Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
-раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
-определить виды политики;
-проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
-охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели……………………………...6
1.2 Виды внешнеторговой политики…………………………………………… 7
1.2.1 Свободная торговля………………………………………………………....8
1.2.2 Протекционизм……………………………………………………………...9
Глава 2. Диалог России и Европейского союза: Через тернии к…
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество……………………………………..13
2.2 Экономическое сотрудничество…………………………………………....16
2.3 Россия в ОЕЭП……………………………………………………………….19
Глава 3. Внешнеторговая политика России
3.1 Тенденция и факторы развития внешнеторговой политики России……..22
3.2 Внешнеторговый оборот России…………………………………………....24
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы и источников…………
Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.
В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.
Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.
Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран.
Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".
Особая роль в обеспечении взаимодействия национальных рынков и формирования на этой основе общего рынка должна быть отведена определению и введению в странах ближнего зарубежья единых норм и стандартов, соответствующих мировому уровню.
По поводу формирования общего
рынка стран СНГ среди
• постепенное изменение процесса координации хозяйственных планов и режима товарооборота в направлении более широкого использования стоимостного обмена;
• расширение поставок на прямых связях;
• прямое взаимодействие национальных оптовых рынков стран-членов СНГ;
• развитие приграничной торговли.
Соответствующие изменения
должны претерпеть и основные элементы
механизма торгово-
• в совместной деятельности центр тяжести должен сместиться к использованию экономических методов управления интеграцией;
• в сфере ценообразования
должно произойти сближение
• в валютной и кредитно-финансовой сферах должны быть созданы условия для формирования валютного союза стран Содружества, основанного на взаимной обратимости национальных валют и их обратимости в свободно конвертируемые валюты.
Общий рынок стран ближнего зарубежья не обособляется от мирового рынка, формируется с учетом всемирного разделения труда. Вместе с тем экономическая интеграция должна уметь себя защитить. Степень защиты в случаях сильной иностранной конкуренции не должна быть больше, чем она имеет место в наиболее промышленно развитых странах мира.
Реализация стратегии. Стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно.
На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта.
На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.
На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.
В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления:
• расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации;
• исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства;
• продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта.
На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей.
Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.
Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление.
Доминантой открытой экономики является расширение функций внешнеторгового обмена продукцией в материально-вещественной форме в процессе социально-экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу - повышение национального дохода. При этом почти все отрасли производственной деятельности постоянно сталкиваются с конкуренцией на мировых рынках. Это становится возможным благодаря производству основной части продукции не только для внутристранового рынка, но и для экспорта при одновременном разрешении конкурирующего импорта в определенных пропорциях.
Экспорт и импорт на четвертом
этапе реализации внешнеторговой стратегии
носят специализированный характер.
Существующая разница между объемом
экспорта и объемом импортных
потребностей настолько высока, что
практически не существует проблемы
внешнего платежеспособного спроса
- основного барьера
Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.
Достижение этих рубежей
возможно не только в результате радикального
совершенствования механизма
Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.10
В данной работе определены основные понятия внешнеторговой политики, определены ее виды, механизмы регулирования.
В курсовой работе проанализирована внешнеторговая политика России на современном этапе рассмотрены тенденции и факторы развития внешнеторговой политики внешнеторговый обмен, отношения России в ЕС.
Внешнеторговая деятельность
представляет собой целый комплекс
различных направлений, форм, методов
и средств перемещения
Для стабильного развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую "стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы торгово-политического
характера - унификация и снижение импортных
пошлин, активизация переговорного
процесса по присоединению России к
ВТО, расширение сотрудничества с Евросоюзом
и другие - формируют благоприятную
основу для дальнейшего развития внешнеторговых
связей, повышения их стабильности и предсказуемости.
Оставаясь
в мировом хозяйстве в
России
было бы важно определить своё отношение
к доминирующим в международном
экономическом обмене тенденциям и
последовательно реализовывать
внешнеэкономическую политику, обеспечивающую
её подобающее место в мире. Вполне
очевидно, что темпы и качество
экономического развития нашей страны
не в последнюю очередь будет
зависеть также и от того, каким
окажутся её позиции в меняющемся
мировом экономическом
1. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С.271
2. Краснов Л.В. Проблемы развития
внешней торговли России на современном
этапе // Проблемы прогнозирования. 2002.
№ 6. С.28-41
3. Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика.
М.: ТК Велби, Проспект, 2006
4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007
5. Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006
6. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007
7. Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005
8. Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2003
9. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
10. http://www.giac.ru
1 Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. / Под ред.В.П.
2 Супян В.Б. Экономика США. - СПб.: Питер, 2005
3 Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008
4 Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.: Центр экономики и маркетинга, 2008
5 Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, 2007
Сергеев П.В. Мировая экономика в вопросах и ответах. Спб.: Питер, 2006
6 Кузякин А.П., Семичев М.А. Мировая экономика. М.: ТК Велби, Проспект, 2006
7 Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41
8 Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271
9 http://www.giac.ru
10 http://www.giac.ru