Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:41, дипломная работа
Для того, чтобы стратегия была эффективной необходимо применять определенную тактику борьбы с конкурентами.
Что сделать в каждом конкретном случае подскажет изучение инструментов тактики: сбыта, ценообразования, ассортимента, продвижение производимого продукта. Но делать это нужно систематически, так как использование конкурентами нового инструмента дает им дополнительное конкурентное преимущество. На имеющиеся конкурентные преимущества своей организации нужно делать акцент в конкурентной борьбе.
Интенсивность конкуренции постоянно возрастает, поэтому исследования и анализ конкурентов приобрели самый практический характер на сегодняшний день.
Введение
1 Обзор литературы
1.1 Исследование и анализ рынков
1.2 Формирование стратегии
1.3 Тактика конкурентной борьбы
1.3.1 Ценообразование
1.3.2 Ассортиментная политика
1.3.3 Продвижение товара
2 Характеристика предприятия
3 Тактика и стратегия конкурентной борьбы фирмы
3.1 Основные сегменты рынка сбыта предприятия
3.2 Конкурентная среда
3.3 Конкурентоспособность продукции
3.4 Конкурентоспособность предприятия
3.5 Конкурентные стратегии предприятия
Практические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Кадровый состав или персонал предприятия и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены абсолютными и относительными показателями.
Среднесписочная численность работников комбината и его внутренних подразделений за 1998 год составляла 349 чел, в том числе:
промышленно-производственный персонал -342 чел,
непромышленная группа
В состав промышленно-производственного персонала входят:
Рабочие - 224 чел,
Руководители - 52 чел,
Специалисты - 31 чел,
Охрана - 35 чел.
Рассмотрим такую группу кадров, как руководители. К ним относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономит и другие). Профессионально-
Все руководители КМК имеют высшее образование, причем:
70% закончили КемТИПП,
10 % закончили КузГТУ,
7 % закончили КГУ,
4 % закончили КСХИ.
Это прослеживается на рис.1.
Из этого видно, что большая часть имеет образование в сфере пищевой промышленности, что является положительным моментом в работе молочного комбината, который производит пищевые продукты.
Возрастной состав следующий:
От 23 до 30 лет на руководящих должностях работают 35% руководителей
От 31 до 40 лет на руководящих должностях работают 23% руководителей
От 41 и старше на руководящих должностях работают 42 % руководителей.
Значительная доля руководителей в возрасте от 41 года и старше подтверждает правило и говорит об опыте и профессионализме работников.
35% - немалая доля руководителей для столь молодого возраста. Это свидетельствует о перспективности аппарата управления, внедрении новых методов управления предприятием, применении новшеств в организации коммерческой деятельности комбината.
Другими характеристиками предприятия нужно назвать конкурентов, конкурентоспособность производимых молочных продуктов, конкурентоспособность самого комбината и некоторые другие. Они будут исследованы далее.
3. Тактика и стратегия конкурентной борьбы фирмы.
3.1. Основные сегменты рынка сбыта предприятия.
Сегментация – деятельность по классификации потенциальных потребителей производимых и реализуемых предприятием товаров в соответствии с качественными особенностями их спроса. Осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные сегменты, которые вероятнее всего будут характеризоваться одинаковой реакцией на стимулы коммерческой деятельности.
Главная цель сегментации – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару. Посредством ее реализуется основной принцип коммерческой деятельности – ориентация на потребителя.
Кемеровский молочный комбинат также ведет свою деятельность по сегментации рынка. Что позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, регулирование цен. Это позволяет предприятию не распылять, а концентрировать свои усилия на “направление главного удара”.
Сегментация рынка
Позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей в молочных продуктах;
Обеспечивает рациональную и оптимизацию затрат на КМК на разработку, выпуск и реализацию товаров;
Помогает выработать эффективную конкурентную стратегию, основанную на анализе и понимании поведения потенциальных покупателей;
Способствует установлению реалистических и достижимых целей фирмы;
Дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении покупателей на рынке в настоящее время и прогнозами их поведения в будущем;
Обеспечивает повышение конкурентоспособности как товаров, так и фирмы;
Позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем перехода на неосвоенный сегмент рынка;
Предполагает увязку научно-технической политики фирмы с запросами четко выявленных конкретных потребителей.
Сегментация не является чисто механическим процессом. Чтобы быть эффективной она должна проводиться по определенным признакам.
Признак – способ выделения данного сегмента на рынке. Для сегментации рынка молочных продуктов основными признаками являются (по ним и ведется сегментация): географические, социально-экономические и демографические.
При сегментации рынка по географическим признакам нужно рассматривать группы покупателей с одинаковыми или схожими потребительскими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории.
Географическая сегментация ведется по следующему принципу: - покупатели, проживающие в г. Кемерово;
- покупатели, проживающие в городах Кемеровской области;
- покупатели, проживающие за пределами Кемеровской области.
На город Кемерово приходится более 45% от общего объема продаж.
На города Кемеровской области – в среднем 50%,в том числе на:
г. Новокузнецк – 20%, г. Белово – 5%, г.Ленинск-Кузнецкий – 5%, г. Анжеро-Судженск –2,6%, г. Прокопьевск – 4,5%, г. Киселевск – 6,9%, г. Топки –0.3%, г. Юрга – 0,8%, г. Березовский – 1%, г. Тайга – 0,”%, г. Гурьевск - 0,2%, г. Междуреченск – 2,8%, г. Мыски – 2,0 %.
За пределами Кемеровской области продается:
в г. Новосибирске – 12,8%, в г. Томске – 1,5%, в г. Братске, г. Омске, г. Красноярске, Алтае – реализуется в среднем не более 1% от общего объема продаж.
