Влияние факторов на прибыль и эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является предприятие «Компани». Целью данной работы является рассмотрение анализа прибыли и эффективности деятельности предприятия, а также разобрать факторный анализ прибыли от реализации продукции на примере предприятия «Компани».
Для достижения этой цели могут быть поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность анализа прибыли, виды и классификацию прибыли.
Провести анализ эффективности деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Анализ прибыли. 5
1.1 Факторы, влияющие на прибыль. 5
1.2. Общая оценка динамики прибыли. 7
1.3. Классификация прибыли. 9
1.4. Виды прибыли. 13
1.5. Методы анализа прибыли. 14
1.6.Оценка использования прибыли. 16
Глава 2. Анализ эффективности деятельности предприятия. 19
2.1. Эффективность деятельности предприятия. 19
2.2. Показатели рентабельности. 21
Глава 3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции. 24
Заключение. 35
Список использованной литературы. 37
39

Файлы: 1 файл

курсовой по АХД.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2. Анализ эффективности деятельности предприятия

 

2.1. Эффективность деятельности предприятия

Проблема эффективности занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

 Для успешного функционирования  каждый хозяйственный субъект  должен стремиться к повышению  эффективности своей деятельности  на основе рационального использования  ресурсного потенциала, увеличение прибыльности производства, улучшения качества реализованной продукции.

  «В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которого лежит прибыль.

  Эффективность – сложная  экономическая категория и для  изменения ее уровня обычно  используют обширный перечень  разнообразных индикаторов. По своему экономическому содержанию все показатели эффективности  представляют собой отношение результата к затратам или ресурсам:

Результат (эффект)          или                     Результат (эффект)


Затраты Ресурсы


С переходом к рыночной  экономике изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) или высоком уровне качества труда и обеспечении конкурентоспособности продукции.

Одним из основных показателей эффективности работы организации является рентабельность (уровень прибыли), который показывает размер прибыли на единицу потребленных ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств или результатам деятельности,  обеспечивающим ее получение.

Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность — это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.»8

 

 

 

 

2.2. Показатели рентабельности.

Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить в группы:

  1. показатели рентабельности капитала включают показатели, характеризующие отношение прибыли к различным видам средств (капитала) к наиболее важным (определяющим) видам средств или авансированного капитала можно отнести активы предприятия (стоимость имущества), инвестиционный капитал, включающий собственные средства        и долгосрочные обязательства, собственный (акционерный) капитал.

«Рентабельность активов характеризует прибыльность или эффективность использования всех активов, сформированных за счет собственных и заемных источников:  

    Прибыль (П)                                         или Ра = П/А 


Средняя стоимость активов (А)                                        

Рентабельность инвестиционного капитала отражает эффективность использования средств приравненных к собственным, т.е. собственных источников и долгосрочных займов и кредитов:

                             Прибыль или       Рu = П / С+Д


Средняя стоимость инвестиционного капитала

Рентабельность собственного капитала характеризует прибыльность собственных средств:

Прибыль или      Рск = П/СК


Средняя стоимость собственного капитала 

 

 

  1. Показатели рентабельности производства, включая показатели, отражающие прибыльность использования производственных ресурсов.

Рентабельность от основной деятельности:

        Прибыль от продаж


Затраты на производство и реализацию

 

Рентабельность производственных фондов:

 

Прибыль от продаж


Среднегодовая стоимость основных и оборотных производственных фондов

 

  1. Показатели  рентабельности продаж  включая показатели рассчитываемые как отношение различных видов прибыли к выручке (на основе формы 2).Показатели рентабельности продаж позволяют оценить эффективность вложений средств в различные виды деятельности и структуру деятельности прибыли предприятия.

Рентабельность продаж:  Прибыль от продаж

         Выручка


 

Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения:

Прибыль до налогообложения

 Выручка


      

 

 Рентабельность продаж по чистой прибыли:

Чистая прибыль

                           


                           Выручка

  1. Показатели рентабельности рассчитываемые на основе потоков денежных средств, характеризуют отношение величины чистого потока денежных средств к различным видам средств     или выручке:

Рентабельность активов:  Чистый поток денежных средств

                                                 Средняя стоимость активов


 

Рентабельность собственных средств:

   Чистый поток денежных  средств


Средняя стоимость собственных источников

 

Рентабельность активов: Чистый поток денежных средств

 Выручка


 

 

Приведенные показатели рентабельности не столько характеризуют эффективность использования средств и результатов работы организации, сколько ее платежеспособность или возможности расплатиться с кредиторами и акционерами, поступающими денежными средствами.»9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

   

«Факторный анализ прибыли от реализации можно выделить три важных фактора, от которых зависит прибыль от реализации продукции:

    1. Объем реализации продукции ( , где i=1,2,3…n – товарные знаки) увеличения объема продаж, рентабельной продукции приводят к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит обратный процесс-уменьшение суммы прибыли.
    2. Структура реализованной продукции (соотношение удельных весов различных товаров в выручке от реализации): если увеличится доля более рентабельных видов продукции, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной и убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
    3. Себестоимость производства продукции и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
    4. Среднереализационные цены       изменения их уровня прямо влияет на сумму прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет и наоборот.»10

Рыночная цена отражает конечный результат общественного производства — непосредственную реализацию товаров и услуг потребителю, реальное соотношение спроса и предложения. Свободные (рыночные) цены на отечественные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены с налогом на добавленную стоимость и торговой надбавки. Свободные (рыночные) цены на импортные товары народного потребления формируются исходя из отпускной цены (включая таможенные пошлины и сборы, акцизы) и торговой надбавки.

В условиях рыночных отношений основной целью финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия; на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии.

При анализе деятельности предприятия исследуются:

  • Абсолютная величина прибыли. Если она положительна, предприятие работает прибыльно, если отрицательна – убыточно;
  • Динамика показателей прибыли предприятия за текущий анализируемый период, которая свидетельствует об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия;
  • Структура прибыли;
  • Влияние отдельных факторов на динамику прибыли.

«Для анализа влияния факторов на прибыль и эффективность деятельности компании используется анализ и оценка уровня динамики показателей прибыли. Составляется таблица, в которой используется данные бухгалтерской отчетности компании, представленные в отчете о прибылях и убытках (форма №2) (табл. 1).

                                  

 

 

Динамика показателей прибыли                       Таблица 1

Показатель

Отчетный период

Аналогичный период прошлого года

Изменение

абсолютное

Отчетный период к предшествующему, %

Пi

Пn

П1

П0

П1 – П0

П1 /П0 * 100%


 

При анализе динамики показателей прибыли в первую очередь оценивается рост показателей прибыли за анализируемый период, а затем отмечаются положительные и негативные изменения в динамике финансовых результатов.

Для анализа уровня и динамики прибыли  ЗАО «Компани» необходимо используя приложение 2, подготовить таблицу, на основе которой и будет проведена оценка за анализируемый период (табл. 2).

     Из данных табл. 2 видно, что в отчетном периоде прибыль  до налогообложения составила 705396 руб., по отношению к предшествующему  периоду она уменьшилась на 13,2%. Соответственно нераспределенная  прибыль также уменьшилась наа19,4% и составила 458508 руб.

        Следует отметить, что по отношению к аналогичному периоду прошлого года выручка от продаж продукции выросла на 123,5% ((1342288 руб.), однако себестоимость продаж продукции растет опережающими темпами (130,1%), что привело к снижению прибыли от реализации продукции в отчетном периоде на 10,8%.

Прибыль от финансово - хозяйственной деятельности также уменьшилась в отчетном периоде на 11,9 %. Однако, при этом положительной динамикой является уменьшение операционных расходов на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

                                                                                                  Таблица 2

Динамика прибыли ЗАО «Компани».

Показатель

Отчетный период

Аналогичный период прошлого года

Изменение

абсолютное

Отчетный период к предшествующему, %

 Выручка от продаж продукции (работ, услуг)за минусом НДС, акцизов.

7050462

5708174

1342288

123,5

Себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг.

6223332

4781850

1441482

130,1

Валовая прибыль

827130

926324

-99194

89,2

Расходы периода (коммерческие и управленческие)

-

-

-

-

Прибыль(убыток) от продаж

827130

926324

-99194

89,2

Сольдо операционных результатов

-123653

-128109

4456

96,5

Прибыль(убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

703477

 

 

798215

-94738

88,1

Сальдо внереализационных результатов

1919

14116

-12197

13,5

Прибыль до налогообложения

705396

812331

-106935

86,8

Прибыль от обычной деятельности

458508

568632

-110124

80,6

Нераспределенная прибыль

458508

568632

-110124

80,6


 

Информация о работе Влияние факторов на прибыль и эффективность деятельности предприятия