Внутренний финансовый контроль на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать финансовый контроль и предложить мероприятия по улучшению финансового состояния на предприятии.
Задачи, поставленные в работе, в соответствии с намеченной целью, включают:
- исследовать теоретические аспекты внутреннего контроля как элемента системы управления современным предприятием;
- рассмотреть виды и задачи контроля в организации;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИ-ЯТИИ………………………..7
1.1 Экономическая сущность финансового контроля на предпри-ятии.…7
1.2 Функции и классификации внутреннего контро-ля……………..…....14
1.3 Исторический аспект финансового контро-ля……………………..…35
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРО-ЛЯ……………………………………………………………40
2.1 Анализ международного опыта организации внутреннего контроля на предпри-ятии………………………………………………………..40
2.2 Оценка эффективности системы контроля на предприятии………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Достижение  общей цели системы внутреннего контроля обеспечивается взаимодействием различных ее элементов для достижения следующих показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития организации:

  1. соответствие деятельности организации принятому курсу действий и стратегии;
  2. устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения;
  3. упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности;
  4. сохранность имущества;
  5. должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений;
  6. показатели эффективности системы бухгалтерского учета;
  7. рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
  8. рациональное и экономное использование всех видов ресурсов;
  9. соблюдение должностными лицами и иными работниками организации установленных администрацией требований, правил;

   10)соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления.

Эти и многие другие задачи обуславливают создание в организации эффективной системы внутреннего контроля.

Под классификацией в  науке понимается распределение  объектов, явлений, категорий по классам (разрядам, группам и другим подразделениям) в зависимости от их общих признаков, характеризующих связи между классифицируемыми объектами в единой системе соответствующей области знаний или практической деятельности. Научно обоснованная классификация позволяет глубже понять сущность контроля как важнейшей составной части понятия управления (или как управленческой категории), раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих.

Многими отечественными авторами предпринимались попытки дать детальную классификацию внутреннего контроля. Тем не менее, эта область недостаточно разработана. Нет единства в выборе признаков классификаций, отсутствует комплексность в подходах. Необходимы уточнения в существующих классификациях внутреннего контроля организации с учетом изменившихся условий хозяйствования и ускорения НТП. На наш взгляд, в методологическом плане могут быть полезными классификации внутреннего контроля, представленные в табл. 2. Подробнее рассмотрим наиболее важные классификации внутреннего контроля, признаки которых требуют более или менее детального пояснения.

Один из важнейших  классификационных аспектов внутреннего  контроля – формальный. В экономической литературе на данный момент не существует общепринятого определения понятия и общепризнанных выделений форм внутреннего контроля, по сравнению, например, с формами бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная4 ). Поэтому для дальнейшего исследования целесообразно дать определение, наиболее точно раскрывающее понятие формы внутреннего контроля организации.

Категория форма в  философской трактовке есть способ существования и выражения содержания (его различных модификаций) предметов или явлений. Исходя из этого можно дать определение формы внутреннего контроля организации.

Форма внутреннего контроля организации – это способ организации  и выражения определенным образом  упорядоченной совокупности процедур внутреннего контроля всех объектов организации.

В качестве форм внутреннего  контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить внутренний аудит  и структурно-функциональную форму  внутреннего контроля. Выбор формы  внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации к контролю.

Организация внутреннего  контроля в форме внутреннего  аудита присуща крупным и некоторым  средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями: усложненной оргструктурой (дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации; многочисленность филиалов, дочерних компаний), разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования, стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления. Кроме задач чисто контрольного характера внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и другие.

Следует упомянуть, что  к институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством (этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах).

Во многих организациях нет ни отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита, ни ревизионной комиссии (ревизора). В какой форме осуществляется внутренний контроль в таких организациях ? целесообразно ввести термин “структурно-функциональная форма внутреннего контроля организации”. Понятие “структурно-функциональная форма внутреннего контроля” отражает необходимые контрольные взаимодействия единиц оргструктуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной), соответственные их контрольным функциям. Например, осуществление контроля непременно входит в должностные обязанности любого руководителя, а также должно включаться в функции любого ответственного лица. Очевидно, что данная форма, соответствующая содержанию первичной ступени развития внутреннего контроля, применяется всеми организациями, в том числе крупными, наряду с более развитыми формами и независимо от них.

Итак, следует рассматривать  следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный, не полностью автоматизированный, полностью автоматизированный.

Неавтоматизированный  внутренний контроль – контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.

Не полностью автоматизированный внутренний контроль – контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. Например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей.

Полностью автоматизированный внутренний контроль- контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего  контроля. Примеры этого типа внутреннего контроля: автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям ( например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов); работа антивирусных программ; программные проверки типа подсчета общих сумм для контроля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции); программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравнение неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами записей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца); работа контрольных модулей корпоративных систем; самодиагностика программных средств.

В основе классификации  методических приемов внутреннего  контроля лежит понятие метода внутреннего контроля.

Под методом внутреннего  контроля организации следует понимать способ достижения его цели. Метод внутреннего контроля организации характеризуется использованием:

а) общенаучных методических приемов исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование5, редукция, эксперимент и др.);

б) собственных эмпирических методических приемов (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, логическая проверка6, сканирование, письменный и устный опросы 7 и др.);

в) специфических приемов  смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Прежде чем классифицировать внутренний контроль в аспекте иерархичности объектов, необходимо дать определение объекта внутреннего контроля, а также его предмета.

Объект внутреннего  контроля организации – это управляемое  звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объектами внутреннего контроля организации являются: человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации; средства и системы информатизации; технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов; управленческие решения; процессы, происходящие в организации, или внешние, если они имеют к ней какое-либо отношение; результаты функционирования организации; аспекты времени. Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями.

Предметом внутреннего  контроля является наличие, состояние  и действие управляемого звена системы управления организацией.

Например: какие-либо материальные ресурсы организации – объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования – предметы внутреннего контроля.

Итак, целесообразно различать  контроль: системы объектов в целом (т.е. всей организации), ее подсистем, элементов (отдельных объектов). Такой подход позволяет рассматривать функцию контроля в связи с объектами любой сложности и целевой ориентации.

Также внутренний контроль целесообразно классифицировать по значимости субъектов внутреннего контроля (с точки зрения их участия в общей, т.е. совокупной, деятельности по внутреннему контролю на предприятии).

Прежде всего, необходимо дать определение понятию субъекта внутреннего контроля организации.

Субъект внутреннего  контроля организации – это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Классификация внутреннего  контроля

Признак классификации

Элементы класса внутреннего  контроля

Форма контроля

1. Внутренний аудит.

2. Структурно-функциональная  форма внутреннего контроля.

Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля)

1. Неавтоматизированный  внутренний контроль.

2. Не полностью автоматизированный внутренний контроль.

3. Полностью автоматизированный  внутренний контроль.

Методические приемы контроля

1. Общенаучные методические  приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование8, эксперимент и др.).

2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы9 и др.).

3. Специфические приемы  смежных экономических наук (приемы  экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Иерархичность объектов контроля

1. Контроль системы  объектов в целом (всей коммерческой организации).

2. Контроль подсистем  системы объектов.

3. Контроль отдельных объектов.

Стадии проведения контроля10

1. Предварительный контроль.

2. Промежуточный контроль.

3. Конечный контроль.

Функциональная направленность контроля

1. Администраторский контроль.

2. Финансово-экономический  контроль.

3. Бухгалтерский контроль.

4. Правовой контроль.

5. Технический контроль.

6. Технологический контроль.

7. Кадровый контроль.

8. Контроль, направленный  на обеспечение безопасности

коммерческой организации.

Временная направленность контроля

1. Стратегический контроль.

2. Тактический контроль.

3. Оперативный контроль.

Пространственный аспект

1. Входной контроль.

2. Процессный контроль.

3. Выходной контроль.

Величина (сложность) объекта контроля

1. Тематический контроль.

2. Комплексный контроль.

Источники данных контроля

1. Документальный контроль.

2. Фактический контроль.

3. Автоматизированный контроль11 .

Этапы получения информации

1. Первичный контроль.

2. Сводный контроль.

Характер контрольных мероприятий

1. Плановый контроль.

2. Внезапный контроль.

Периодичность проведения контрольных  мероприятий

1. Систематический контроль.

2. Периодический контроль.

3. Эпизодический контроль.

Полнота охвата объекта контроля

1. Сплошной контроль.

2. Несплошной контроль.

Интенсивность проведения контроля

1. Контроль, осуществляемый  в облегченном режиме.

2. Контроль, осуществляемый  в нормальном режиме.

3. Контроль, осуществляемый  в усиленном режиме

Фазы воспроизводственного цикла

1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности.

2. Контроль производственной  деятельности.

3. Контроль финансово-сбытовой  деятельности.


 

 

Следует отметить, что данную классификацию обусловливает признак должной значимости субъектов внутреннего контроля, т.е. в теоретическом аспекте или в условиях идеальной СВК, на практике же значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) в зависимости от его личного вклада в совокупное контрольное действие.

В основу классификации  по функциональной направленности положены конкретные задачи, решаемые отдельными звеньями системы управления организацией. В этом аспекте внутренний контроль подразделяется на следующие виды: администраторский, финансово-экономический, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации.

С точки зрения характера  взаимоотношений контролирующего  и контролируемого работников можно выделить следующие виды внутреннего контроля:

а) контроль, обусловленный  отношениями подчиненности (контрольное воздействие со стороны линейного либо функционального руководителя);

б) контроль, не обусловленный  отношениями подчиненности (контрольное воздействие со стороны сотрудников специализированных служб, которым контролируемый работник не подчинен ни функционально, ни административно).

Различают следующие  способы проведения финансового  контроля: проверка, ревизия, обследование, анализ.

Проверка — это единичное  контрольное действие или исследование состояния на определенном участке  деятельности проверяемого субъекта. С точки зрения права финансовая проверка предстает как процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных). В процессе проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово- хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.

В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные, это имеет отношение скорей к налоговой внешней проверке, но в рамках классификации следует указать и их.

Камеральная проверка — это проверка органом финансового контроля представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.

Информация о работе Внутренний финансовый контроль на предприятии