На сегодняшний день ведется работа по расширению охватываемого рынка, хотя это очень сложная деятельность. Молочные продукты имеют ограниченный срок реализации и поэтому очень сложно конкурировать с местными производителями в географически удаленных районах.
Уделяется внимание и численности населения. Так, на территории Кемеровской области наибольший объем продаж наблюдается в наиболее крупных городах даже если они наиболее удалены. Сравним г.Новокузнецк (20%) и г.Белово (5%).
Следующий признак, положенный в основу сегментации рынка молочных продуктов и используемый Кемеровским молочным комбинатом – социально-экономический.
Социально-экономические признаки предполагают ведение групп потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования подходов. Так, социокультурная сфера создает определенный круг предпочтений в отношении молочных продуктов. Принадлежность к определенной социальной прослойке обязывает человека играть в обществе определенную роль, которая так или иначе будет влиять на его покупательское поведение. Кемеровский молочный комбинат с учетом сегментации потребителей по признаку принадлежности к той или иной социальной группе с помощью целенаправленной рекламы формирует спрос и стимулирует продажи определенного вида молочной продукции.
Казалось бы, молочные продукты (продукты питания) употребляют все, тогда для чего сегментировать потребителей по каким-либо признакам. Но не все так просто.
Род деятельности также является фактором, влияющим на спрос покупателя и его поведение на рынке.
Так, пенсионеры, домохозяйки обращают внимание на практичность упаковки (возможность повторного использования).
Уровень дохода человека определяет его потребление и поведение на рынке. Потребитель, обладающий крупными материальными средствами, имеет большие возможности выбрать предлагаемые продукты питания. Размер доходов влияет на потребление и иными способами. Вовсе не обязательно, что при увеличении дохода соответственно увеличивается потребление по всем товарным группам. На распределение дохода значительное влияние оказывает также количество членов семьи.
В идеале ассортимент предлагаемых молочных продуктов должен быть расчитан на “кошелек” покупателя каждого сегмента. Предлагая продукты не только для богатых, но и для людей со средним и низким уровнем доходов, КМК осуществляет две коммерческие задачи: увеличивает прибыль за счет расширения сегментов рынка и укрепляет свой социальный имидж.
По результатам опроса, проведенного специалистами “Сибирской молочной компании” в ноябре-декабре 1998 года, доходы распределились следующим образом: представлены на рисунке 2
1. 49% опрошенных имеют доход от 300 до 600 рублей на каждого члена семьи;
2. 22 % опрошенных имеют доход от 100 до 300 руб на каждого члена семьи;
3. 19 % опрошенных имеют доход от 600 до 1000 руб. на каждого члена семьи;
4. 10 % опрошенных имеют доход свыше 1000 руб. на каждого члена семьи.
Относительно выделенных групп доходов была прослежена тенденция применения потребления ойгуртов (для примера). С увеличением дохода увеличивается потребление натуральных продуктов. Опрос показывает, что с увеличением дохода люди начинают больше внимания обращать на производителя. Доля неизвестного производителя падает с 15% до 2%.
Потребление йогурта (доход от 100 до 300 рублей на человека), производимого Кемеровским молочным комбинатом, в процентном выражении от общего объема реализации йогуртов разных производителей составило:
0,2 л – 19%, 0,5 л – 11%, 0,150 л – 12%.
Потребление йогурта (доход от 600 до 1000 рублей на человека) :
0,2 л – 20%, 0,5 л – 14%, 0,150 л – 17 %.
Важным признаком сегментации являются субъективные специфические критерии. Особенно четко это отслеживается на таком молочном продукте, как йогурт.
Йогурты по консистенции бывают двух видов: густой и жидкий.
Густой (десертный) предпочитают 62% потребителей.
Жидкий (питьевой) предпочитают 38% потребителей.
Демографические признаки относятся к наиболее часто применяемым . Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.
Для молочных продуктов решающим признаком сегментации является размер семьи. В зависимости от размера семьи люди покупают соответствующее количество продукции. Это хорошо прослеживается по данным опроса 1998 года по поводу покупаемости молочных продуктов (йогуртов) в зависимости от объема упаковки:
0,5 л – 38%, 0,125 л - 37%, 0,225 л – 18 %, 1 л – 6%, 0,2 л – 1 %.
В конкурентной борьбе сегментация потребителей очень важна, особенно при выявлении конкурентов.
3.2. Конкурентная среда.
В рыночной экономике предприятия действуют в условиях конкуренции. Никогда не следует забывать о конкурентах. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует фирма.
Как известно, существует 4 типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Рынок молпродуктов г.Кемерово для Кемеровского молочного комбината следует отнести ко второму типу, т.е. монополистическая конкуренция. Для него свойственна следующая характеристика:
Много фирм, производящих сходные продукты. Влияние над ценами ограничено возможностью замены. Продукты дифференцированы для сегментов рынка. Относительно легкий вход и выход с рынка.
Из всего этого можно вывести важные задачи, которые Кемеровский молочный комбинат должен решать:
- создание условий для реализации эффекта экономии от увеличения масштабов производства. Такая попытка наиболее удачна, если предприятие в состоянии будет осуществить и осуществлять:
технологический прорыв, позволяющий резко удешевить выпускаемую продукцию;
повысит степень стандартизации потребностей рынка за счет создание новой продукции, удовлетворяющей разнообразные потребительские вкусы и на этой основе отвлекающей покупателей от индивидуальных заказов;
использование системы привлечений в торговле фирменными товарами для рынков сбыта достаточно больше, чтобы реализовать эффект экономии на масштабе.