Внешнеторговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России
Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики
Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:
-раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;
-определить виды политики;
-проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
-охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........2

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели……………………………...6
1.2 Виды внешнеторговой политики…………………………………………… 7
1.2.1 Свободная торговля………………………………………………………....8
1.2.2 Протекционизм……………………………………………………………...9
Глава 2. Диалог России и Европейского союза: Через тернии к…
2.1 Внешнеполитическое сотрудничество……………………………………..13
2.2 Экономическое сотрудничество…………………………………………....16
2.3 Россия в ОЕЭП……………………………………………………………….19
Глава 3. Внешнеторговая политика России
3.1 Тенденция и факторы развития внешнеторговой политики России……..22
3.2 Внешнеторговый оборот России…………………………………………....24
3.3 Современный этап внешнеторговой политики России…………………...27
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы и источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая по мировой.docx

— 68.87 Кб (Скачать файл)

Все эти тенденции проявляются  в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся  в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под  которыми большинство экспертов  понимают процесс возникновения  и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит  от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую  и политическую жизнь, стандарты  производства и потребления, системы  ценностей и законодательные  нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и  культурно-информационного поля.

3.2 Внешнеторговый оборот России

 

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в  условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе  со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота  на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре  внешней торговли России важнейшее  место занимает Евросоюз: на его  долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры  внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в  общем объеме товарооборота. Так, с  Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта  машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий  и обуви, составляющих около 70% импорта  России из этой страны. С Японией  и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и  изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных  товаров, машин и оборудования.

Наблюдалось снижение доли в  товарообороте России Германии и  Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

В январе-мае 2007 года сохранялась  сырьевая направленность российского  экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

В товарной структуре российского  импорта наибольший удельный вес  занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров  из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран  СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения  на товары высокого качества.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что  выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При  этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе  экспорт - 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе. 9

3.3 Современный этап внешнеторговой политики России

 

Современное состояние экономики  России требует нового подхода к  организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры  экономики, подъем уровня жизни народа - на это должна быть ориентирована  деятельность внешнеторгового комплекса  России.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики  России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все  это должно стать основой стратегии  внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Обеспечение активного участия  России в международном разделении труда не должно означать простое  наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному  росту, умножению его эффекта. Главные  усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового  оборота.

Реализация стратегии  внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.

Второе - использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

• модернизации и расширения производственного аппарата России;

• сбалансированного производства и потребления отдельных товаров  в стране;

• исключения наиболее неэффективных  сфер национального производства;

• обогащения ассортимента товаров народного потребления  на российском потребительском рынке;

• рационального использования  природных ресурсов страны.

Третье - определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.

Преобразования в экономике  страны. Исходным и основным элементом  реализации внешнеторговой стратегии  является создание рыночного механизма  функционирования как экономики  в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет  добиться высокой эффективности  на макро - и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.

Развитие импорта. Без  активного использования импорта  невозможно формирование и поддержка  экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом  стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции  на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна  из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для  России, что лишь укрепляет монопольное  положение большинства предприятий.

Таким образом, с одной  стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию  без импорта товаров, а с другой - полагаться только на внутреннюю конкуренцию - значит ограничивать воздействие  на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.

Для Российской Федерации  импорт - это еще и конкурент  для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение  долгосрочных задач, способствовать ускоренному  развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного  производства товаров, то есть приобретаемое  оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная  с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий  их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной  деятельности в условиях полной ответственности  производителей за принимаемые ими  решения.

Селективная роль импорта  не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

Экспортная специализация  страны. Определение экспортной специализации  страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии  внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом  определенных действий государства  на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной  деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство  не должно пассивно воспринимать самоопределение  формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства  в развитии экспорта должна заключаться  в постоянном поиске и выявлении  производств, выделяемых мировым и  внутренним рынками, и оказании им различных  видов услуг и помощи.

Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку  отсталых производств, а на структурную  перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом  хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе  международного разделения труда и  использовать его преимущества с  большей для себя выгодой.

Создавая необходимые  условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров.

Информация о работе Внешнеторговая политика России