Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:41, дипломная работа
Для того, чтобы стратегия была эффективной необходимо применять определенную тактику борьбы с конкурентами.
Что сделать в каждом конкретном случае подскажет изучение инструментов тактики: сбыта, ценообразования, ассортимента, продвижение производимого продукта. Но делать это нужно систематически, так как использование конкурентами нового инструмента дает им дополнительное конкурентное преимущество. На имеющиеся конкурентные преимущества своей организации нужно делать акцент в конкурентной борьбе.
Интенсивность конкуренции постоянно возрастает, поэтому исследования и анализ конкурентов приобрели самый практический характер на сегодняшний день.
Введение
1 Обзор литературы
1.1 Исследование и анализ рынков
1.2 Формирование стратегии
1.3 Тактика конкурентной борьбы
1.3.1 Ценообразование
1.3.2 Ассортиментная политика
1.3.3 Продвижение товара
2 Характеристика предприятия
3 Тактика и стратегия конкурентной борьбы фирмы
3.1 Основные сегменты рынка сбыта предприятия
3.2 Конкурентная среда
3.3 Конкурентоспособность продукции
3.4 Конкурентоспособность предприятия
3.5 Конкурентные стратегии предприятия
Практические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Проблема конкуренции существует очень давно. Разработкой методов, способов и приемов борьбы с конкурентами специалисты занимаются также давно. Кто удачнее применит их сочетание, тот ближе будет к желаемым результатам.
В зависимости от ожидаемого эффекта фирма разрабатывает план действий (стратегию) поведения на рынке.
У каждой стратегии есть своя тактика. Зная стратегию, можно определить, чего не хватает предприятию, что сделать для достижения наилучшего результата, как повести себя в той иной ситуации.
Поставленные цели перед предприятием будут достигнуты в более короткие сроки с меньшими затратами.
2. Характеристика предприятия.
Кемеровский молочный комбинат – крупнейшее молокоперерабатывающее предприятие Кузбасса.
В структуру КМК входят два гормолзавода в г.Кемерово (ГМЗ № 1 специализируется на производстве цельномолочной продукции, сухих молочных продуктов, мороженого, десертов и масла, на ГМЗ № 2 производятся сыры), 2 молокоприемных завода в с. Панфилово и с. Титово, осуществляющие первоначальную приемку молока, и холодильник в г. Ленинске-Кузнецком для резервной продукции. Продукция, произведенная на комбинате, оптом через торговый дом КМК (насчитывает более 1,5 тысяч клиентов) и в розницу через МолПродТорг (имеет 24 специализированные торговые точки).
На сегодня с продукцией КМК знакомы не только жители Кемерова и Кемеровской области, но и покупатели г. Новосибирска, г. Томска, г. Братска, г. Ачинска, г. Омска, г. Красноярска и Алтая.
В настоящее время на комбинате вырабатывается более 50 видов разнообразных молочных продуктов, причем большинство не имеет аналогов ни по вкусовым качествам, ни по полезным свойствам для организма человека.
КМК стремится к увеличению ассортимента молочной продукции, повышению ее качества и внедрению передовых технологий производства оригинальных видов молочной продукции.
Новая продукция появляется постоянно. К примеру, сейчас на рынок предлагается “биомороженое”, раньше покупатели его не встречали на прилавках – ни отечественного, ни импортного производства. Внесенные в состав “биомороженого” бифидобактерии позволили сделать лакомство полезным. При абсолютно одинаковых с традиционным мороженым вкусовых качества “биомороженое” отличается выраженными лечебно-профилактическими свойствами при отсутствии каких-либо ограничений и побочных эффектов.
Планируется начать производство витаминизированного и десертного молока. В скором будущем на комбинате будет налажено соевых молочных продуктов.
Гордостью комбината является удивительно легкий, нежный и ароматный “Бархатный” творог, который успели полюбить многие. Этот продукт не имеет российских аналогов. За его производство КМК был награжден большой золотой медалью “Сибирской ярмарки” ( г. Новосибирск).
В сентябре 1998 года на КМК запущена итальянская линия по производству полиэтиленовой бутылки емкостью 1 литр и фасовки в нее цельномолочной продукции. Покупатели уже по достоинству оценили продукцию, расфасованную в легкую пластиковую бутылку. Такая упаковка эстетичная и очень удобна в обращении. К сентябрю планируется внедрить в производство линию по расфасовке стерилизованной продукции в пластиковую бутылку емкостью 0,5 литра.
