Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эффективной ассортиментной политики фирмы и теоретических аспектов выбранной темы.
Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:
• изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента торговых предприятий;
• изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
• совершенствование управления товарным ассортиментом;
• анализ ассортиментной политики на примере СЗАО «Фирма «Омега».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………..5
1.1 Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли……………………………………….…………………………………...5
1.2 Задачи ассортиментной политики……………………...…………………..11
1.3 Структура ассортиментной политики………………………………….......12
2. Анализ ассортимента розничного торгового предприятия с помощью ABC- и XYZ-анализа на примере СЗАО «Фирма «Омега»……………………….....18
2.1 Порядок проведения ABC-анализа….……………………….…………......21
2.2 ABC-анализ ассортимента продуктового супермаркета по группам …..…………………………………………………………………………..….....22
2.3 ABC-анализ части ассортимента отдела бытовой техники по категориям…………………………………………………………………..……27
2.4 ABC-анализ по прибыли…………..…………………………………..…….32
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа………………….……..35
2.6 XYZ-анализ…………………………………………………………………..37
2.7 Общие рекомендации и ограничения XYZ-анализа………………………42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………...…….……..……………......49
*Источник: [Составлено автором].
Вывод: при более глубоком анализе видно, что группа «Крупногабаритная бытовая техника» требует дополнительного развития – расширения ассортимента и введения новых товарных категорий, например, «Встроенная техника», «Стеклокерамические плиты», возможно «Сушильные машины» или «Морозильные камеры» и т.д.
Проанализировав другую группу «Мелкая бытовая техника», становится очевидным, что некоторые категории подлежат более глубокому анализу и вниманию менеджера. Например, категории «Пароварки» требует развития, так сейчас этот товар находится на стадии роста и активно рекламируется производителями. Так же категория «Миксеры и блендеры» может приносить больший оборот – возможно, эту категорию нужно представить более широко и ввести популярные модели товаров. Так же зная, что возрастает интерес покупателей к своему здоровью и внешности, можно категорию «Весы» представить лучше – вероятно, выкладка этого товара оставляет желать лучшего.
Возможна и другая рекомендация: разделить ассортимент на три группы, например, «Бытовая техника» (пылесосы, утюги, швейные машинки) «Мелкая бытовая техника для кухни» (блендеры, миксеры, тостеры и т.п.) и «Товары для ухода за собой» (весы напольные, фены, машинки для стрижки волос), так как товары для красоты и здоровья сейчас находятся на стадии активного роста.
2.4 АВС-анализ по прибыли
Такой же анализ возможно провести по вкладу товаров ассортимента в прибыль компании. Тогда за основу будут взяты параметры прибыли – статистика по прибыли за период, доля в прибыли и доля с накопительным итогом. АВС-анализ по прибыли так же можно проводить и по группам, и по категориям, и по товарам внутри одной категории.
Таблица 2.8 -АВС-анализ по прибыли на примере отдела мелкой бытовой техники*
Товарная группа |
Товарная категория |
Прибыль за 3-й квартал, тыс.руб. |
доля в прибыли |
Доля в прибыли с накопительным итогом |
Группа |
ИТОГО |
699 169 |
100% |
- |
- | |
Мелкая бытовая техника |
Пылесосы |
184 307 |
26,36% |
26,36% |
А |
Электрочайники |
54 647 |
7,82% |
34,18% |
А | |
Утюги |
51 584 |
7,38% |
41,55% |
А | |
Электробритвы |
45 726 |
6,54% |
48,09% |
А | |
Мясорубки |
44 342 |
6,34% |
54,44% |
В | |
Кофемашины |
32 198 |
4,61% |
59,04% |
В | |
Фены и приборы для укладки волос |
30 577 |
4,37% |
63,42% |
В | |
Эпиляторы |
25 947 |
3,71% |
67,13% |
В | |
Термосы |
22 756 |
3,25% |
70,38% |
В | |
Хлебопечки |
21 323 |
3,05% |
73,43% |
В | |
Тостеры/Ростеры |
19 413 |
2,78% |
76,21% |
В | |
Кофеварки |
19 303 |
2,76% |
78,97% |
В | |
Кухонные комбайны |
18 805 |
2,69% |
81,66% |
С | |
Зубные щетки |
17 864 |
2,56% |
84,21% |
С | |
Соковыжималки |
15 173 |
2,17% |
86,38% |
С | |
Миксеры/Блендеры |
14 800 |
2,12% |
88,50% |
С | |
Прочее |
11 805 |
1,69% |
90,19% |
С | |
Для стрижки волос |
10 954 |
1,57% |
91,75% |
С | |
Швейные машины |
10 646 |
1,52% |
93,28% |
С | |
Посуда |
10 082 |
1,44% |
94,72% |
С | |
Окончание таблицы 2.8 | |||||
Пароварки |
9 125 |
1,31% |
96,02% |
С | |
Фритюрницы |
8 935 |
1,28% |
97,30% |
С | |
Фильтры для воды |
7 396 |
1,06% |
98,36% |
С | |
Весы напольные и кухонные |
6 872 |
0,98% |
99,34% |
С | |
Кофемолки |
4 593 |
0,66% |
100,00% |
С |
*Источник: [Составлено автором].
Вывод: С большим отрывом лидируют пылесосы, но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи пылесосов вызваны малой наценкой на эту категорию, однако пылесосы все равно остаются лидерами по прибыли в этой группе. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене – может быть необходимо скорректировать наценку на другие виды товаров. Так же видно, что вклад некоторых категорий в прибыль магазина может быть больше – вероятно, кухонные комбайны по совокупной стоимости могут давать большую прибыль. Вызывает вопрос категория «Прочее» - все, что кажется несущественным, приносит тем не менее 2, 29% процентов в общей прибыли группы. Стоит рассмотреть эту категорию более внимательно. Так же категория «Швейные машины» должна вносить более значительный вклад в прибыль, так как это товар целевого спроса и стоящий на уровне дорогой техники. Скорее всего, этот товар представлен в недостаточном ассортименте или требует консультативной продажи, чтобы его можно было продавать дороже.
Как видно из приведенных примеров, АВС-анализ по одному из параметров уже дает нам значительную пищу для оптимизации ассортимента. По этим данным можно принимать оперативные решения и можно следовать общим рекомендациям, изложенным ниже.
2.5 Общие рекомендации и недостатки ABC-анализа
Общие рекомендации:
Группа А – товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% оборота или прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе. Необходим периодический подсчет запасов с жесткими допусками.
Группа В – следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50% до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Для них применяются те же меры, что и для категории A, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
Группа С – остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако несмотря на их кажущуюся малоценность, они составляют 20% оборота (или прибыли) и требуют периодического контроля.
Недостатки АВС-анализа
При многочисленных плюсах метода АВС-анализа существуют ограничения в применении данного анализа: