Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение среды деятельности РУП «Гомсельмаш» и ее влияние на механизм управления предприятием.
Объектом исследование является РУП «Гомсельмаш».
Предмет исследования – среда деятельности предприятия и ее переменные.
1 Изучение среды деятельности предприятия…………………………
1.1 Роль и характеристика экономической среды на предприятии…..
1.2 Сущность и характеристика внешней среды предприятия.............
1.3 Воздействие среды предриятия на принятие управленческих решений……………………...…………………………………………...
2 Исследование среды деятельности РУП «Гомсельмаш»……………
2.1 Технико-экономическая характеристика РУП «Гомсельмаш»…...
2.2 Анализ внешней среды РУП «Гомсельмаш»…................................
3 Направление повышения эффективности взаимодействия предприятия со внешней средой………………………………..............
Продукция РУП Гомсельмаш поставляется в Украину, Россию, страны дальнего зарубежья и в страны СНГ.
Также можно отметить что предприятие достаточно обеспечивает и Республику Беларусь. Это следует из того, что в 2010 году РУП "Гомсельмаш" выполнило все показатели, установленные государственной программой оснащения сельскохозяйственного производства современной отечественной техникой на 2005-2010 годы.
В частности, заданием предусматривалось, что "Гомсельмаш" должен изготовить и поставить на внутренний рынок 1,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, что на 25% больше, чем в 2009 году.
При этом, основной объем внутренних поставок пришелся на комбайны "Палессе-GS12". В хозяйства было поставлено 1380-1,4 тыс. таких машин. Кроме того, объединение по специальному заказу изготовило около 250 комбайнов КЗС-10К "Палессе-GS10", которые имеют повышенную проходимость и будут оснащены специальными арочными шинами для работы на переувлажненных полях.
Помимо зерноуборочной техники, в 2010 году "Гомсельмаш" изготовил для АПК Беларуси около 200 единиц кормоуборочных комбайнов "КВК-8060"и около 200 самоходных кормоуборочных комплексов "Полесье" K-G-6".
В целом в 2009 году для АПК Беларуси "Гомсельмаш" изготовил и отправил в хозяйства 1612 единиц кормоуборочной и зерноуборочной самоходной техники и увеличил объем производства товарной продукции в физическом выражении на 17,8% по сравнению с 2008 годом.
В 2011 году предприятие поставит на внутренний рынок около 2 тыс. единиц зерноуборочных и кормоуборочных самоходных комбайнов, а также самоходной техники для уборки сахарной свеклы.
Согласно государственному заказу, в 2011 году для нужд внутреннего рынка предприятие должно изготовить 1 тыс. 350 единиц зерноуборочных комбайнов различных модификаций, 458 единиц самоходных кормоуборочных комбайнов и 110 единиц свеклоуборочных комбайнов. Общий объем госзаказа составляет Br900 млрд.
Госзаказ на 2011 год формировался на основании указа президента Беларуси об утверждении республиканской программы оснащения современной техникой и оборудованием предприятий АПК, а также о строительстве, ремонте и модернизации производственных объектов этих организаций на 2011-2015 годы.
Главным конкурентом предприятия является ПО Ростсельмаш. И «Ростсельмаш», и «Гомсельмаш» являются промышленными гигантами, производящими сельхозтехнику в своих странах. Созданные в одну эпоху (построены в 1920-х годах прошлого столетия) предприятия в постсоветские времена успели побыть партнерами, конкурентами и даже врагами. Между белорусским и российским предприятиями возникают серьезные разногласия. Компания «Ростсельмаш» обвинила Беларусь в нескольких грехах. Во-первых, «Гомсельмашу» вменили в вину скрытый импорт белорусской сельхозтехники в Россию. Как утверждал ростовский производитель, белорусский «Гомсельмаш» поставлял свою технику в Брянск. На совместном предприятии машины проходили незначительную подготовку, после которой на эти комбайны распространялись российские льготы. Во-вторых, в который раз «Ростсельмаш» жаловался на условия поставок российской сельхозтехники на белорусский рынок. А третьих, вновь прозвучал упрек в продаже белорусских комбайнов на российском рынке по заниженной стоимости. Естественно, все обвинения руководство «Гомельсмаша» отвергло, заявив, что предприятие работает в рамках российского законодательства [8, c.121].
