Влияние автомобилестроения на процессы экономического и социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать роль автомобильного рынка в экономике, дать характеристику предложения на автомобильном рынке развитых стран, выяснить суть проблемы иномарок для России.
В данной курсовой работе выделяются три основные главы – в первой главе дается общее понятие и роль автомобильного рынка в экономике развитых стран, во второй главе подробно рассмотрены основные проблемы рос¬сийского рынка отечественных автомобилей. В третье главе рассматриваем налогообложение владельцев автомобилей и перспективы обязательного страхования гражданской от¬ветственности владельцев автотранспортных средств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Влияние автомобилестроения на процессы экономического и
социального развития общества 5
1.1. Роль автомобильного рынка в экономике развитых стран 5
1.2. Автомобилестроение в отечественной экономике и в развитых странах 7
Глава 2. Отечественный автомобильный рынок 15
2.1. Основные производители и проблемы рос¬сийского рынка отечественных автомобилей 15
Глава 3. Налогообложение владельцев автомобилей 22
3.1. Основные требования налогообложения 22
3.2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Рынок автомобилей в России.docx

— 53.03 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, следует отметить, что отечественная автомобильная промышленность, несмотря на техническое отставание от зарубежных фирм и тяжелое финансовое состояние, обусловленное низким уровнем спроса на отечественную технику, все еще сохраняет достаточный потенциал для своего развития и начинает адаптироваться к рыночным отношениям.

Со сменой владельцев предприятий начался процесс создания широкопрофильных холдинговых структур. Организуются сборочные производства с зарубежными компаниями. Проводится размещение российскими автозаводами своих сборочных производств на территории других стран. Осуществляется процесс реструктуризации долгов предприятий. Набирает силу процесс перехода от моно структур к бизнес - единицам и, в первую очередь, по производству автомобильных компонентов как основы высокого технического уровня и конкурентоспособности отечественной автомобильной техники.

Новыми тенденциями для российской автомобильной промышленности являются:

Смена организационно-правовых форм и собственников предприятий, производящих как полнокомплектные автомобили, так и комплектующие изделия.

Характерным для РФ является то, что процесс передела собственности одновременно сопровождается:

а) укрупнением и концентрацией капитала у новых владельцев автомобильных предприятий

б) организацией совместных сборочных производств с зарубежными компаниями "Форд", "Рено", "Ситроен", "БМВ", "Киа", "Хонда";

в) размещением российскими автозаводами своих сборочных производств на территории других стран.

Тенденция перехода отечественных заводов на общепринятые мировые схемы производства автомобилей с выделением производства комплектующих изделий в самостоятельные структуры.

Подключение к производству автомобильной техники предприятий оборонных и других отраслей, имеющих достаточные научно-технологический и кадровый потенциалы.

Диверсификация производства практически во всех крупных объединениях, направленная на освоение наукоемкой продукции на базе как отечественных разработок, так и лицензий.

Государство поддерживает реструктуризацию автомобильной промышленности; создает условия, способствующие привлечению в автомобильную промышленность России инвестиций, в том числе зарубежных; оказывает на конкурсной основе поддержку высокоэффективных проектов по организации производства автомобильной техники и ее компонентов, включая представление особых таможенных режимов; осуществляет заказ автомобильной техники для государственных нужд; проводит нормативно-правовое регулирование вопросов повышения безопасности и экологической чистоты автомобильной техники; участвует в финансировании фундаментальных и прикладных разработок в соответствии с принятыми государством приоритетами; финансирует НИОКР по разработке и обоснованию соответствующих стандартов и норм, а также работы по проверке сертификации продукции в рамках государственного регулирования в области стандартизации, сертификации и качества продукции автомобилестроения7.

Процесс передела собственности в Российской Федерации можно характеризовать как процесс внутрироссийской глобализации. Интеграционные процессы в автомобилестроении направлены на ликвидацию ущербности и уязвимости отечественных предприятий автомобилестроения, каждому из которых приходится бороться не с одной отечественной или зарубежной фирмой, а с объединенными конкурентами, работающими на единых компонентной, конструкторской и финансовой базах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Налогообложение владельцев автомобилей

3.1. Основные требования  налогообложения

Налог с владельцев транспортных средств был установлен законом РФ «О дорожных фондах» от 18 октября 1991 года №1759-1 (далее - Закон «о дорожных фондах» - М.Б.). Он регулируется статьёй 6 настоящего закона. Также необходимо отметить, что Инструкцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 04 апреля 2000 года № 59 (далее – Инструкция № 59 – М.Б.) которой, разъяснён порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств. Хотя инструкция и не является, согласно пункту 1 статьи 1 Налогового Кодекса, нормативным актом и не относится к налоговому законодательству, но ею всё равно руководствуются при уплате налога налогоплательщики и налоговые органы – при его взыскании.

Плательщиками налога являются (п.1 ст.6 Закона «О дорожных фондах»):

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) – далее «организации» (М.Б.);

- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее «предприниматели» – М.Б.);

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане и юридические лица;

- лица без гражданства,

- имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Налог уплачивается ежегодно.

Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств установлены следующие (п.1 ст. 6 Закона «О дорожных фондах»):

 

 

 

 

 

Объект налогообложения

Размер годового налога

1.Легковые автомобили  с мощностью двигателя:

- до 100 л.с. (лошадиных сил)

- свыше 100 л.с.

 

 

2.Мотоциклы и мотороллеры.

3.Автобусы.

4.Грузовые автомобили  и тракторы с мощностью двигателя:

- до 100 л.с. включительно

- от 100 до 150 л.с.

- от 150 до 200 л.с.

- от 200 до 250 л.с.

- свыше 250 л.с.

 

50 коп

 

1 руб 30 коп

 

30 коп

2 руб

2 руб

4 руб

4 руб 80 коп

5 руб 20 коп

7 руб 15 коп

2 руб


 

Ставки налога, относительно ставок, указанных выше, увеличиваются, в связи с изменением уровня цен и заработной платы, или полностью освобождаются отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога законодательными органами власти субъектов РФ (п.50 Инструкции № 59).

По транспортным средствам, приобретённым во втором полугодии, налог уплачивается в половинном размере (п.51 Инструкции № 59).

В случаях, когда транспортное средство находится на отдельном балансе участников совместной деятельности, уплату налога производят собственники данного транспортного средства, соразмерно их доле собственности на транспортное средство (п.47 Инструкции № 59)

Иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники указанных учреждений, а также члены их семей не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств.

В тех случаях, когда транспортное средство находится в долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников, соразмерно их доле собственности на это транспортное средство.

Налог взимается с владельцев транспортных средств, подлежащих регистрации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Фактически, сборщиками налога выступают органы ГИБДД, военной автоинспекции, госсельхознадзора, министерства и ведомства, выдающие государственные регистрационные знаки, при регистрации и перерегистрации, технических осмотрах. Налог уплачивается в отделениях Сбербанка РФ за текущий год, а квитанция предъявляется при вышеперечисленных действиях. Если же в прошлом году технический осмотр не проходился, то должны быть предъявлены квитанции за текущий и прошлый годы, иначе будет отказано в указанных действиях. В случае, если владелец освобождён от уплаты налога, то подаётся заявление, где указывается, что он не является плательщиков данного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Обязательное страхование ответственности автовладельцев в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Ключевое событие на рынке страхования – введение с 1 июля 2003 года в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). "Автогражданка", как и в первом квартале 2003 года, так и в 2004 году быстро пополняла портфели страховщиков. Такая динамика вполне очевидна и обусловлена психологией страхователя: большинство автовладельцев, удачно использующих добровольное страхование, перешли на ОСАГО в тех же компаниях. Поэтому дележ автовладельцев начался еще до введения закона.

Введение ОСАГО привело к созданию программ, сочетающих добровольное и обязательное страхование, что позволило снизить тарифы по добровольным видам.

Под влиянием ОСАГО будет изменяться рынок страхования автотранспорта. Страховые компании ожидают, что значительная часть водителей, страхуя ответственность, не забудет и об автомобиле. Покупая полис страхования автогражданской ответственности, люди будут проявлять интерес и к иным видам, в первую очередь к страхованию имущества и недвижимости. А в связи с тем, что у большой части населения доходы выросли, следует прогнозировать и развитие классического страхования жизни.

Крупнейшими страховщиками в области страхования ответственности автовладельцев являются компании: РЕСО-Гарантия, Ингосстрах, Росгосстрах, РОСНО и др.

С вступлением в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев существующая форма добровольного страхования гражданской ответственности автовладельцев теряет смысл в случаях, когда сумма страхового возмещения меньше, чем при обязательном страховании, а страховая премия при добровольном страховании выше или равна таковой при обязательном.

Добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев является конкурентоспособным в тех случаях, когда оно может перерасти обязательное. Страхователь заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, который фактически образует первый. На нем надстраивается добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Для прежних страхователей произошло незначительное удорожание, равное премии по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Для страховщиков это возможно выгодно, так как убытки более высоких уровней, то есть большие убытки, происходят значительно реже. Таким образом, страховщик выигрывает дополнительные средства для выравнивания сальдо по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев8.

В РФ до введения Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" наиболее успешное было каско-страхование (страхование угон + ущерб). Введение обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев сократило спрос на каско страхование. Прежде всего, оно будет, как и прежде, хорошо продаваться при страховании дорогих автомобилей, потому что суммы страхового покрытия по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев новых автомобилей иностранного производства, как правило, недостаточны.

Рисковая ситуация в России – это, в первую очередь, ситуация убыточности, то есть размер убыточности. Необходимо проанализировать, какие факторы риска существенно влияют на частоту и размер убыточности на единицу риска.

Поскольку в страховании ответственности среднесрочные и долгосрочные убытки, особенно причиненные жизни и здоровью, урегулируются зачастую в течение нескольких лет, то необходимо принимать во внимание следующие факторы:

1) число транспортных  средств и ежегодный размер  его прироста. Показатели размера  автопарка в РФ, к сожалению, очень  разнятся. По данным Министерства  транспорта РФ, в России в 2001 г. насчитывалось 24 млн. транспортных  средств. Из них примерно 20 млн. легковых  машин, 3,23 млн. – грузовых и 0,52 млн. – автобусов. Темпы прироста парка оцениваются в 8% и более, ежегодно. По оценкам российских экспертов, в 2005 г. в РФ должно быть 23-25 млн. легковых автомобилей, а в 2010 г. уже 30-33 млн.

В РФ в 2001 г. было продано около 1,68 млн. автомобилей – увеличение примерно на 65% по сравнению с предыдущим годом. Эти цифры должны быстро возрасти. В 2005 г. ожидается продажа 1,6 млн. автомобилей, в 2010 г. 2,2-2,5 млн., а в 2020 г. – 2,5 млн. легковых автомобилей. Важна также комплектация парка автомобилей. Исходят из того, что в 2010 г. на дешевые малолитражные автомобили класса "А" будет приходится только 8%, 14-15% - на автомобили класса "В", на автомобили класса "С" - до 40%. на высший сегмент, класс "D", - до 16%;

2) число ДТП и размер  убытков. Согласно статистике в 2001 г. было зарегистрировано 164 403 ДТП (+ 4,3% по сравнению с предыдущим  годом). При этом погибло 30 916 человек, 187 790 были ранены. Ни размер причиненного  имущественного ущерба, ни суммы, потраченные на медицинские расходы, не известны. Называется цифра  примерно в 200 млрд. руб., которая  характеризует общий экономический  ущерб, включая ущерб жизни и  здоровью. Таким образом, среднестатистический  экономический ущерб от одного  ДТП составляет примерно 1,2 млн. руб. в России ежедневно погибает  в среднем 84 человека.

В 2002 г. эти показатели продолжали расти. Так, в РФ в период с января по сентябрь 2002 г. произошло 132 755 ДТП, что составило 14% роста по сравнению с предыдущим годом. При этом погибло 23 710 человека, увеличение на 9%. Еще значительнее по сравнению с предыдущим годом выросло число раненых: 156 661 человек, более чем на 16,1%;

В 2004 г. в стране было зарегистрировано 208 506 ДТП, погибло 35 506 и ранено 251 386 человек. Если подсчитать, то ежедневно на дорогах России обрывается жизнь 95 человек, а еще 689 становятся калеками. Специалисты подсчитали, что социально-экономический ущерб от ДТП и их последствий составил за год 369 млрд. руб., а от гибели людей – еще 186,2 млрд. руб.

3) быстрая помощь на  месте происшествия оказывает  решающее влияние на размер  ущерба вследствие причинения  вреда жизни и здоровью людей. Жизнь или смерть, выздоровление  или инвалидность – все зависит  от этого. Международные исследования  показывают, что решающее значение  имеет тот факт, как скоро прибудет  карета скорой помощи, существенным  является также уровень ее  технического оснащения и укомплектованность  персоналом. По сравнению с многими  европейскими странами ситуация  в России выглядит очень тревожной, так как именно оказанию медицинской  помощи при ДТП длительное  время уделялось мало внимания.

Информация о работе Влияние автомобилестроения на процессы экономического и социального развития общества