Вся продукция комбината вырабатывается только из натурального сырья и отличается высокими вкусовыми достоинствами, что подтверждается высоким покупательским спросом.
Ведется работа над возможностью производства молочных продуктов длительных сроков хранения. Уже сейчас КМК предлагает покупателям десерты( йогурты, пудинги, желе) со сроком хранения 30 суток, сыры плавленные – срок хранения 20-60 суток, “бархатный” творог – 15 суток, сметана 20% жирности – 10 суток, масло крестьянское сладко-сливочное и шоколадное, фасованное в пластиковые стаканчики – 15 суток и многое другое.
Характеризуя внутреннюю среду предприятия, необходимо затронуть и производство. КМК постоянно работает над внедрением новых технологий. За 1998 год было освоено 34 новых вида молочной продукции.
В 1998 году за счет увеличения поставляемого сырья на 4412 тонн, увеличился выпуск цельномолочной продукции (молока, диетической продукции, сметаны, творожных изделий), масла, мороженого, сухого молока и сыра. Вследствие этого процент использования существующих производственных мощностей увеличился на 45 % по сравнению с 1997 годом. (Использование производственных мощностей за 1997 год отражены в таблице 1). В 1998 году процент использования производственных мощностей составил 70%. В 1998 году по сравнению с 1997 годом увеличился удельный вес фасованной продукции, соответственно 99,8% и 93,4 %.
Таблица 1.
Ассортимент | Установленная мощность, тонн/смену | Выработка за 1997 год/тонн | Коэффициент использования мощностей, % |
1. Цельномолочная продукция 2. Масло животное 3. Сыр плавленный 4. Молоко сухое (цельное) сухое (обезжиренное) 5. Творог (всего) (фасованный) 6. Сметана (всего) (фасованная) 7. Молоко в плёнке 8. Сгущённое | 198,3 3,0 2,4 3,9 3,9 3,71 15,0 13,4 7,5 10,5 3,9 | 4076 129 77 23 204 298 258 401 370 964 156 | 4 16 5 1 2 13,4 5,7 5 16,4 15,4 13,0 |
В сентябре 1998 года на ГМЗ № 1 введена в эксплуатацию комплексная линия по производству полиэтиленовой бутылки и разливу цельномолочной продукции. В настоящее время 92% молока и диетической продукции фасуется в полиэтиленовые бутылки. В августе 1998 г. запущена линия по производству мороженого в брикетах. За счет этого увеличился ассортимент выпускаемого мороженого.
В сентябре 1998 г. была запущена линия FATA, которая не имеет аналогов в регионе.
На ГМЗ № 2 установлена линия ХАСИ по упаковке плавленых сырков.
Планируется запустить линию по изготовлению полипропиленовой бутылки емкостью 0,5 литра производства Тайвань.
Коэффициент годности оборудования равен 0,7.
Характеристика предприятия будет неполной, если не обозначить его финансовое состояние.
В 1998 г. КМК работал с прибылью 858,4 тысячи рублей. В 1997 г. были убытки в сумме 71129 тысячи рублей. Из полученной прибыли 4479 тысячи рублей составили платежи в бюджет, 410,5 тысячи рублей отвлечены на фонды потребления.
Доля активной части основных средств составила 37,5 % от общей доли имущества. Износ основных средств на начало 1998 г. составила 40% , а на конец 1998 г. – 44,2 %, что говорит о старении основных фондов.
Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Он равен отношению величины обязательств к величине его собственных средств на 01.01.99 г. и составил 0,14. Доля заемных средств на конец 1998 г. снизилась на 1,8%.
Анализ деловой активности (капиталоотдачи) позволяет выявить, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. За 1998 г. капиталоотдача составила 0,6. Для сравнения, в 1997 г. она составляла 0,2.
Коэффициент текущей ликвидности на 01.01.97 г. составил 1,12, а на 01.01.98г. – 0,68 (рекомендуемая величина 1-2). Коэффициент восстановления платежеспособности на конец 1997 г. по комбинату составил 0,23. Это свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшие 6 месяцев отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность, так как критерий данного коэффициента должен быть не менее 1,0.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами за 1997 г. составил 0,422 Анализ данных коэффициентов платежеспособности дает основание признать структуру баланса неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным.
