскольку нет надежной законодательной базы и государственных гарантий, стимулирующих иностранных инвесторов делать вклады в развитие российской автомобильной промышленности.
Региональные органы управления не имеют собственных ресурсов для поддержания и развития, находящихся на их территориях предприятий автомобильной промышленности, хотя очень заинтересованы в решении ряда задач по эффективному взаимодействию с предприятиями отрасли.
Значительные внутренние и внешние государственные и корпоративные долги, потеря лучших кадров, устаревшие технологические циклы не позволяют производить достаточно конкурентоспособную продукцию по всей номенклатуре автотранспортной техники.
Создание профильных в автомобилестроении финансово - промышленных групп служат началом развития корпораций и сращивания банковского капитала с промышленным.
Зарождаются конкурентоспособные под отрасли по производству компонентов для автомобильной техники, которые становятся эффективным средством на пути к созданию конкурентоспособных конечных изделий отечественной автомобильной промышленности.
Утвержденная Концепция развития автомобильной промышленности России, реструктуризация автомобильной промышленности будет осуществляться поэтапно. Так, на первом этапе (до 2005 года) предусмотрено решение задач повышения привлекательности для инвесторов российского автомобилестроения, относительного снижения импорта и увеличения экспорта; повышения и стабилизации качества при некотором увеличении цен; подготовки конкурентоспособной продукции нового поколения на базе под отрасли компонентов и постепенного включения в международную систему разделения труда.
На втором этапе (2005-2006 годы) намечено обеспечить базу для массового производства автомобильной техники более высокого уровня, дальнейшего развития экспорта, расширения спектра автомобильной техники, перехода на самофинансирование.