Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:09, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является предприятие «Компани». Целью данной работы является рассмотрение анализа прибыли и эффективности деятельности предприятия, а также разобрать факторный анализ прибыли от реализации продукции на примере предприятия «Компани».
Для достижения этой цели могут быть поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность анализа прибыли, виды и классификацию прибыли.
Провести анализ эффективности деятельности предприятия.
Введение. 3
Глава 1. Анализ прибыли. 5
1.1 Факторы, влияющие на прибыль. 5
1.2. Общая оценка динамики прибыли. 7
1.3. Классификация прибыли. 9
1.4. Виды прибыли. 13
1.5. Методы анализа прибыли. 14
1.6.Оценка использования прибыли. 16
Глава 2. Анализ эффективности деятельности предприятия. 19
2.1. Эффективность деятельности предприятия. 19
2.2. Показатели рентабельности. 21
Глава 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции. 24
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37
39
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции — это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты (до выплаты процентов и налогов) от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты
процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчётном периоде.
6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.»4
Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.
Рис.1 Структурно – логическая модель формирования показателей прибыли
Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи — прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д. Желательно, чтобы финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах в таком разрезе.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.
Прибыль — это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
1.4. Виды прибыли.
«Прибыль от продаж — это разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции. Полная себестоимость реализованной продукции включает:
• себестоимость реализованной продукции;
• коммерческие расходы;
• управленческие расходы.
Прибыль (убыток) от прочей реализации. У предприятия могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Прибыль от реализации излишних основных фондов исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается в виде разницы между доходами и расходами по внереализационным операциям. Полученная предприятием общая сумма прибыли распределяется между предприятием и федеральным, региональным и местным бюджетом путем уплаты налога на прибыль.
Прибыль до налогообложения представляет собой разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности предпринимательской организации.
Прибыль от обычной деятельности или прибыль после налогообложения рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль.
Нераспределенная (чистая) прибыль — это разность между суммой прибыли от обычной деятельности и чрезвычайными доходами и чрезвычайными расходами предпринимательской организации. Нераспределенная прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации.»5
1.5. Методы анализа прибыли
Анализ прибыли предприятия подразделяется на отдельные виды в зависимости от организации его проведения, объектов анализа, масштабов и т.д.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.
Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа, как правило, представляют коммерческую тайну предприятия. Внешний анализ могут осуществлять аудиторские фирмы, банки, налоговые органы, страховые компании, причем у каждого субъекта внешнего анализа могут быть свои индивидуальные цели. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
«По периоду проведения анализ прибыли подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный анализ связан с изучением условий формирования прибыли, ее распределения или предстоящего использования. Как правило, речь идет о предварительном расчете ожидаемой прибыли по коммерческим сделкам, финансовым и инвестиционным операциям, планируемых предприятием в будущем. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Последующий (или ретроспективный) анализ осуществляется обычно за отчетный период (квартал, год) и позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как основан на результатах финансовой отчетности.
По объектам анализа выделяют анализ формирования и анализ распределения и использования прибыли. Анализ формирования прибыли проводится, как правило, в разрезе основных сфер деятельности предприятия — операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям использования и призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и работниками предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
По масштабам выделяют анализ прибыли по предприятию в целом, по его структурным подразделениям и по отдельным операциям. Анализ прибыли по предприятию в целом исследует формирование, распределение и использование прибыли на предприятии без выделения отдельных его структурных подразделений; анализ прибыли по отдельным структурным подразделениям. Предметом анализа прибыли по отдельным операциям, осуществляемым предприятием, может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным проектам и др.»6
1.6.Оценка использования прибыли.
Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Прибыль (убыток) отчетного периода распределяется между обществом в лице государства и хозяйствующим субъектом. Принципы распределения прибыли отражены в налоговом кодексе РФ (определяются государством).
В соответствии с действующим положением прибыль отчетного года распределяется в следующем порядке. Определяется прибыль, облагаемая налогом, — прибыль отчетного года уменьшается на суммы:
• доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
• доходов, полученных от долевого участия в деятельности другого предприятия (кроме доходов, полученных за пределами РФ);
• доходов игорного бизнеса и видеосалонов;
• прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (если ставка налога отличается от ставки по основному виду деятельности);
• прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;
• льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
«Налогооблагаемая прибыль облагается налогом по ставке 24%:
•сумма налога, исчисленная по ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
• сумма налога, исчисленная по ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджет субъектов РФ;
• сумма налога, исчисленного по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Ставки налогов для отдельных видов плательщиков дифференцированы.»7
Чистая прибыль равна разнице между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Чистая прибыль является основой развития экономики хозяйствующего субъекта. Направления использования прибыли и принципы распределения определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно и отражаются в учетной политике. Хозяйствующий субъект при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики. Исходя из этого, отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Необходимая информация для анализа отражается в форме № 2 и № 3 (в расчете отчислений в фонды). В соответствии с законодательством и учредительными документами хозяйствующий субъект распределяет чистую прибыль по следующим направлениям использования:
• отчисления в резервный фонд;
• отчисления в фонд социальной сферы;
• на благотворительные и иные цели;
• в акционерных обществах — выплата дивидендов.
В течение года хозяйствующий субъект направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.
Часть прибыли может быть нераспределенной — это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.
При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли).
В акционерных обществах распределение прибыли — это вопрос дивидендной политики хозяйствующего субъекта. Данная проблема решается по-разному хозяйствующими субъектами.
Капитализация чистой прибыли позволяет расширить производство за счет собственных средств. Это снижает величину расходов на обслуживание внешних источников финансирования (кредитов, займов). Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста капитала хозяйствующего субъекта, но и запас финансовой прочности (рентабельности продаж, оборачиваемости всех активов).
Информация о работе Влияние факторов на прибыль и эффективность деятельности предприятия