Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
-раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
-определить виды политики;
-проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
-охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели……………………………...6
1.2 Виды внешнеторговой политики…………………………………………… 7
1.2.1 Свободная торговля………………………………………………………....8
1.2.2 Протекционизм……………………………………………………………...9
Глава 2. Диалог России и Европейского союза: Через тернии к…
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество……………………………………..13
2.2 Экономическое сотрудничество…………………………………………....16
2.3 Россия в ОЕЭП……………………………………………………………….19
Глава 3. Внешнеторговая политика России
3.1 Тенденция и факторы развития внешнеторговой политики России……..22
3.2 Внешнеторговый оборот России…………………………………………....24
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы и источников…………
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой
политики и её цели…………………………….
1.2 Виды внешнеторговой политики……………………………………………
7
1.2.1 Свободная торговля……………………………………………………….
1.2.2 Протекционизм……………………………………………
Глава 2. Диалог России и Европейского
союза: Через тернии к…
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество……………………………………..
2.2 Экономическое сотрудничество…………………………………………
2.3 Россия в ОЕЭП……………………………………………………………….
Глава 3. Внешнеторговая политика
России
3.1 Тенденция и факторы развития внешнеторговой
политики России……..22
3.2 Внешнеторговый оборот России…………………………………………....24
3.3 Современный этап внешнеторговой политики
России…………………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источников…………………………...41
«Не воевать, а торговать»
- вот главный тезис в
Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР. В результате распада СССР Россия стала более северной страной, отделённой от Центральной и Западной Европы новыми государствами. Начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 года по этому поводу был принят пакет указов Президента и постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.). Право на ведение внешнеэкономической деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Кардинальные изменения геополитического и геоэкономического положения России после распада СССР существенно повысило роль внешнеэкономического фактора в развитии страны. Внешнеэкономическими стали для России хозяйственные и торговые связи не только с дальним, но и с ближним зарубежьем. В результате зависимость России от внешних рынков более чем удвоилась. Усиление внешнеэкономического фактора объективно диктуется проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.
Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет
Внешнеторговая политика - это комплекс мер позволяющих осуществлять торговлю с различными регионами и странами на различных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику
Внешнеторговая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик.
Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка - мировой экономики.
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
-раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
-определить виды политики;
-проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
-охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.
Сейчас по уровню
экономического развития Российская Федерация
занимает промежуточное положение
между развитыми и
Внешнеторговая политика
представляет собой относительно самостоятельное
направление
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.
Поскольку хозяйство всех
стран в той или иной мере зависит
от экспорта и импорта, государство
в законодательном порядке
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
изменение объема экспорта и импорта;
изменение структуры внешней торговли;
обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .)
изменение соотношения экспортных и импортных цен.1
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:
Автономной (самостоятельной, односторонней);
Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)
Автономно-конвенционной
В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.2
Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок
Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Сторонники этой политики
утверждают, что сравнительная
Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.3
Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Протекционизм система ограничений
импорта, когда вводятся высокие
таможенные пошлины, запрещается ввоз
определенных продуктов, используются
другие меры, препятствующие конкуренции
иностранных изделий с
Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.
Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.
Средний уровень нетарифных
ограничений рассчитывается как
стоимостная доля импорта/экспорта,
подпадающая под эти
В различные периоды истории
внешнеторговая практика склонялась то
в одну, то в другую сторону, однако
никогда не принимала ни одну из
экстремальных форм. В 50-60-е годы
для международной экономики
был характерен отход от протекционизма
в сторону большей
Выделяют несколько форм протекционизма: