Внутренний финансовый контроль на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать финансовый контроль и предложить мероприятия по улучшению финансового состояния на предприятии.
Задачи, поставленные в работе, в соответствии с намеченной целью, включают:
- исследовать теоретические аспекты внутреннего контроля как элемента системы управления современным предприятием;
- рассмотреть виды и задачи контроля в организации;

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИ-ЯТИИ………………………..7
1.1 Экономическая сущность финансового контроля на предпри-ятии.…7
1.2 Функции и классификации внутреннего контро-ля……………..…....14
1.3 Исторический аспект финансового контро-ля……………………..…35
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРО-ЛЯ……………………………………………………………40
2.1 Анализ международного опыта организации внутреннего контроля на предпри-ятии………………………………………………………..40
2.2 Оценка эффективности системы контроля на предприятии………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………53

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата материала  различают проверки сплошные, когда  проверяются все документы организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле — и материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только часть 
(определенная выборка) документов.

Сплошные проверки чаще всего проводят в небольших организациях либо в  организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов). Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.

По объему проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

Комплексная проверка — это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по всем вопросам его финансово-хозяйственной  деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово- хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Тематическая (целевая) проверка — это проверка определенного  направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной проверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки – это тоже элемент внутреннего финансового контроля.

Контроль планирования. На основе опыта работы с рядом  российских предприятий можно уверенно говорить о том, что многие проблемы компаний начинаются с неквалифицированно составленных бизнес-планов, бюджетов и смет. Причем ошибки в этих бумагах могут быть как преднамеренные, то есть возникшие в результате злоупотреблений, так и вызванные несовершенством принятого на предприятии составления финансовых документов.

С другой стороны, компании, где системы бюджетирования и бизнес- планирования находятся под контролем внутренних аудиторов, получают возможность существенно повысить эффективность своей работы. Их, как правило, отличает высокая координация в рамках управленческой структуры, хорошая адаптивность к изменениям и высокая мотивация работы менеджеров.

Бизнес-планирование —  процесс многоступенчатый, требующий  от исполнителя точности и соблюдения формальных правил. Поэтому при оценке этого направления работы компании внутреннему контролеру придется учесть целый ряд важных частностей: обоснованность принятых стратегий бюджетирования, включая принятый на предприятии порядок составления бюджетов и смет, методы расчета основных финансовых показателей бизнес-плана и оптимизации прибыли;

- состав, виды и структуры бюджетов (бизнес-планов) предприятия и его подразделений, широту их применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет), процедуры разработки (включая согласование показателей, утверждение и контроль), ответственность за их формирование и исполнение;

- процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам) и выполнением бюджетного регламента (в частности на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и оценки их причин);

- санкции за несоответствие бюджетов существующим на предприятии правилам их разработки и оформления;

- фактическое выполнение процедур бюджетирования и бизнес- планирования (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль), порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых, или «гибких» смет).

Еще один объект для внутреннего финансового контроля — структура капитала предприятия. В идеале она максимизирует стоимость предприятия и при этом минимизирует общую стоимость его капитала.  А при ее оценке необходимо, прежде всего, проанализировать и оценить соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа(Соотношение заемного капитала и собственного капитала компании и влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Компания с высокой долей заемного капитала называется финансово зависимой компанией. Компания финансирующая свою деятельность за счет только собственного капитала называется финансово независимой компанией), его зависимость от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников. Важно также выяснить, достаточно ли у предприятия оборотных средств, насколько эффективно используются собственные средства и заемный капитал, а также оценить процедуры и условия привлечения займов.

Практика ряда предприятий  показывает, что компания получит  еще более точные представления  о качестве структуры своего капитала, если рассчитает цену совокупного капитала, стоимость предприятия, коэффициент роста собственного капитала, а также выявит тенденции изменения этих параметров.

При принятии решений  об изменении структуры капитала приходится учитывать и некоторые другие критерии. Например, если компания намерена привлекать кредиты, важно оценить, позволят ли ей доходы своевременно обслуживать и погашать долги.

Вообще, выбирая между  краткосрочными и долгосрочными  кредитами, лучше предпочесть второй вариант — ликвидный риск будет меньше и при этом стоимость долга не должна быть высокой. Но в любом случае на предприятии должен быть обеспечен контроль за ритмичностью поступления заемных денежных средств и их эффективным (целевым и законным) использованием.

В целях контроля следует  в частности выявить разрывы  в поступлении заемных средств, уточнить их причины и влияние на работу компании. Такой анализ поможет, как найти способы нейтрализации разрывов, так и в целом оценить, насколько эффективна действующая кредитная политика предприятия.

Финансирование предприятия возможно осуществлять и путем привлечения инвестиций. В этом случае предприятию придется определить свою политику в отношении выплаты доходов по ценным бумагам, а стало быть, оно неизбежно столкнется с дилеммой.

С одной стороны, максимизация и стабильность выплат дивидендов влияют на рост котировок (а в случае если совладельцами предприятия являются его работники, то и на производительность труда). С другой — увеличивая размер дивидендов, компания автоматически сокращает долю прибыли, реинвестируемой в производство.

Приходится искать «золотую середину», увязывая воедино стратегические цели и текущие задачи предприятия. Далеко не всегда эту задачу удается решить успешно — опять-таки в силу отсутствия на предприятии внутреннего финансового контроля.

В данном случае контролирующая инстанция должна проанализировать факторы, обуславливающие предпочтительную для данного предприятия дивидендную политику (консервативную, компромиссную или агрессивную).

Следует в частности  учитывать темпы роста предприятия, его доходность и зависимость от притока заемного капитала. Решающим обстоятельством может оказаться и долгосрочная стратегия основных владельцев. Очевидно, что реинвестирование средств наряду с максимальным сокращением числа акционеров и выплачиваемых им «премиальных» будет наилучшим вариантом для тех, кто намерен сохранить контроль над бизнесом в своих руках.

Бывает и так, что  компания испытывает недостаток средств  на развитие и списывает это на необходимость платить дивиденды. На самом же деле причина в том, что установленный руководством предприятия порядок принятия решений по таким выплатам нарушается. Или же принятая процедура просто неэффективна.

К примеру, компания вправе отказать в дивидендах акционеру, просрочившему очередной взнос в уставный капитал, однако же регулярно платит ему деньги. Избежать подобных «накладок» можно лишь одним способом: внутренний финансовый контроль должен очень детально проанализировать документальную подоплеку и историю своих взаимоотношений с акционерами.

Продуманная инвестиционная политика организации обеспечивает предприятию максимальный экономический, научно-технический, экологический и социальный эффект. Объем вложений должен соотноситься с объемами активов, а средства, выделяемые на бесприбыльные инвестиционные проекты эффективно расходоваться.

Чтобы оценить, так ли на самом деле обстоят дела на предприятии, внутренний финансовый контроль должен «перелопатить» массу информации. При этом особенное внимание стоит обратить на сложившийся порядок принятия инвестиционных решений, поскольку это «слабое место» многих предприятий.

В целях контроля следует  тщательно проанализировать и оценить процедуры инвестиционного анализа и принятия инвестиционных решений:

- процедуры определения объема, общей экономической и иной эффективности, сроков окупаемости долгосрочных вложений капитала;

- порядок принятия решений по источникам средств финансирования инвестиций, процедуры дисконтирования и оценки стоимости капитала и анализа финансовых потоков проектов;

- методы оптимизации сроков реализации проектов и сравнительного анализа эффективности проектов с равными и неравными сроками реализации;

- критерии выбора воспроизводственных альтернатив;

- способы оценки влияния инфляции на инвестиционные решения;

- методы анализа проектных рисков;

- состав ответственных за разработку и принятие инвестиционных решений, порядок принятия этих решений, источники и качество используемой при этом информации.

Частный случай инвестиционной деятельности предприятия — ее портфель ценных бумаг. В идеале он обеспечивает наилучшее соотношение риска и доходности.

Отсюда логически следует  правило: формирование портфеля должно быть направлено на максимизацию дохода при одновременном снижении уровня риска.

Кроме того, необходимо учесть, что оптимальный портфель ценных бумаг — диверсифицированный, он имеет высокую ликвидность, а  расходы на его управление минимальны.

В целях контроля за «портфельной»  деятельностью следует, прежде всего, уточнить цели и стратегии предприятия, финансовые программы развития и направления долгосрочных вложений в ценные бумаги. Важно также установить цели портфеля (сохранность и приращение капитала, доступ к имущественным и неимущественным правам, расширение сферы влияния, страхование от рисков и т.д.) и оценить, насколько они сообразны задачам организации в целом. Безусловно, фактическое наполнение портфеля также должно быть увязано со стратегией инвестора.

 

1.3. Исторический аспект  финансового контроля

 

 История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для  управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1. 

Информация о работе Внутренний финансовый контроль на предприятии