Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать финансовый контроль и предложить мероприятия по улучшению финансового состояния на предприятии.
Задачи, поставленные в работе, в соответствии с намеченной целью, включают:
- исследовать теоретические аспекты внутреннего контроля как элемента системы управления современным предприятием;
- рассмотреть виды и задачи контроля в организации;
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИ-ЯТИИ………………………..7
1.1 Экономическая сущность финансового контроля на предпри-ятии.…7
1.2 Функции и классификации внутреннего контро-ля……………..…....14
1.3 Исторический аспект финансового контро-ля……………………..…35
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРО-ЛЯ……………………………………………………………40
2.1 Анализ международного опыта организации внутреннего контроля на предпри-ятии………………………………………………………..40
2.2 Оценка эффективности системы контроля на предприятии………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………53
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом преобразований
явилось наведение должного порядка
в системе государственной
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.
В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Анализ международного опыта организации внутреннего контроля на предприятии
В экономически развитых странах проблемам аудита, в том числе внутреннего, уделяется повышенное внимание. Помимо законов, в которых формулируются основные требования и определяются общие правила, там приняты и действуют различные нормативные и иные документы по вопросам регулирования внешнего и внутреннего аудита. В каждой конкретной стране данные документы могут подготавливать государственные органы или профессиональные общественные организации либо и государственные органы, и профессиональные общественные организации. Необходимо упомянуть о существовании Международной организации высших институтов контроля (The International Organization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США, Англию и Японию. В этом направлении работают и специальные подразделения правительственных организаций. Например, в США - Главная служба учета (United States General Accounting Office). В каждой из названных и других аналогичных зарубежных организаций имеется подразделение, ответственное за разработку соответствующих стандартов аудита. Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC) разработаны и изданы Международные стандарты аудита (МСА). Согласно Международным стандартам аудита "внутренний аудит-это оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. Одной из функций внутреннего аудита является изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля". В 1941 г. был создан Институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors, НА), который в настоящее время является международной профессиональной ассоциацией внутренних аудиторов. Институт внутренних аудиторов был организован в целях повышения профессиональных знаний и образования внутренних аудиторов. Институтом был составлен этический кодекс внутренних аудиторов, разработаны стандарты по профессиональной практике проведения внутреннего аудита и положения по стандартам внутреннего аудита. Институтом внутренних аудиторов приняты такие важные документы, как Кодекс этики (2000 г.) и Профессиональные стандарты внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing)) (1999г.). В данных стандартах Институтом внутренних аудиторов дается следующее определение внутреннего аудита: "Внутренний аудит
является деятельностью по Согласно профессиональным стандартам, выработанным международным Институтом внутренних аудиторов, профессиональные внутренние аудиторы играют ключевую роль в оценке и гарантировании эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления. В функции внутреннего аудита входят: оценка достоверности отчетности (как внешней, финансовой и регуляционной, так и внутренней, управленческой), проверка целесообразности и экономической эффективности операций, сохранности активов, соблюдения законодательства, требований нормативных документов регулирующих органов и договорных обязательств. Стандарты рассчитаны на аудиторов во всех сферах бизнеса, где действуют внутренние аудиторы. В связи с непрерывно происходящими в обществе и бизнесе изменениями эти стандарты постоянно пересматриваются. Стандарты охватывают следующие пять направлений деятельности внутреннего аудита: - независимость подразделения
внутреннего аудита от - компетентность и
профессионализм внутренних - объем и качество
работ, выполняемых - функции и обязанности внутреннего аудитора; - управление подразделением внутреннего аудита. |
Современный этап истории унификации требований к системе внутреннего контроля предприятий начался в 1985 году в США, когда при участии и на средства пяти профессиональных саморегулируемых организаций - AICPA (American Institute of Certified Public Accountants), Американская Ассоциация по учету и отчетности (American Accounting Association), FEI (Financial Executives Institute), Института внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors, IIA) и Института специалистов управленческого учета (Institute of Management Accountants) - была создана национальная комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью, известная по имени первого своего председателя, Джеймса С. Тредуэя (James C. Treadway), как Комиссия Тредуэя. Выпущенный ими в 1987 году отчет, помимо других рекомендаций, содержал призыв к перечисленным организациям - спонсорам Комиссии Тредуэя объединить усилия по достижению договоренности об общих для всех основных понятиях внутреннего контроля. Основываясь на этом предложении, рабочая группа под покровительством Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредуэя (Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO) провела анализ существовавшей на тот момент литературы по внутреннему контролю. Результат этой работы был представлен общественности в 1992 году под названием «Интегрированная концепция внутреннего контроля» (Internal Control - Integrated Framework). Кратко этот документ принято называть по наименованию комитета-организатора, концепцией COSO, моделью COSO, или просто COSO.
Модель COSO была особенно важна, поскольку акцент в ней был сделан на ответственности руководства предприятия за состояние контроля. В ней также были определены основные понятия и определения внутреннего контроля и его ключевые компоненты, исходя из следующих ключевых предпосылок:
· Внутренний контроль - это процесс, то есть средство достижения цели, а не самоцель.
· Внутренний контроль осуществляется людьми, поэтому для него важны не только (и не столько) правила, процедуры и другие руководящие документы, но люди на всех уровнях организации.
· От внутреннего контроля владельцы и руководство предприятия могут ожидать только обоснованного уровня обеспечения достижения поставленных целей, но ни как не абсолютной гарантии безошибочной работы.
· Внутренний контроль обеспечивает достижение поставленной цели, или нескольких целей в смежных областях деятельности. 12
Согласно COSO, внутренний контроль - это процесс, осуществляемый высшим органом предприятия, определяющим его политику (например, советом директоров, который представляет владельцев компании), его управленческим персоналом высшего уровня (менеджментом) и всеми другими сотрудниками, в достаточной и оправданной мере обеспечивающий достижение предприятием следующих целей:
1. Целесообразность и финансовая эффективность13 деятельности (включая сохранность активов).
2. Достоверность финансовой отчетности
3. Соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов.
Система внутреннего контроля, по оценке COSO, должна строиться из пяти взаимосвязанных компонентов:
(1) контрольная среда и нравственный климат,
(2) оценка риска,
(3) мероприятия контроля,
(4) сбор и анализ информации и передача ее по назначению,
(5) мониторинг и исправление ошибок
Основанный Лондонской Фондовой Биржей комитет под председательством Эдриана Кэдбери (Adrian Cadbury) в своих рекомендациях по разработке требований к Кодексу корпоративного управления, изданных в 1992 году, принял в общем идентичные COSO определения контроля. С 1995 года высшие органы управления всех предприятий, акции которых официально значились в листингах на фондовом рынке Великобритании, были обязаны ежегодно проверять и анализировать эффективность внутреннего финансового контроля14 и сообщать результаты этой проверки в специальном Ежегодном отчете директората. В 1998 году Лондонской Фондовой Биржей был издан Объединенный Кодекс Корпоративного Управления (Combined Code), который объединял в себе принципы, изложенные комиссией Кэдбери и принципы, относящиеся к роли и ответственности руководства компаний, изданные в 1995 году Комитетом Гринбери. В Объединенный Кодекс было включено требование о проверке и подготовке отчета всех трех перечисленных COSO типов контроля, а не только финансового контроля. Документы по корпоративному управлению, действующие в Великобритании не добавили ничего существенного к понятийному аппарату внутреннего контроля, однако само признание данных рекомендаций обязательными для значительного количества компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке этой страны, сыграло значительную роль для осознания их важности.
В 1995 году Совет по критериям контроля (CoCo) Канадского Института Дипломированных Бухгалтеров опубликовал Руководство по контролю. В полном соответствии с принципами COSO, в руководстве были детально разработаны 20 критериев эффективного контроля, разбитые на 4 категории: Назначение; Обязательства; Возможности; Наблюдение и Обучение. Руководство призывало органы управления компаний обосновывать оценку эффективности контроля по каждому из 20 критериев. В CoCo нашла отражение также мысль о том, что ошибки в распознавании и использовании возможностей должны рассматриваться как особый вид риска, который должен специально оцениваться.
Информация о работе Внутренний финансовый контроль на предприятии