Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа
Целью написания данной работы является анализ и оценка торговых брендов, конкурирующих на территории г. Набережные Челны.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть бренд как явление коммуникации.
Проанализировать особенности формирования и управления брендом.
Выделить и охарактеризовать федеральные бренды продуктового ритейла.
Выделить и охарактеризовать локальные бренды продуктового ритейла.
ВВЕДЕНИЕ3
Глава I. БРЕНД И БРЕНДИНГ В КОММЕРЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ6
1.1 Бренд как явление коммуникации6
1.2 Формирование управления брендом 13
Глава II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА БРЕНДОВ НА РЫНКЕ Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ В СЕГМЕНТЕ СУПЕРМАРКЕТЫ18
2.1 Характеристика федеральных брендов продуктового ритейла18
2.2 Характеристика локальных брендов продуктового ритейла 26
2.3 Анализ конкуренции среди брендов продуктового ритейла на рынке города Набережные Челны33
Глава III. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ44
Рынки, которые удовлетворяют
базовые потребности
Как показывает практика, при
сообщении потребителям об отличительных
признаках бренда его необходимо
с чем-либо сравнивать. Я буду сравнивать
сетевые магазины Набережных Челнов
таким образом, чтобы четко и
убедительно показать те явные отличия
и преимущества брендов, которые
отличают их друг от друга. Ключевой целью
моего курсового исследования является
сопоставление конкурирующих
Приведём данные исследования, посвященного анализу федеральных сетей продуктового ритейла. Лидерами по критерию «выручка» среди ведущих торговых сетей России являются следующие ритейлеры: «X5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток») – более 5,2 млрд. долл.; «МЕТРО Кэш энд Кэрри» («Metro C&C») – более 4,6 млрд. долл.; «Тандер» («Магнит») – более 3,6 млрд. долл. Прирост выручки компаний обусловлен реализацией масштабных инвестиционных программам и заключениям сделок слияния и поглощения.Также эти же федеральные сети занимают лидирующие позиции по объему продаж (Приложение 1) и по объему чистой прибыли (Приложение 2). Федеральные сети продуктового ритейла очень широко распространяются и в СМИ (Приложение 3).
Рисунок 3. Структура розничной торговли продуктами в России в 2007 г.
Рисунок 4. Рыночная доля форматов в общем объеме сетевой торговли в 2009г.
Рынок торговли продуктами в России делится на три части: независимые операторы (несетевые магазины), торговые сети, неорганизованная торговля (рынки). На рисунке 3 представлена структура розничной торговли России продуктами в 2007 году.
Как видно из этого рисунка,
большую часть российского
Сегодня российский рынок розничной торговли продуктами питания находится в стадии динамичного развития, на нем наблюдается высокая конкуренция между торговыми сетями, предлагающими широчайший ассортимент товаров на любой вкус.
Столь бурное развитие продуктовых сетей в России аналитики связывают, прежде всего, с ростом экономики страны: высокие цены на неочищенную нефть и природный газ, основные экспортные товары, а также высокий спрос на них в стране. Растущая экономика поддерживается ростом уровня доходов и расходов россиян. Сейчас в России все сетевые продуктовые магазины делят на шесть форматов по типу торговли в них:
Выделяют несколько параметров российских сетей, по которым происходит это разделение на форматы: количество парковочных мест на автостоянке; общая площадь магазинов; число сотрудников, работающих в магазине; ежедневное количество покупателей; общий ассортимент товаров; ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, и их процентное соотношение в магазине.
Согласно анализу, проведённому
исследовательской компанией
Из указанного рисунка видно, что самыми популярными форматами в 2009 году стали два формата: «гипермаркет» и «дискаунтер», их доли рынка 39% и 33% соответственно. Значительно уступают им «супермаркеты», занимая 20% сетевого рынка. А на долю остальных форматов в рыночной доле сетевых игроков приходится всего лишь 8%. «Магазины у дома» часто бывают маленькой площади, что является очень неудобным для покупателей, к тому же там ограниченный ассортимент. «Кэш энд керри» и «гастрономы класса премиум и суперпремиум» пока развиты очень слабо, т.к. они – самые «молодые» форматы сетевой торговли в России.
По данным компании Business Analytica, доля сетей в розничном обороте продуктов питания и напитков стремительно растет. Наибольшие темпы роста товарооборота продуктов питания и напитков характерны для сетевых магазинов (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры). Согласно исследованиям 76% жителей Москвы делают покупки в сетях хотя бы раз в месяц. Частота посещения сетей составляет, в среднем, около 4 раз в месяц. Данные по Санкт-Петербургу следующие: делают покупку хотя бы раз в месяц около 80% горожан, частота посещения сетей составляет, в среднем, 4-5 раз в месяц. В регионах этот процент покупателей пока меньше, но также имеет тенденцию к росту.
Отмечая влияние сетевой розницы на рынок FMCG, нужно сказать, что процесс взаимодействия продуктового рынка и розничных сетей имеет взаимообуславливающий характер. С одной стороны, сети влияют на культуру потребления. С другой, динамика их развития лучше отражает следующие тенденции:
• увеличение платежеспособности населения;
• изменение образа жизни людей;
• развитие рынка дорогих товаров;
• процесс покупок становится популярным времяпрепровождением.
По мнению аналитиков, развитие сетевого ритейла благотворно сказывается и на развитии крупных производителей. Работа с сетью дает возможность получения большой доли на рынке, достижение необходимого уровня продаж, количественное преимущество и лояльность конечных потребителей, получение оперативной прибыли. Также в условиях жесткой конкуренции существенным преимуществом является возможность инвестирования в развитие, хорошие перспективы рыночной экспансии за счет естественного устранения конкурентов в виде мелких игроков. Сеть предоставляет больше выгодных условий для брендинга и рекламы продукции с упором на ее качество. Но эксперты рынка отмечают, что в России брендинг товаров становится все более сложным, поскольку покупатели все меньше поддаются на рекламные трюки. Сегодня успешный маркетинг должен отличаться высоким уровнем культуры, а любой продаваемый продукт нужно постоянно совершенствовать и изменять.
Но есть для производителей и минусы присутствия в сетевых магазинах – высокая стоимость присутствия. Она включает: бонусы от оборота, оплату входа, внушительный маркетинговый и рекламный бюджет, плату за место на полке (дополнительная опция за лучшие или дополнительные места), оплату за ввод новой позиции или ротацию, прочие оплаты и ряд штрафных санкций за несоблюдение условий договора. Также сюда включаются различные издержки на логистику, мерчандайзинг, промоакции. И, тем не менее, несмотря на все выплаты и соблюдения условий, производителя могут вывести за недостаточный уровень продаж.
Для вхождения в большинство российских сетей, производитель должен обладать рядом преимуществ перед конкурентами:
Но даже при соблюдении всех этих условий, что является проблемой для некоторых производителей, эксперты сходятся во мнении, что производителю, который работает на российском рынке, выгодно сотрудничать с сетями.
По оценкам аналитиков, основным продуктовым рынком в России является Москва. Сетевой продуктовый ритейл в столице развит гораздо лучше, чем в других регионах страны, однако, как отмечают эксперты московским игрокам отрасли уже сейчас тесно на рынке, это говорит о близости насыщения столичного рынка. Уже сейчас аналитики отмечают замедление темпов роста сетевого ритейла в Москве.
Об этом говорит ещё один интересный факт: значительно уменьшается доля Москвы в общем федеральном обороте ритейла, если 2002 году этот показатель был равен 29%, то по итогам 2007 года он снизился до 20%. Вместе с тем городские чиновники и такую долю города в общероссийском обороте розничной торговли называют ненормальным перекосом. По их мнению, сокращение доли Москвы продолжится.
Рассмотрим бренды крупных продуктовых сетей, таких как «Магнит», «Лента», «Карусель» и другие. Кратко охарактеризуем эти бренды и оценим недостатки и преимущества.
Торговая сеть «Магнит» в Набережных челнах работает достаточно успешно, несмотря на закрытие нескольких магазинов в городе. Розничная сеть «Магнит» арендует, покупает и строит собственные магазины. Наблюдается высокая плотность присутствия ритейлеров в городе. Торговая сеть «Магнит» ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома» , гипермаркет , магазин косметики и магазин «Магнит Семейный».
«Магнит» - крупнейшая розничная сеть в России по количеству магазинов и одна из крупнейших по объему продаж.
Компания была основана в 1994 году как поставщик парфюмерии, косметики и товаров бытовой химии, к освоению продовольственного сегмента рынка приступила в 1997, а уже в 2001 году стала крупнейшей в России по количеству магазинов. Сегодня «Магнит» - это национальная розничная сеть: более 5000 магазинов «у дома», более 300 магазинов "Магнит-Косметик", 101 гипермаркет, расположенных в около 1400 населенных пунктов. Более 50 субъектов Российской Федерации, 17 распределительных центров и 17 автотранспортных предприятий.
В 2012 году компания планирует открыть более 50 гипермаркетов «Магнит», около 800 магазинов формата «у дома», около 560 магазинов нового непродовольственного формата «Магнит – Косметик», 2 распределительных центра и 2 автотранспортных предприятия.
Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» 18 мая 2006 года привело к созданию компании «X5 Retail Group» - абсолютного лидера отрасли по объему продаж с целью создания ведущей мультиформатной компании на рынке продуктовой розничной торговли России.
26 июня 2008 года X5 завершила
сделку по приобретению сети
гипермаркетов «Карусель», тем самым
значительно укрепив свои
«Лента» – крупнейшая сеть розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в различных регионах России работает 49 гипермаркетов сети «Лента». Из них 15 в Санкт-Петербурге, пять – в Новосибирске, три – в Омске, по два магазина открыты в Нижнем Новгороде, Краснодаре и Барнауле, по одному торговому комплексу расположены в Астрахани, Великом Новгороде, Волгограде, Петрозаводске, Тольятти, Тюмени, Рязани, Набережных Челнах, Саратове, Пензе, Новороссийске, Череповце, Ростове-на-Дону, Пскове, Волжском, Твери, Чебоксарах, Бийске, Сыктывкаре и Ярославле. Постоянными покупателями гипермаркетов сети «ЛЕНТА» сегодня являются около 5 млн. человек, и это число с каждым днем увеличивается.
30 июня 2008 в г. Набережных Челнах распахнул свои двери торговый комплекс «Лента». Магазин общей площадью около 12 000 кв.м. стал первым комплексом сети в Республике Татарстан.
Все гипермаркеты
Лента работают 7 дней в неделю и
предлагают покупателям товары не менее
чем на 5% ниже среднерыночных за счет
использования преимуществ
Гипермаркеты «Карусель» - это магазины с широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров для дома и семьи по привлекательным ценам. «Карусель» предлагает самые низкие цены на базовые продукты, а также уникальные акции. Торговая площадь гипермаркетов: в среднем около 5 000 кв.м., а ассортимент – около 22 000 наименований.
«Карусель» — одна из крупнейших
сетей гипермаркетов в России.
Челнинский гипермаркет «Карусель» —
это магазин, где под одной крышей и по
низким ценам Вы найдете все, что нужно
для дома и семьи: