Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
• изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
• совершенствование управления товарным ассортиментом;
• анализ ассортиментной политики на примере СЗАО «Фирма «Омега».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………..5
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………….…………………………………...5
1.2 Задачи ассортиментной политики……………………...…………………..11
1.3 Структура ассортиментной политики………………………………….......12
2. Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»……………………….....18
2.1 Порядок проведения ABC-анализа….……………………….…………......21
2.2 ABC-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам …..…………………………………………………………………………..….....22
2.3 ABC-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям…………………………………………………………………..……27
2.4 ABC-анализ по прибыли…………..…………………………………..…….32
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа………………….……..35
2.6 XYZ-анализ…………………………………………………………………..37
2.7 Общие рекомендации и ограничения XYZ-анализа………………………42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………...…….……..……………......49
В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов [10, c.537].
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.1.
Таблица 1.1 -Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации*
Формы специализации магазинов |
Размеры торговой площади, кв. м. | |||
до 250 |
251-630 |
631-1000 |
свыше 1000 | |
1. Универсам |
- |
до 700 |
700-1000 |
1001-1500 |
2. Кондитерские товары |
до 300 |
301-500 |
- |
- |
3. Товары для детей |
- |
до 1000 |
1001-1500 |
свыше 1500 |
4. Товары для молодежи |
- |
до 800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
5. Товары для женщин |
- |
до 1000 |
1001-1500 |
Свыше 1500 |
6. Товары для мужчин |
- |
до 800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
7. Одежда |
- |
до 600 |
601-1000 |
Свыше 1000 |
8. Обувь |
до 300 |
301-500 |
501-800 |
Свыше 800 |
9. Техника |
до 500 |
501-800 |
801-1200 |
Свыше 1200 |
10.Галантерея |
до 600 |
601-900 |
свыше 900 |
- |
*Источник: [10, c.541].
Заключительным этапом формирования
ассортимента является разработка конкретного перечня
товаров, реализуемых в магазине. Основой
для разработки конкретного ассортиментного перечня
1.2 Задачи ассортиментной политики
Ассортиментная политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [12, c.29].
Задачи ассортиментной политики:
Товарный ассортимент розничного предприятия по своей структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию.
По широте ассортимента делится на:
При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов. С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли.
Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:
Виды розничных предприятий:
1.Специализированные магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимента, способный удовлетворить специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента, может быть направлена как на широкое предложение разных вариантов одного вида товара (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.).
2.Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам.
3.Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.
Достижение соответствия между структурно-
Итак, суть проблемы формирование ассортимента состоит в планировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке, и на приведении характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы [16, c.97].
Управление ассортиментом предполагает
координацию взаимосвязанных видов
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем, их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы [18, c.132].
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы. Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
Модификация товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.
Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров [19, c.241].
Таким образом, изготовитель
должен организовать систематический
контроль за поведением товара на рынке,
за его жизненным циклом. Только
при таком условии будет