Финансовый коэффициент рыночной устойчивости во много базируется на показателе рентабельности предприятия и деловой активности. Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового состояния является коэффициент автономии, который равен доле источников собственных средств в общем итоге баланса. На 01.01.98 г. он составлял 0,83 (нормальное ограничение –от 0,5 и более). Это означает, что все обязательства КМК могут быть покрыты его собственными средствами.
Фондоотдача за 1997 г. составлял 2 руб ( в 1996 г. – 0,57 руб). Удельный вес кредитов и заемных средств увеличился на 0,7% и составил на конец 1997 г. 3,1 %.
Отдаленность поставщиков, повышение тарифов за транспортные услуги повлияли на резкое увеличение транспортных расходов, т.е. в 2,5 раза. Расходы на топливо, энергию, ресурсы за счет повышения тарифов возросли в 1,5 раза. С июля 1996 г. по июнь 1997 г. из-за недостатка сырья было остановлено производство продукции на структурном подразделении молочного комбината – ГМЗ № 2. В результате этого условно-постоянные расходы по содержанию ГМЗ № 2 составили 1730 млн.руб. Кроме того, увеличились расходы на единицу продукции в целом по комбинату. Затраты по обслуживанию производства остались те же, поэтому это повлияло на увеличение себестоимости продукции. Реорганизация производства, сокращение штатов (на 01.01.96 – 721 человек, на 01.01.97 – 450 человек, на 01.01.98 – 375 человек), выплаты выходных пособий повлияли на увеличение расходов на заработную плату. Кроме всех перечисленных причин на убыточность КМК повлияла реализация молочной продукции по ценам ниже себестоимости. В 1997 г. молочный комбинат был вынужден снизить цены на свою продукцию из-за ценовой конкуренции со стороны Новосибирских, Томского и других производителей.
Финансовое положение предприятия, как уже отмечалось, во многом зависит от поставщиков. В данном случае для комбината наиважнейшую роль играют поставщики сырья (сырого молока).
Молочное сырье на комбинат поступает для дальнейшей переработки из следующих районов:
Кемеровский район (удаленность до 40 км) – 4 хозяйства
Топкинский район (удаленность до 60 км) – 3 хозяйства
Юргинский район (удаленность до 120 км) – 6 хозяйств
Яшкинский район (удаленность до 140 км) – 3 хозяйства
Чебулинский район (удаленность до 150 км) – 5 хозяйств
Тяжинский район (удаленность до 350 км) – 4 хозяйства
Крапивинский район (удаленность до 100 км) – 4 хозяйства
Ижморский район (удаленность до 160 км ) – 4 хозяйства
Беловский район (удаленность до 170 км) – 3 хозяйства
Промышленновский (удаленность до 120 км) –12 хозяйств.
Концентрат бифидобактерий поступает из г.Новосибирска от фирмы “Вектор Биольгам”.
Фруктовые и ягодные добавки поставляются из Германии от DOEHLER и STEIREROBST.
Поступление молочного сырья на КМК отражено в таблице 2.
Сырье на КМК поступает из колхозов и совхозов. Поступление сырого молока – величине непостоянная. Вследствие резкого снижения надоев молока снижаются и объемы производства молочной продукции на комбинате. Поступление сырья подвергается сезонным колебаниям: летом возрастает, а в зимний период снижается. Для обеспечения стабильности поставщиком КМК заключает с ними договоры поставок молока. Договор заключается на год в разрезе каждого месяца.
С поставщиками ведется постоянная работа по налаживаю стабильных связей с комбинатом, так как нет сырья – нет продукции. Это важнейшая составляющая сферы производства комбината.
Таблица 2.
Район | 1998 год | 1997 год |
Всего (тонн), в том числе Кемеровский район Крапивинский район Ленинск-Кузнецкий район Топкинский район Юргинский район Беловский район Яшкинский район Промышленновский район Чебулинский район Беловский район Ижморский район Гурьевский район | 11 158 2 469 2 119 973 1 075 412 96 1 167 2 627 188 30 2 - | 6 746 1 765 1 558 898 686 156 230 279 1 123 - - - 51 |
Кадры или трудовые ресурсы – это еще одна характеристика, которая опрелеляет работу комбината и его коммерческий успех. Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентноспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.