Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение среды деятельности РУП «Гомсельмаш» и ее влияние на механизм управления предприятием.
Объектом исследование является РУП «Гомсельмаш».
Предмет исследования – среда деятельности предприятия и ее переменные.
1 Изучение среды деятельности предприятия…………………………
1.1 Роль и характеристика экономической среды на предприятии…..
1.2 Сущность и характеристика внешней среды предприятия.............
1.3 Воздействие среды предриятия на принятие управленческих решений……………………...…………………………………………...
2 Исследование среды деятельности РУП «Гомсельмаш»……………
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП «Гомсельмаш»…...
2.2 Анализ внешней среды РУП «Гомсельмаш»…................................
3 Направление повышения эффективности взаимодействия предприятия со внешней средой………………………………..............
Производители могут оказывать влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию, хорошее сервисное обслуживание. Потребители очень важны для фирмы. Именно они определяют ее успех. Современная цель бизнеса – создать своего потребителя. Изучение покупателей позволяет лучше понять, какой товар фирмы будет пользоваться наибольшим спросом, на какой объем продаж она может рассчитывать, что ожидает продукт в будущем, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей [4, c. 59].
Конкуренты – это фирмы, реализующие продукцию на одних и тех же рынках или оказывающие услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Они конкурируют между собой за ресурсы. И самым главным из них является рубль покупателя. Фирма должна знать сильные и слабые стороны конкурента и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию. Конкурентами могут стать фирмы, производящие замещающий продукт, и фирмы, вновь входящие на рынок («пришельцы»). Необходимо создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев» (специализация, низкие издержки, контроль над каналами распределения, доступ к дешевым источникам сырья, известная марка товара и т. д.). В современных условиях зачастую не борьба с конкурентом, а сотрудничество с ним позволяет эффективно адаптироваться к среде и достигать поставленных целей.
Поставщики материальных и природных ресурсов могут воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. Эта зависимость дает власть поставщикам и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом – на эффективность деятельности организации. Установление предприятиями-монополистами неоправданно высоких тарифов на электроэнергию, газ, нерегулярное снабжение или отключение этих жизненно важных источников поступления ресурсов в случае неуплаты ставят многие организации на грань выживания или банкротства. Поэтому они стараются поддерживать со своими основными поставщиками взаимовыгодные отношения, порой на многолетней контрактной основе. Если фирма имеет надежных поставщиков, она может сэкономить на хранении запасов. От ненадежных поставщиков необходимо избавляться.
Анализ поставщиков должен показать, какова конкурентная сила поставщика и каковы ее факторы. При анализе следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблюдение сроков, условий и объемов поставок, на то, является ли поставщик монополистом данного вида ресурсов, возможна ли смена поставщика.
Рынок труда – это люди, обладающие необходимой квалификацией, способные реализовать цели фирмы и желающие в ней работать. В современной организации это главный ресурс. В данную группу входят все, с кем фирма взаимодействует, чтобы обеспечить себя необходимыми человеческими ресурсами: кадровые агентства, служба занятости, учебные заведения, биржи труда, системы переобучения и переподготовки кадров, профсоюзы. Изучение рынка труда позволяет получить информацию о наличии рабочей силы (необходимой специальности, квалификации, возраста, опыта работы, личностных качеств), способной работать с фирмой [5, c.56].
Внешняя среда организации характеризуется следующими чертами: сложностью, подвижностью, неопределенностью и взаимосвязанностью всех факторов.
Неопределенность – основная характеристика внешней среды, которая в свою очередь зависит от ее сложности и подвижности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о факторах внешней среды, следствием чего является сложность определения ее потребностей и изменений. Чем выше уровень неопределенности, тем сложнее принимать эффективные решения, тем выше риск. Поэтому фирма пытается снизить уровень неопределенности своего окружения. Для этого могут использоваться два типа стратегий – адаптации фирмы к изменениям среды и влияния, изменения самой среды, чтобы сделать ее более совместимой с целями и потребностями организации [6, c. 9].
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);
- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды Беларуси характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.
Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш" основан на государственной форме собственности, создан в 1930 году и осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РБ Законом Республики Беларусь "О предприятиях в Республике Беларусь", на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 24 января 1995 года № 12, входит в состав производственного объединения «Гомсельмаш» и является головным предприятием объединения.
Местонахождение завода: 246004, г.Гомель, Республика Беларусь, ул.Шоссейная, 41.
Предприятие создано для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в кормоуборочных и зерноуборочных комбайнах, прицепных специализированных емкостях и других машинах и оборудовании, в запасных частях, товарах народного потребления, в работах и услугах с высокими потребительскими свойствами при минимальных затратах, увеличения вклада в ускорение социально-экономического развития республики, объединения и обеспечения на этой основе роста благосостояния трудового коллектива.
Предметом деятельности предприятия является производство кормоуборочных комбайнов, производство и сбыт прицепных специализированных емкостей и других сельскохозяйственных машин, запасных частей, товаров народного потребления; выполнение конструкторских и проектно-технологических работ в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, а также принятыми обязательствами по договорам; оказание платных услуг; выполнение строительных работ; производство сельскохозяйственной продукции; осуществление внешнеэкономической, туристической деятельности, мелкооптовой и розничной торговли.
Перечень продукции:
- зерноуборочные комбайны
- кормоуборочная техника
- универсальные энергосредства
- комплексы машин на базе универсального энергосредства
- косилки-плющилки
- прицепная и навесная кормоуборочная техника
- свеклоуборочная техника
- картофелеуборочная техника
- жатки для уборки кукурузы на зерно
- жатки валковые зерновые
- жатки для уборки сои
- почвообрабатывающая техника
- товары народного потребления
Основной вид деятельности: производство сельскохозяйственных машин, УНН 400051757.
РУП «Гомсельмаш» является соучредителем двух совместных предприятий:
▪ совместного белорусско-германского предприятия «Сосновый Бор» ООО;
▪ совместного белорусско-украинского предприятия «Полесье-Сервис» ООО.
Кроме того, Республиканское унитарное предприятие «Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш» является соучредителем общества с ограниченной ответственностью «Гомельская строительно-инвестиционная фирма «Стройинвенст».
Основные заводы компании «Гомсельмаш» расположены в Гомеле – административном центре юго-востока Беларуси, втором по численности населения и экономическому значению городе страны.
Компания располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток.
В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российское предприятие «Брянсксельмаш», производящее в кооперации с «Гомсельмашем» кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае – постоянное представительство компании. В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах «Гомсельмаша» - создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке [6, с.23].
Разнообразие выпускаемой техники позволяет потребителю, в зависимости от размеров хозяйств, закупать как высокопроизводительную самоходную технику, так и прицепную, менее производительную, к имеющемуся в хозяйствах парку тракторов.
ПО «Гомсельмаш» является основным поставщиком кормоуборочных машин и прицепных ёмкостей, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями объединения являются сельхозпредприятия России, Украины и Беларуси.
С целью дальнейшего расширения рынков сбыта объединением проводится работа по организации совместного производства комбайнов на Украине и в Узбекистане, на базе Тернопольского завода и Ташкентского тракторного завода.