Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:31, курсовая работа
Актуальность темы исследования. После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды, влияющими на эффективное развитие организации, качественную разработку и принятие управленческих решений.
Введение…………………………………………………………………….……2
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней среды……..…….… …...4
1.1 Понятие внешней среды, её факторы и их влияние на эффективность деятельности предприятия……………………………..4
1.2 Методы анализа внешней среды……………………........………... 16
Глава 2. Анализ внешней среды ОАО "Ижмебель"…………………………..22
2.1 Общая характеристика предприятия…………………….................22
2.2 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на работу ОАО «Ижмебель»………………………………………………………….......28
2.3 Разработка рекомендаций по использованию факторов внешней среды для повышения эффективности деятельности организации…38
Заключение……………………………………………………………………..44
Список использованной литературы………………………………………….46
По ОАО «Ижмебель»за 2011 г. получено чистой прибыли 177020 т.р. От реализации товаров получено 200200 т.р. и часть ее, 23180 т.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток, образовавшийся в результате недостачи материальных ценностей в сумме 23260 т. р. Также убыток образовался в результате уплаты штрафов за невыполнение договоров поставки и уплаты штрафов за несвоевременные платежи.
В 2011 г. в фирме прибыль уменьшилась на 339900 т.р. это произошло за счет снижения выручки на 1123320 т.р.
В 2011 г. предприятием была получена балансовая прибыль177020 т.р., что на 334710 т.р. меньше чем в 2008 г., при этом уровень рентабельности продаж снизился на 0,07% и составил 0,06%. Это свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия в 2008г. по сравнению с 2008 г. В сравнении с 2007 г., в 2008 г. балансовая прибыль увеличилась на 87840 т.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,02%.
Необходимо отметить, что производительность труда в 2011 г. снизилась по сравнению с 2010 г. на 127,17 т.р. и составила 161,21 т.р19
2.2 Факторы внешней среды, оказывающие влияние на эффективность организации
Если в прежние времена предприятие могло планировать свою деятельность, опираясь только на внутреннюю среду, то за последнее время, с мировым кризисом, в экономике предприятия приходится учитывать и внешнюю среду.
Исходя из теоретических данных, полученных в первой главе, для оценки конкурентоспособности предприятия ОАО «Ижмебель» необходимо рассмотреть следующие факторы внешней среды: состояние экономики, социальный, политический и технический факторы. А для этого проведем PEST-анализ.
Начнем с политического фактора. Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти. В целом, влияние политического фактора в данный момент на ОАО «Ижмебель» незначительно. Однако изменение валютного курса влияет на стоимость продукции. Таможенная политика также оказывает влияние на деятельность фирмы. Повышение таможенных пошлин на ввозимое сырье иностранных поставщиков может привести к увеличению себестоимости продукции и как следствие повышение цен.
Перейдем к экономическому фактору. После финансово-экономического кризиса произошел спад промышленного производства в целом по России и в мебельной промышленности. Рост внутреннего платежеспособного спроса позволил предприятию погасить задолженность перед правительством и другими инвесторами, увеличить нагрузки производственных мощностей и наладить выпуск основных видов продукции. В итоге рентабельность отрасли в этот период снизилась, возросли затраты, снизилась среднемесячная заработная плата, снизилось число рабочих мест. Важная проблема роста эффективности мебельного предприятия – недостаток инвестиций. Отрасль малопривлекательная для инвестиций, в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью, несовершенством законодательства.
Также, в настоящее время наблюдается большой рост инфляции. Это приводит к обесцениванию запасов сырья, полуфабрикатов, фурнитуры, комплектующих, денежных средств и т.д., что в конечном итоге заставляет предприятие искать источник пополнения оборотных средств. Кроме этого увеличение затрат на производство и реализацию продукции приводит к повышению цены продукции, и, следовательно, снижению спроса на неё и упаду эффективности организации. Таким образом, инфляция может представить серьезную угрозу для конкурентоспособности фирмы.
