Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
• изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
• совершенствование управления товарным ассортиментом;
• анализ ассортиментной политики на примере СЗАО «Фирма «Омега».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………..5
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………….…………………………………...5
1.2 Задачи ассортиментной политики……………………...…………………..11
1.3 Структура ассортиментной политики………………………………….......12
2. Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»……………………….....18
2.1 Порядок проведения ABC-анализа….……………………….…………......21
2.2 ABC-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам …..…………………………………………………………………………..….....22
2.3 ABC-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям…………………………………………………………………..……27
2.4 ABC-анализ по прибыли…………..…………………………………..…….32
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа………………….……..35
2.6 XYZ-анализ…………………………………………………………………..37
2.7 Общие рекомендации и ограничения XYZ-анализа………………………42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………...…….……..……………......49
Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию [20, c.104].
Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя [21, c.183].
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ABC- И XYZ-АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ СЗАО «ФИРМА «ОМЕГА»
Компания рано или поздно оказывается перед дилеммой – стараться максимально угодить клиенту и держать широкий ассортимент и большой товарный запас или следить за рентабельностью вложений в ассортимент и в склад, с тем, что бы можно было дальше развиваться. Налицо противоречие между двумя задачами – максимально удовлетворить наибольшее число клиентов или сделать компанию максимально рентабельной.
Какой ассортимент необходим для удовлетворения потребностей покупателей? Какие формы работы с ассортиментом обеспечат максимальную отдачу вложенных средств? Эффективное управление запасами отвечает на эти вопросы и приводит компанию к тому, что ассортимент наиболее полно отвечает всем потребностям клиентов и оптимизирует ресурсы предприятия [22, c.144].
Оговорюсь сразу, что существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент и товарные запасы. Я выбрал те, которые кажутся мне не только эффективными, но и применимыми на практике.
Предложенные в моей работе методы практичны, просты, информативны и очень активно применяются многими успешными компаниями. Однако я уверен так же и в том, что нет пользы в сложной математической формуле, если нельзя переложить ее на простой язык элементарной таблицы Excel – далеко не все специалисты, работающие с ассортиментом, имеют высшее математическое образование. Именно отсутствие внятного и простого инструмента ограничивает широкое распространение подобных методов. Я поставил своей целью на простых примерах показать методику применения наиболее популярных математических методов анализа ассортимента.
Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна и конечно, персонал компании должен уметь обращаться с этой системой. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров.
Приведя в порядок общую структуру, мы можем взяться за анализ ассортимента. Для этого рассмотрим подробно методику проведения АВС - и XYZ-анализа.
С помощью АВС-анализа
можно анализировать вклад
Правило Парето или принцип «80/20»
Один из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа. АВС-анализ («а-бэ-цэ»-анализ) нельзя путать с бухгалтерским Abc-анализом (читается «эй-би-си»-анализ и переводится как «activity-based costing» - «расчет себестоимости на основе разнесения затрат по видам деятельности»).
АВС-анализ основывается на так называемом принципе Парето, говорящем о том, что за 20% последствий отвечает 80% причин. На самом деле, основателем идеи явился доктор Джозеф Джуран, обнаруживший универсальный принцип, который он назвал "vital few and trivial many" (важного - мало, обычного - много). Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат.
Управленцы и люди творческих профессий знают, что 20% результатов (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и сил. Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
Важно, что данное правило является эмпирическим - конкретная пропорция может оказаться иной - не 80/20, а, например, 90/10 или 67,48/32,52. Правило Парето указывает именно на значительное отклонение от пропорции 50/50 в различных системах, а не конкретную величину отклонения. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином и я приму ее для простоты формулировки.
Для меня ценность правила Парето заключается в том, что эта идея позволяет сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из этих 20% проистекает 80% будущих результатов. И метод АВС-анализа позволяет определить наиболее приоритетные позиции, «звезды» в ассортименте компании или магазина, выделить аутсайдеров и показать, что является базовым ассортиментом [23, c. 241].
По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Далее будет рассмотрен ассортимент компании. Однако ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж – все, что имеет достаточное количество статистических данных.
В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина (в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» я в дальнейшем буду подразумевать или прибыль, или оборот):
Товары А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата.
Товары В – «средние» по важности, приносящие еще 30% результата.
Товары С – «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.
Такое соотношение процентов как раз и обусловлено правилом Парето – мы выделяем главные 80% результата (у меня это выделено как 50 + 30, но можно использовать и другие пропорции, например, 70 + 10, или 65 + 15) и оставшиеся 20% [24, c.129].
2.1 Порядок проведения АВС-анализа
1 шаг. Выбираем объект анализа (что будем анализировать? Ассортимент? Поставщиков? Клиентов?) и параметр (по какому признаку будем анализировать? По обороту? По прибыли? По оборачиваемости?). Обычно объектами АВС-анализа являются товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
2 шаг. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка – с наименьшей).
