Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
• изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
• совершенствование управления товарным ассортиментом;
• анализ ассортиментной политики на примере СЗАО «Фирма «Омега».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………..5
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………….…………………………………...5
1.2 Задачи ассортиментной политики……………………...…………………..11
1.3 Структура ассортиментной политики………………………………….......12
2. Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»……………………….....18
2.1 Порядок проведения ABC-анализа….……………………….…………......21
2.2 ABC-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам …..…………………………………………………………………………..….....22
2.3 ABC-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям…………………………………………………………………..……27
2.4 ABC-анализ по прибыли…………..…………………………………..…….32
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа………………….……..35
2.6 XYZ-анализ…………………………………………………………………..37
2.7 Общие рекомендации и ограничения XYZ-анализа………………………42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………...…….……..……………......49

Файлы: 1 файл

Рудницкий Формирование ассортимента.docx

— 129.39 Кб (Скачать файл)

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса  может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов [10, c.537].

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным  особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения  количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.1.

Таблица 1.1 -Рекомендуемое количество разновидностей товаров  для магазинов  самообслуживания отдельных  форм специализации*

Формы специализации  магазинов     

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

1. Универсам        

-

до 700

700-1000

1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300

301-500

-

-

3. Товары для детей  

-

до 1000

1001-1500

свыше 1500

4. Товары для молодежи

-

до 800

801-1200

Свыше 1200

5. Товары для женщин 

-

до 1000

1001-1500

Свыше 1500

6. Товары для мужчин 

-

до 800

801-1200

Свыше 1200

7. Одежда            

-

до 600

601-1000

Свыше 1000

8. Обувь             

до 300

301-500

501-800

Свыше  800

9. Техника  

до 500

501-800

801-1200

Свыше 1200

10.Галантерея       

до 600

601-900

свыше 900

-


*Источник: [10, c.541].

Заключительным  этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня  товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного  ассортиментного перечня товаров  в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов [11, c.307].

 

 

 

 

1.2 Задачи ассортиментной политики 

Ассортиментная  политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [12, c.29].

Задачи  ассортиментной политики:

  • удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;
  • оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
  • оптимизация финансовых результатов предприятия. Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
  • завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
  • соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;
  • соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [13, c.195].

 

    1. Структура ассортиментной политики

Товарный  ассортимент розничного предприятия  по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.

По  широте ассортимента делится на:

  • ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);
  • ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);
  • ассортимент узкий (< 200 наименований);
  • ассортимент специализированный [14, c.211].

При принятии решений по ассортименту  необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов. С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.

Расширение  ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:

  • для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы);
  • деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);
  • решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д. [15, c.226].

Виды  розничных предприятий:

1.Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимента, способный удовлетворить специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента, может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).

2.Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.

3.Универсальные продовольственные  магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента  по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития  ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Итак, суть проблемы формирование ассортимента состоит в  планировании практически  всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке,  и на приведении характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование  на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы [16, c.97].

Управление  ассортиментом  предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента  с учетом поставленных предприятием стратегических рыночных целей. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя. С точки зрения концепции маркетинга — это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента, состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним [17, c.317].

Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем, их объединяет то, что управление ассортиментом  обычно подчинено руководителю службы маркетинга. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы [18, c.132].

Насущный  вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный  товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия. 

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов  комплекса маркетинга; ускорение  окупаемости капиталовложений и  др. Неполное использование (в сравнении  с дифференциацией) потенциальных  возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Модификация товара позволяет более полно  использовать «поглощающие» возможности  рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.

Еще один важный элемент ассортимента  и в целом товарной политики —  изъятие из программы неэффективных  товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров [19, c.241].

Таким образом, изготовитель должен организовать систематический  контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует располагать методикой  оценки положения товара на различных  рынках, где предприятие работает, а методика должна быть относительно простой.

Информация о работе Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»