Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:00, курсовая работа
Цель работы: изучить и выявить особенности организации и оплаты труда в России и за рубежом (на примере Германии).
Введение 2
Часть I: Теоретические основы оплаты труда 4
Понятие заработной платы 4
Функции заработной платы 5
Формы и системы оплаты труда 7
Часть II: Государственное регулировании заработной платы в России 12
Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы 12
Система договорного регулирования заработной платы 16
Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода 20
Налоговое регулирование заработной платы 22
Часть III: Государственное регулирование заработной платы за рубежом на примере Германии 24
Система заработной платы и ее модели в организациях Германии 24
Вознаграждение за труд как объект регулирования системы трудовых отношений 25
Основные модели определения заработной платы 28
Формы оплаты труда, регулируемые тарифными соглашениями 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двух- и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Генеральное соглашение действует на федеральном уровне и определяет общие принципы социально-экономической политики и обязательства в сфере развития рынка труда и содействия занятости, в области регулирования заработной платы и доходов, уровня жизни и социальной защиты населения, в области социального обеспечения и социального страхования, в сфере охраны труда. В нем целесообразно предусматривать:
•величину минимальной заработной платы в процентах к стоимости минимальной потребительской корзины одинокого работника в трудоспособном возрасте; меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом по России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
• рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда основных групп работников для всех отраслей экономики;
• меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников;
• меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.
Региональное
соглашение устанавливает
общие принципы регулирования
социально-трудовых
отношений и связанных
с ними экономических
отношений на уровне
субъекта Российской
Федерации, территориальное
— на территории
соответствующего муниципального
образования. Они
определяют условия
оплаты труда, гарантии
и льготы, связанные
с территориальными
особенностями города,
района, другого административно-
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам с учетом специфики отрасли (отраслей) и может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В нем могут быть предусмотрены:
• размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;
• виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенсационных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли;
• повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки 1-го разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организаций и величины прожиточного минимума;
• соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции для производственных отраслей;
• порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен па потребительские товары и услуги;
• рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ;
• порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности, по кругу профессий и видов деятельности, не включенных в генеральное и территориальное соглашения;
• рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
• перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС и ТКС, рекомендуемых для применения в организациях отрасли.
На уровне организаций и предприятий регулирование заработной платы осуществляется коллективным договором, который регулирует отношения между работниками и работодателями, дополняя и развивая нормы, принятые в соглашениях высших уровней. Коллективный договор должен предусматривать:
• формы и системы заработной платы работников;
• порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда;
• порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;
• перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем и работниками для определения норм трудовых затрат, порядок их уточнения и пересмотра;
• размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные ТК РФ, а также соглашениями высших уровней;
• размеры и условия выплат доплат, надбавок, премий и т.д.;
• сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы;
• механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции.
Следует отметить, что механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу. Не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников. Экономическая и социальная защищенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон. Не всегда имеет место и равный доступ сторон к информации при заключении коллективных договоров.
Важным действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы, которая обеспечивает минимальную приемлемую величину потребления, служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.
В Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В соответствии с ТК РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека . За прожиточный минимум принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в этом размере, устанавливаются федеральным законом.
Заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по территории страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
Влияние метеорологических и природных факторов на потребление населения в определенной мере нашло отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящимися в благоприятных условиях. В таблице показано изменение минимального размера оплаты труда (МРОТ) за 11 лет (Таблица 1).
Таблица 1. – Динамика минимального размера оплаты труда
Период действия |
Величина МРОТ |
до — 30/09/1991 |
70 руб. |
01/10/1991—30/11/1991 |
180 руб. |
01/12/1991—31/12/1991 |
200 руб. |
01/01/1992—31/03/1992 |
342 руб. |
01/04/1992—31/12/1992 |
900 руб. |
01/01/1993—31/03/1993 |
2 250 руб. |
01/04/1993—30/06/1993 |
4 275 руб. |
01/07/1993—30/11/1993 |
7 740 руб. |
01/12/1993—30/06/1994 |
14 620 руб. |
01/07/1994—31/03/1995 |
20 500 руб. |
01/04/1995—30/04/1995 |
34 400 руб. |
01/05/1995—31/07/1995 |
43 700 руб. |
01/08/1995—31/10/1995 |
55 000 руб. |
01/11/1995—30/11/1995 |
57 750 руб. |
01/12/1995—31/12/1995 |
60 500 руб. |
01/01/1996—31/03/1996 |
63 250 руб. |
01/04/1996—31/12/1996 |
75 900 руб. |
01/01/1997—31/12/1997 |
83 490 руб. |
01/01/1998—30/06/2000 |
83,49 руб. |
01/07/2000—31/12/2000 |
132 руб. |
01/01/2001—30/06/2001 |
200 руб. |
01/07/2001—30/04/2002 |
300 руб. |
01/05/2002—30/09/2003 |
450 руб. |
01/10/2003—31/12/2004 |
600 руб. |
01/01/2005—31/08/2005 |
720 руб. |
01/09/2005—30/04/2006 |
800 руб. |
01/05/2006—01/09/2007 |
1 100 руб. |
01/09/2007—01/01/2009 |
2 300 руб. |
01/01/2009—01/06/2011 |
4 330 руб. |
01/06/2011— до настоящего момента |
4 611 руб. |
Минимальный размер заработной платы обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов; в других организациях — за счет собственных средств.
Основным элементом налогового регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удерживаемый в пользу бюджета.
В Российской Федерации с 2001 г. действует пропорциональная система налогообложения индивидуальных доходов граждан с использованием равной ставки 13% от доходов, полученных работником, независимо от их абсолютных размеров. Порядок его исчисления регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога на доходы физических лиц применяются стандартные налоговые вычеты — суммы, на которые уменьшается облагаемый налогом доход. Некоторые вычеты перестают применяться после того, как совокупный доход, нарастающий с начала года достигнет определенной суммы.
Единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям на заработную плату — платежам по доходам, начисленным работникам организации в виде выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, осуществляемым работодателем и относимым на себестоимость продукции (работ, услуг).
Единый социальный налог начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на одного работника, тем меньше ставка налога.
Если в течение календарного года сумма дохода того или иного работника превысит 280 000 руб., организация имеет право уплачивать налог с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке. Пониженная ставка начинает применяться с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму. Сумма ЕСН, начисленная в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных организацией за тот же период взносов на обязательное пенсионное страхование .
Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям: лица 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе. При этом для лиц 1966 г. рождения и старше страховые взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для лиц 1967 г. и моложе страховые взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии.