Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа
Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
-раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
-определить виды политики;
-проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
-охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели……………………………...6
1.2 Виды внешнеторговой политики…………………………………………… 7
1.2.1 Свободная торговля………………………………………………………....8
1.2.2 Протекционизм……………………………………………………………...9
Глава 2. Диалог России и Европейского союза: Через тернии к…
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество……………………………………..13
2.2 Экономическое сотрудничество…………………………………………....16
2.3 Россия в ОЕЭП……………………………………………………………….19
Глава 3. Внешнеторговая политика России
3.1 Тенденция и факторы развития внешнеторговой политики России……..22
3.2 Внешнеторговый оборот России…………………………………………....24
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы и источников…………
• селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.
В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:
1. Экономический выигрыш
для отрасли или фирмы в
виде прироста объема
2. Направления и объемы
изменения бюджета государства
при применении конкретного
3. Изменение внутренних цен или потребления товара в стране, где применяется данная мера.
4. Изменение структуры
рынка данного товара и
5. Способствует ли данная
мера структурной перестройке
отрасли и выведению ее на
конкурентоспособный уровень
6. Как влияет на смежные отрасли производства.
7. Какова может быть
реакция другой страны на
8. Соответствует ли данная
мера обязательствам страны
В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.
Протекционизм может быть агрессивным, если его применяют более развитые государства по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.
Он также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.
Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.
В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.
В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:
геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;
колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;
различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;
миграция населения и кризисы в МЭ:
циклические,
структурные,
финансовые.
Внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.4
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество
Европейское направление
занимает важное место во внешнеполитическом
курсе современной России. Ведущие
европейские аналитики
И российские, и европейские аналитики, комментируя последние документы, справедливо обращают внимание на разность заявленных целей. В европейской стратегии приоритетные задачи обозначены в самом общем и широком плане – построение в России стабильной, открытой и плюралистической демократии, основанной на принципах правового государства и опирающейся на процветающую рыночную экономику; вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство, включая подготовку ко вступлению в ВТО; защита окружающей среды и борьба с организованной преступностью. Российская стратегия ставит приоритетные цели в более практической области: создание надёжной системы коллективной безопасности, повышение формата и результативности политического диалога, акцент на развитие торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества. Отдельно оговариваются интересы России при расширении ЕС, вопросы трансграничного сотрудничества. К сожалению российское предложение – составить совместный план действий на основе двух стратегий – не получило должной поддержки со стороны ЕС, сложилась своеобразная ситуация «асимметричного партнёрства». В мае 2004 состоялось последнее расширение ЕС за счёт вступления Польши и стран Балтии. Таким образом, общая граница России и ЕС достигла 2000 километров, что делает добрососедское сотрудничество весьма актуальным. Между тем в 2004 заканчивался срок действия «Совместной стратегии ЕС по отношению к России», а в 2007 году – заканчивается срок действия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве, и сегодня пора подумать над тем, как сделать более действенными и эффективными важные для обеих сторон российско-европейские отношения. Многие российские эксперты оценивают действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и другие официальные документы, развивающие партнёрство, как результат переоценки возможностей российско-европейского сближения, поскольку с обеих сторон имели место завышенные ожидания, которые затем сменились очевидным разочарованием. С европейской стороны оценки аналогичные: нельзя не согласиться с известным немецким политологом, руководителем исследовательской группы Германского института международной политики и безопасности Х. Тиммерманном в том, что пора отойти от деструктивной критики друг друга и перевести обсуждение в конструктивное русло, разрабатывая конкретные рабочие программы по отдельным проблемам, рассчитанные на краткосрочный период. И для этого необходимо обозначить не только точки пересечения взаимных интересов, но также проблемы и противоречия, которые накопились в последние годы.
2.2 Экономическое сотрудничество
Позитивные результаты российско-европейского сближения наиболее очевидны в экономической сфере, где в последние годы упрочились многосторонние экономические связи. ЕС представляет для России одного из более значимых экономических партнёров: 52% прямых инвестиций в Россию идут именно из ЕС (из США – 14%), почти 50% российской внешней торговли приходится на ЕС (на США – 8%, на Японию – 3%). Вместе с тем в экономической области возможности сотрудничества России – ЕС далеко не исчерпаны, и это касается как развития отношений в сфере торговли, так и партнёрства в области энергетики. Решение British Petroleum объединиться с группой «Альфа» и инвестировать 7,1 млрд. долл. в российский нефтяной гигант ТНК представляет собой качественно новый шаг в осуществлении прямых инвестиций в Россию. Известно также, что с 2000 года Германия достаточно тесно связана с российским энергетическим сектором и немецкий капитал участвует сегодня в «Газпроме». По запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, и европейские эксперты подчёркивают, что доля природного газа в энергобалансе Европы будет постепенно увеличиваться. Последние четверть века Европа быстро смещается от потребления традиционных видов топлива, прежде всего угля и нефти, к газу и отчасти атомной энергии. Если в мире потребление газа за последнее 10-летие выросло на 20%, то в Европе – почти на 40%. Правда, европейские страны прилагают усилия по развитию собственных возобновимых ресурсов (энергия ветра, биомасса, солнечная энергия). Однако в обозримой перспективе использование возобновимых энергоносителей не решит энергетических проблем. Решение основных проблем своего энергетического сектора – повышение конкурентоспособности продукции ЕС и минимизация негативного влияния на окружающую среду – Европа видит в увеличении доли газа в энергобалансе. Это подразумевает переход на импортный ресурс: к 2020 году от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счёт импорта. И один из его главных источников – импорт из России и СНГ. Уже сейчас ЕС получает из России примерно половину всего импортируемого газа. Но до сих пор существуют разногласия, возникающие по вопросу о внутренних ценах на энергоносители. Даже европейские эксперты откровенно пишут о том, что не обеспечено честных условий конкуренции для русских инвесторов и поставщиков энергоносителей в Европу и поэтому они «нередко встречают противодействие лоббистских группировок, едва лишь речь заходит о том, чтобы предложить равные условия при приватизации (пример: предприятия по переработки нефти), или же об экспорте недорогой энергии (пример: электроэнергия)». Аналогичные явления происходят в вопросах вовлечения высокоразвитых секторов российской экономики в единый европейский сектор военной промышленности. Можно напомнить, что некоторые выгодные совместные проекты были провалены из-за сопротивления европейских лоббистских группировок, например производство военно-транспортного самолёта АН-70. Значительные возможности расширения сотрудничества между Россией и ЕС заложены в сфере науки, технологии, безопасности и культуры. Многие европейские аналитики указывают на потенциал космического сектора, где амбициозные европейские проекты создания глобальной системы навигации и развёртывания «Галилей» должны открыть новые перспективы для совместной работы. Планы использования европейского космодрома Куру во Французской Гвиане для запуска космических кораблей «Союз» – важная составляющая этих условий. В политической повестке дня вопросы, связанные с Ближним Востоком, Афганистаном и Ираком, занимают первое место для России и ЕС. В качестве постоянного члена Совета Безопасности Россия обладает в нём правом «вето» и без согласия России не может быть представлен ни один мандат ООН на обеспечения мира и проведение действий по устранению кризисных ситуаций.
Мнения российских аналитиков
по поводу последствий расширения ЕС
для России разделились. Одни с тревогой
предупреждают о
2.3 Россия в ОЕЭП
Откровенное обсуждение сложных вопросов российско-европейского сотрудничества могло бы стать реально деловой основой не только экономического сотрудничества, но и парламентского диалога России и ЕС, который сегодня используется недостаточно активно для обсуждения противоречий стратегического партнёрства. Это тем более актуально, что европейцы в основу проекта Общего европейского экономического пространства России и ЕС (общая концепция ОЕЭП одобрена на римском саммите 2003 г.) предлагают заложить гармонизацию правового пространства и выработку единого регулирования. Однако «сближение» российского и европейского законодательства не может идти только в направлении приведения российских правовых норм в соответствие со стандартами ЕС, - необходимо совместное обсуждение конкретных противоречивых аспектов европейского законодательства, которое должно сопровождаться изменением некоторых норм и введением новых правил, которые касаются конкретных сфер совместного сотрудничества. Многие российские эксперты с тревогой пишут о том, что создание с ЕС Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) потребует от России в первую очередь признать реальной перспективу утраты части своего суверенитета, что связано с необходимостью принять массив европейского законодательства, в разработке которого Россия не принимает участия. И здесь уместно посмотреть на опыт создания Общего европейского экономического пространства ЕС с Норвегией (которая не является членом ЕС). Норвежские политологи откровенно пишут о том, что норвежские парламентарии утратили интерес к работе в комитетах ОЕЭП, поскольку там от их мнения почти ничего не зависит, и 80% законопроектов принимается вообще без изменений. В тех случаях, когда принятый законопроект противоречит интересам Норвегии, это ведёт к судебному разбирательству ЕС в отношении Осло, и в судебном порядке Норвегию принуждают принять нормы ЕС. В качестве примера можно назвать введение в действие директивы по либерализации рынка природного газа 1998 г. В этой связи не могут не вызвать удивление советы некоторых российских политологов принять именно норвежскую модель как наиболее предпочтительную для России. Необходимо подчеркнуть, что если для европейских государств отказ от некоторых полномочий и части суверенитета в пользу наднациональных органов является основой всей политической конструкции ЕС, то для России принцип неделимости суверенитета является принципиально важным. Именно поэтому Россия должна вырабатывать свою собственную модель взаимоотношений с ЕС, которая достаточно полно защищает её национальные интересы и суверенитет. Представляется особенно важным предположение некоторых российских экономических экспертов договориться о периоде «негативной интеграции», когда обе стороны обязуются признавать законы партнёра. Можно также заранее оговорить, что на отдельные сферы общность экономического пространства распространяться не будет. Такие прецеденты в мировой практике есть: Швейцария добилась автономии её банковского сектора и транспорта, Норвегия – рыболовства и сельского хозяйства. Для России особенно важно защитить её естественные монополии и рыболовство, ведь речь идёт об экономической безопасности нашей страны. Далее необходимо обратить внимание на то, что статья 7 Соглашения об ОЕЭП предусматривает следующее: сближение правовых норм должно проходить не путём унификации способов их достижения, а посредством постановки общих целей. Следовательно, для России на переговорах с европейскими законодателями и правительственными структурами важно активнее предлагать именно варианты постановки общих целей, которые потребуют взаимной увязки правовых процедур и выработки новых правил. Важную роль в процессе экономического сближения могли бы сыграть деловые круги России, которые имеют реальный опыт европейского сотрудничества и знают его «изнутри» как деловые партнёры.
Таким образом, несмотря на реальные проблемы и противоречия, стратегическое партнёрство России и ЕС имеет интересные и весьма многомерные перспективы развития в сфере экономики, политики, безопасности, экологии и культуры, а также в области регионального сотрудничества. Общее стремление к экономической и политической стабильности в европейском пространстве должно сделать российско-европейский диалог более действенным и конструктивным. 6
Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы: 7
-масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;
-организационно-
-научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
-социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;
-политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР. 8