Рассматривая социальный фактор ОАО «Ижмебель», я, несомненно увидела хорошие результаты: появились положительные отклики, как от оптовых, так и от розничных покупателей. Кроме того, у фирмы имеются даже постоянные покупатели, которые отмечают высокопрофессиональную, качественную работу, доброжелательный настрой обслуживающего персонала, качественное сервисное обслуживание. Это свидетельствует о хорошем отношении общества к фирме, что является, несомненно, большим плюсом в конкурентоспособности предприятия.Но на предприятии происходит отток молодых специалистов, что порождает проблему старения кадров, которые с трудом осваивают новые технологии. Сравнительно низкая заработная плата и производительность труда. Недостаток высококвалифицированных специалистов. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Нужно улучшать условия труда и быта для работников предприятия, совершенствовать систему стимулирования.
Далее изучим правовой фактор влияния внешней среды на ижевскую мебельную компанию. Продукция ОАО «Ижмебель» не является новой на Ижевском рынке. Она обладает достаточной патентной чистотой и высокой степенью патентной защиты. Продукция имеет товарную марку, что значительно повышает ее конкурентоспособность. Также имеются различные сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат). Правительством РФ рассмотрены и одобрены предложения по основным направлениям развития лесной промышленности. Это поможет в будущем снизить затраты на сырье для ОАО «Ижмебель».
Наличие научно-технического фактора это морально устаревшее и изношенное оборудование, отсутствие нового современного оборудования, это конечно же крайне негативно отразится на конкурентоспособности и эффективности работы ОАО «Ижмебель», в будущем.
Рассмотрев все факторы, которые влияют на ОАО «Ижмебель», я проведу анализ внешней среды компании – конкурентный анализ и стратегический анализ - SWOT. В Удмуртии функционирует большое число местных и региональных фирм занимающихся производством и продажей мебели.
Основные конкуренты ОАО «Ижмебель» представлены в таблице 2.
Таблица 2.2. Конкурентный анализ
Конкурент
|
Масштаб конкуренции |
Конкурентное положение |
Стратегические намерения поведения на рынке |
Слабые стороны |
ОАО «Ижмебель» |
региональная |
лидер среди основных конкурентов |
остаться на лидирующей позиции |
нехватка квалифицированных специалистов |
ООО «Первый Мебельный торговый дом» |
местная |
прочное, позволяющее удержать существующую позицию |
стремится увеличить свою долю рынка |
Задержки сроков подключения объектов |
ЗАО «НАЙДИ» |
местная |
прочное |
стремится быть доминирующим лидером; |
Высокие цены на услуги и продукцию |
ОАО «Ува-древ-холдинг» |
региональная |
стремится повысить существующую позицию |
войти в группу лидеров; |
Слабый персонал, |
ООО «Престиж» |
местная |
среднее, прочное |
поднять свой рейтинг в отрасли; |
Текучесть персонала |
ОАО «Глазовская мебельная фабрика» |
региональная |
среднее |
стремится увеличить свою долю рынка |
Слабый ассортимент продукции |
ОАО «Можгинский ЛК» |
региональная |
среднее |
ориентации на качество и нововведения |
Слабый ассортимент продукции |
Из таблицы 2 видно, что на мебельном рынке Удмуртии присутствуют как местные, так и региональные компании. Для ОАО «Ижмебель» перечисленные предприятия являются достойными соперниками в этой отрасли, но на данный период времени компания «Ижмебель» является лидером на мебельном рынке в данном регионе. Каждая компания стремится увеличить свою долю рынка. При этом в их деятельности существуют свои минусы: слабый ассортимент продукции, высокие цены на услуги и продукцию, текучесть персонала. А предприятие ОАО «Ижмебель» предоставляет свою продукцию исходя из оптимального соотношения цены и качества. В результате чего, продукция ОАО «Ижмебель» становится более востребованной, чем у компаний конкурентов.
Все представленные
фирмы предлагают потребителю
практически идентичный товар,
поэтому слабые места следует
искать в качестве
Таким образом, фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (доставка, рассрочка платежа, кредитование через современные банки, гарантия качества и др.), ассортиментный выбор, престижность, следование современным тенденциям моды.
Главным анализом моего исследования
влияния внешней среды
В таблице 3 показаны сильные и слабые стороны ОАО «Ижмебель» по методу SWOT – анализа
Таблица 2.3.SWOT-анализ. Сильные и слабые стороны предприятия.