3 шаг. Выделяем группы А, В или С. Для этого необходимо:
- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом.
- присвоить значения групп выбранным объектам [25, c.133].
Доля с накопительным
итогом высчитывается путем
Таблица 2.1 -Пример расчета доли с накопительным итогом в таблице Excel*
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
|
Продукт |
Оборот за январь (тыс.руб.) |
Оборот за февраль (тыс.руб.) |
Оборот за март (тыс.руб.) |
Оборот по группе за 1-й квартал |
доля в обороте |
доля в обороте накопительным итогом |
Формула |
ИТОГО |
- |
- |
- |
32241519 |
100% |
- |
- |
Товар 1 |
1667484 |
1651702 |
1642886 |
4962071 |
15,4% |
15,4% |
=F3 |
Товар 2 |
927569 |
922691 |
930253 |
2780513 |
8,6% |
24,0% |
F4+G3 |
Товар 3 |
879119 |
816959 |
967919 |
2663996 |
8,3% |
32,3% |
F5+G4 |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
F…+G… |
Товар 32 |
31492 |
27265 |
36673 |
95430 |
0,3% |
100% |
F34+G33 |
*Источник: [ 25, c.135].
В качестве примера рассмотрим
ассортимент двух разных магазинов:
средний супермаркет в спальном
районе формата «магазин возле дома»
и отдел мелкой бытовой и кухонной
техники в крупном
2.2 АВС-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам
Объектом анализа в данном примере будут служить товарные группы продуктового супермаркета в спальном районе среднего формата (алкогольная продукция, хлебобулочные изделия, гастрономия, молочная продукция и так далее). Для простоты далее будем называть их «Группы». Параметром измерения для начала будет служить объем продаж. Нас будет интересовать вклад каждой группы в общий объем продаж за, например, 1-й квартал 2011 года.
Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам. Оценивается период 3 месяца. Первым шагом является сбор данных за квартал. Как видим из таблицы, данных слишком много и невозможно сразу оценить вклад каждой группы в общий оборот магазина. К тому же не ясно, что брать за основу для анализа – позиций в товарной номенклатуре может быть несколько тысяч.
Таблица 2.2 –Оборот продовольственных товаров СЗАО «Фирма «Омега»*
Товарная группа |
Оборот за январь по группе (тыс.руб.) |
Оборот за февраль по группе (тыс.руб.) |
Оборот за март по группе (тыс.руб.) |
Оборот по группе за 1-й квартал (тыс.руб.) |
ИТОГО |
- |
- |
- |
8 319 292 |
Вино-водочные изделия |
294 747 |
368 186 |
358 145 |
1 021 079 |
Слабоалкогольные изделия |
117 013 |
109 839 |
108 843 |
335 695 |
Безалкогольные |
35 892 |
35 619 |
37 832 |
109 343 |
Молочная продукция |
210 980 |
209 553 |
207 590 |
628 124 |
Сыры |
93 849 |
98 989 |
114 505 |
307 343 |
Мясная гастрономия |
303 536 |
300 714 |
309 049 |
913 300 |
Мясопродукты |
222 450 |
229 671 |
232 395 |
684 516 |
Рыба |
107 039 |
111 607 |
116 195 |
334 842 |
Хлебобулочные изделия |
60 174 |
60 627 |
60 668 |
181 469 |
Кондитерские изделия |
98 655 |
106 249 |
134 332 |
339 236 |
Замороженные продукты |
181 611 |
191 699 |
178 535 |
551 846 |
Овощи-фрукты |
120 200 |
120 388 |
122 257 |
362 844 |
Бакалея |
163 660 |
168 415 |
164 019 |
496 095 |
Консервы |
65 703 |
70 950 |
74 925 |
211 578 |
Чай, кофе |
77 989 |
83 984 |
76 804 |
238 777 |
Соусы, специи |
39 306 |
39 281 |
42 163 |
120 749 |
Салаты |
48 371 |
73 647 |
77 178 |
199 196 |
Растительное масло |
82 435 |
83 594 |
83 376 |
249 404 |
Чипсы, снеки |
59 999 |
59 214 |
59 385 |
178 597 |
Детское питание и детские товары |
104 146 |
107 402 |
109 617 |
321 165 |
Табак |
34 036 |
34 464 |
34 486 |
102 985 |
Бытовая химия |
82 625 |
81 735 |
102 227 |
266 587 |
Окончание таблицы 2.2 | ||||
Товары для животных |
28 356 |
28 659 |
28 207 |
85 223 |
Сопутствующие товары |
23 662 |
24 802 |
30 835 |
79 299 |