В целом можно сказать, что РУП Гомсельмаш осуществляет эффективную внешнюю деятельность, так как объемы продаж увеличиваются и от потребителей звучат только положительные отзывы.
3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ
Организация не может существовать в изоляции от внешней среды, и рассматривать организацию как открытую систему без учета влияния факторов внешней среды не просто бессмысленно, но и губительно для понимания организации, поскольку адаптация организации к внешним условиям - одно из главных условий выживания организации, от которого в конечном счете зависит достижение целей.
В деятельности любой современной организации задействованы ее многочисленные связи и взаимозависимости: с вышестоящими организациями, с поставщиками, правоохранительными органами, с политическими и другими организациями и институтами, существующими в данном конкретном обществе. Например, очень немногие организации принимают на себя полную ответственность за социализацию и обучение своих членов; чаще всего культурные образцы, профессии и материальное обеспечение получают от внешних систем [9, c.123].
Социальная структура также воспринимает свои важнейшие компоненты из внешней среды, поэтому структурные формы не меньше, чем технология, зависят от внешней среды.
Для дальнейшего эффективного развития РУП «Гомсельмаш» необходимы такие факторы внешней среды как технологические. Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения. Только так можно поддерживать высокую конкурентоспособность.
НТП несет в себе как огромные возможности для фирм, так и не менее огромные угрозы. Многие предприятия не в состоянии увидеть новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к негативным последствиям. В последние десятилетия наиболее значимыми инновациями отличаются компьютерная и телекоммуникационная отрасли. Кроме них, к наукоемким отраслям относятся: химическая и нефтехимическая, производство турбин и двигателей, машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, генная инженерия и т. д[10, c.23].
У завода есть свои ноу-хау. В годы, когда резко уменьшились возможности сельхозпроизводителей приобретать технику, на заводе решили сделать машину, которая сможет делать на поле все. Разделили машину на движущую и обрабатывающую части. В результате можно менять присадки, таким образом машина эксплуатируется 8 месяцев в году: и пашет, тогда как простая уборочная техника работает месяц в году в период уборки урожая[11,c.9].
Также необходимо налаживать новые международные связи как в области сбыта, так и поставок. Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, или столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм и вытеснения белорусских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электроника, ряд продуктов питания. Если компания действует на международном уровне, то факторы международной среды влияют на все другие элементы внешней среды предприятия [12, с.87].
В мире продается 30 тысяч единиц такой техники, доля “Госмсельмаша” в этом рынке — около 50%. Продается продукция на уровне 50-60% от мировых цен. Больно ударил по производству рост цен на металл (40% за полгода). Поднимать цену на продукцию предприятие не может по соображениям конкуренции. Поэтому на предприятиях — жесточайшая экономия.
В международной среде появляются новые потребители, поставщики, конкуренты, особенности государственного регулирования, новые правила, стратегические альянсы и т. д. Организация изучает особенности этих факторов, подстраивается под них, и в конце концов эти факторы изменяют саму организацию.
Одной из важных задач в объединении является повышение качества выпускаемой продукции. В связи с этим большое внимание уделяется обучению вопросам качества, которое проводится не только на курсах предприятия, но и в г. Минска. Всего за 2008 год обучено и аттестовано по вопросам качества 508 человек.
Первостепенное значение придаётся обучению работников объединения, специалистов хозяйств РБ и стран СНГ вопросам устройства, эксплуатации и обслуживания техники, выпускаемой ПО «Гомсельмаш».
В обязательном порядке необходимо повышать квалификацию кадров, принимать на работу молодых специалистов. Высокий уровень трудовой дисциплины на предприятии - это один из важнейших критериев нормального состояния морально-психологического климата в коллективе, наглядный показатель его нравственного здоровья. Каждый опытный кадровик может привести примеры, когда только за счет элементарного наведения порядка и укрепления трудовой дисциплины удавалось сравнительно быстро и без особых материальных затрат значительно повысить эффективность производства [13, с.45].
Для достижения успеха в деле укрепления трудовой дисциплины необходимо выполнение нескольких условий. Это, прежде всего, высокая организация труда и производства, четкое определение должностных функций каждого работника, продуманная система мотивации труда, последовательное и понятное подчиненным стремление руководителей всех уровней управления навести порядок на вверенном им участке работы.
Изучение накопленного в отделах кадров предприятий положительного опыта показывает, что состояние трудовой дисциплины во многом зависит также от уровня стабильности коллектива, удовлетворенности персонала условиями труда и размером заработной платы, созданными в организации условиями для повышения квалификации, профессионального роста, проведения досуга и т.д.
Основными тенденциями в развитии являются:
- Современные потребители прекрасно ориентируются в вопросах сервисного обслуживания и требуют индивидуального подхода.
- Потребители чаще отказываются иметь дело с продавцами услуг, обслуживающими технику разных производителей.
- В настоящее время организация снабжения запасными частями осуществляется в рамках выбора между задачей сокращения сроков ремонта оборудования и задачей уменьшения издержек, связанных с иммобилизацией средств в виде запасов материальных ценностей [14,с. 76].
Основными направлениями повышения эффективности являются: снижение производственного брака продукции, снижение сроков на устранение отказа техники, создание большего количества мобильных бригад, оптимальная ценовая политика, адекватность сервиса производству и т.д [15, с. 79].
Рассмотрим, как эти направления можно реализовать на ПО «Гомсельмаше».
В основу работы сервисной службы предприятия положены 3 принципа: оперативность, компетентность, эффективность.
Оперативную помощь техцентрам в период уборочных работ оказывают мобильные выездные бригады, число которых надо увеличивать и дальшедля быстроты операций по поддержанию техники в рабочем состоянии. Для более совершенной работы техники необходимо проводить не только экстренные ремонты техники, но и ремонт техники в межсезонный период, которые многие пользователи сельскохозяйственной техники не проводят по различным причинам, в том числе и финансовым. Для этого завод «Гомсельмаш» предоставляет свои сервисные услуги в кредит, что способствует лучшему установлению партнерских отношений между заводом и клиентами.
«Гомсельмаш» особое значение придает обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Для обучения сельских механизаторов в учебном центре ПО «Гомсельмаш», на дилерских и технических центрах, а также в областных учебных центрах облсельхозпродов Республики Беларусь привлекаются лучшие специалисты объединения.
Что касается адекватности сервиса производству, то в текущем году предприятие планирует в 2 раза нарастить объемы выпуска комплектующих и запасных частей. Эта продукция является наиболее востребованной.
Предусматривается, что в 2011 году ПО «Гомсельмаш» расширит количество дилерских центров, которые выполняют сервисное обслуживание техники, выпускаемой данным предприятием, в регионах Российской Федерации с 64 до 70, активизирует работу дилерских центров в странах Балтии и откроет собственные представительства в ряде стран.
Система технического обслуживания ПО «Гомсельмаш» должны развиваться и совершенствоваться и дальше. Но уже можно сказать, что создана реально действующая система сопровождения каждой проданной машины в течение всего срока эксплуатации.
Для того, чтобы сервис был эффективен, на «Гомсельмаше» уделяется самое большое внимание предоставлению услуг в области технического обслуживания новой техники, быстрота и гибкость операций по поддержанию техники в рабочем состоянии, создание значительной сети и средств срочного ремонта, особое значение придается обучению механизаторских кадров для работы на кормоуборочной и зерноуборочной сельмашевской технике, более эффективному использованию ее возможностей в предстоящем сезоне. Для конструкторов «Гомсельмаша» информация, поступающая от техцентров, необходима для совершенствования выпускаемых машин, создания новых в точном соответствии с запросами потребителей. А руководители хозяйств могут быть уверены - технические центры контролируют ситуацию и в случае необходимости их помощь будет быстрой и эффективной. Эффективная организация сервисного обслуживания повысит конкурентоспособность предприятия на внешних и внутренних рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной курсовой работе показано взаимодействие РУП «Гомсельмаш» с окружающей средой и ее влияние на принятие управленческих решений.
Любая организация находится и функционирует в среде и чтобы выжить и развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.