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Организация |
Высокий уровень квалификации сотрудников предприятия, оптимальное соотношение цены и качества; |
Отток молодых специалистов, низкая производительность труда, недостаток высококвалифицированных специалистов, изношенное устаревшее оборудование |
Маркетинг |
Высокое качество продукции, положительный имидж предприятия; |
Проведение неэффективных рекламных акций; |
Финансы |
Стабильная выплата заработной платы; |
Недостаток инвестиций; Сравнительно низкая заработная плата и производительность труда; |
Сравнив сильные и слабые стороны, можно отметить, что такие пункты, как высокая квалификация работников и высокое качество продукции, может изменить и избавить компанию от некоторых слабых сторон. Также, положительным моментом можно отметить то, что абсолютно все слабые позиции предприятия исправимы и через какой-то промежуток времени они станут сильной стороной.
Следующим этапом SWOT-анализа является составление матрицы угроз.
Таблица 2.4. Матрица SWOT - анализа. Матрица угроз
Вероятность / Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
Изменение правил ввоза сырья;
Рост темпов инфляции;
|
Сбои в поставках продукции;
Появление товаров-субститутов; |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;
Скачки курсов валют; |
Умеренное
|
Снижение уровня жизни населения;
Рост налогов и пошлин; |
Изменение покупательских предпочтений;
Ужесточение законодательства; |
Появление принципиально нового товара;
Появление новых предприятий по изготовлению мебели; |
Слабое
|
Изменение уровня цен;
Рост безработицы; |
Появление новых фирм на рынке;
Усиление конкуренции |
Ухудшение политической обстановки; |
Исходя из матрицы угроз, SWOT-анализа, можно сделать следующие выводы.
Наиболее высока вероятность угрозы для предприятия при изменении правил ввоза сырья и росте темпов инфляции, ведь это приведет к обесцениванию запасов сырья. Другие угрозы менее опасны для компании, но также могут привести к упаду спроса и потере прибыли. Политическая обстановка, по моему мнению, будет играть самую незначительную роль в жизни предприятия, но все-таки влияние со стороны политики есть, например ужесточение законодательства приведет к непредвиденным расходам. Конкуренты для предприятия, это всегда угроза (их влияние я разобрала выше). А покупатели хоть и являются источником прибыли и роста компании, все равно могут быть опасны в плане своих предпочтений.
После разбора угроз, перейдем к матрице возможностей.
Таблица 2.5. Матрица SWOT - анализа. Матрица возможностей.
Вероятность / Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное
|
Улучшение уровня жизни населения; Изменение рекламных технологий |
Появление новых поставщиков; |
Снижение налогов и пошлин; |
Умеренное
|
Разорение и уход фирм-продавцов;
Развитие информационной отрасли; |
Снижение цен на энергию;
Совершенствование менеджмента; |
Уменьшение императивных норм законодательства;
Снижение безработицы; |
Слабое
|
Неудачное поведение конкурентов;
Изменения моды; |
Совершенствование технологии производства; |
Предложения о сотрудничестве со стороны предпринимателей; |
Составив матрицу возможностей, видно что компания обладает высоким потенциалом, а появление новых поставщиков, улучшение уровня жизни населения, развитие информационной отрасли сделает ОАО «Ижмебель» лидером на российском мебельном рынке.
Все возможности данной компании реальны и при правильном их использовании, приведут ее к стабильному экономическому росту.
Четвёртым шагом в проведении SWOT-анализа является сопоставление сильных/слабых сторон к возможностям/угрозам и выделение основных перспектив развития организации, как это показано в таблице 6.
Таблица 2.6.Сопоставление сильных/слабых сторон к возможностям/угрозам.
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
Развитие информационной
отрасли + положительный имидж увеличение действенности рекламы, и более широкое ее использование |
Скачки курсов валют + оптимальное соотношение цены и качества (для потребителей) = создание инвестиционного стабилизационного фонда |
Высокое качество продукции + появление новых поставщиков материала = расширение видов производимой мебели, создание абсолютно новых процессов производства |
Сбои в поставках материала + положительный имидж предприятия = поиск новых поставщиков материалов | |
Снижение цен на энергию + высокое качество продукции = направить средства, сэкономленные на эл.энергии на обучение молодых специалистов |
Изменение покупательских предпочтений + высокий уровень квалификации сотрудников предприятия = быстрое реагирование на изменение предпочтений покупателя |
Информация о работе Внешняя среда организации и её влияние на эффективность управления