Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:06, курсовая работа
Цель работы заключатся в исследовании роли маркетинга в сфере розничной торговли. В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
1. Раскрыть сущность маркетинга в розничной торговле;
2 . Рассмотреть роль маркетинга на примере ООО «Рица-Маркет»
3. Дать рекомендации по стимулированию сбытовой деятельности компании.
Введение.........................................................................................................................3
Глава 1. Маркетинг как инструмент розничной торговли........................................4
1.1.Общая характеристика сферы розничной торговли............................................4
1.2. Комплекс маркетинга в розничной торговле....................................................13
1.3.Существующие модели маркетинга услуг..........................................................23
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Рица-Маркет»....................29
2.1. Характеристика предприятия..............................................................................29
2.2. Анализ основных экономических показателей.................................................33
2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия..........................................35
Заключение...................................................................................................................39
Список литературы.....................................................................................................40
Организационная структура предприятия ООО «Рица-Маркет» определяет задачи, возлагаемые на конкретных работников, распределение между ними обязанностей и ответственности.
Задачи торговой компании подразделяются на четыре категории: стратегический менеджмент, управление товаром, управление магазинами и административный менеджмент, или операции. За надлежащее выполнение каждого типа задач отвечают отдельные менеджеры. Например, решения по стратегии розничной торговли принимают в основном руководитель. Ответственность за исполнение стратегических планов, задачи по закупкам товаров и управлению магазинами возлагаются на оперативных менеджеров, принимающих решения, от которых напрямую зависят показатели деятельности фирмы.
Административные менеджеры на ООО «Рица-Маркет» занимаются составлением планов, разработкой различных процедур и предоставлением информации в помощь оперативным менеджерам. Административную поддержку обеспечивают специалисты по управлению персоналом, финансам, бухгалтерскому учету, информационным системам управления, рекламе и маркетинговым исследованиям.
На рис. 1 изображена организационная структура магазина ООО «Рица-Маркет». Руководителю гастронома подчиняется директор по сбыту, ответственный за представление товара, продажу и обеспечение надлежащего уровня покупательского сервиса, а директору, в свою очередь, старшие менеджеры по сбыту, менеджеры по сбыту и продавцы. Все они работают непосредственно с покупателями в отделах магазина. Например, менеджер по сбыту контролирует работу отделов, в которых продаются кухонные принадлежности и утварь, подарки и фарфор, в то время как старший менеджер отвечает за работу всех расположенных на одном из этажей магазина отделов.
Рис. 1. Организационная структура ООО «Рица-Маркет»
Как видно, на рисунке 1, в каждом магазине есть два административных руководителя: менеджер по персоналу и административный директор. В обязанности менеджера по персоналу входит участие (совместно с менеджерами по сбыту и управляющим) в отборе, приеме на работу и оценке труда работников магазина. Административный директор отвечает за поддержания порядка в магазине, обеспечение безопасности, погрузку/разгрузку и хранения товаров, некоторые из сервисных услуг (возвраты товаров, жалобы, оформление подарков) и вопросы аренды, например размещение в магазине небольшого ресторана или салона-парикмахерской.
Организационные структура управления на ООО «Рица-Маркет» обеспечивает эффективное удовлетворение потребностей покупателей. Она определяет обязанности каждого работника и иерархическую структуру компании.
При совершенствовании организационной структуры хотели достичь компромисса между снижением стоимости закупок, которое происходит при централизованном принятии решений, и преимуществами адаптации предложения к требованиям местных рынков при децентрализованном характере принятия решений.
Помимо совершенствования организационной структуры, для улучшения и координации действий поставщиков, специалистов по закупкам и продавцов на ООО «Рица-Маркет» стремятся укрепить контакты между специалистами по закупкам и покупателями, использовать преимущества мощной организационной культуры и информационных систем.
2.2. Анализ основных экономических показателей
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия «Рица-Маркет» необходим анализ основных экономических показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются:
Именно внутренний анализ этих показателей позволит отразить механизм достижения предприятием максимальных результатов. На основе данного подхода, мы оценили результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия ООО «Рица-Маркет» за период 2010-2012 гг.
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать следующие выводы: за 2012г. ООО «Рица-Маркет» перевыполнил план товарооборота на 3600, по сравнению с 2011 г. отклонение составило 192,7.
При этом уровень валового дохода в 2012 году вырос на 182,7, причиной этого то, что товары продавались с более высокими надбавками, а также улучшилась ассортиментная группа товаров, пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 189,6 тыс. рублей.
В процессе деятельности работники в 2011 году допустили перерасход издержек обращения на 13,2. Это говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения, а так же прибыль. Можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, в течение всей деятельности, в 2009 году рентабельность равна 17 %.
Таким образом, финансовое состояние ООО «Рица-Маркет» можно характеризовать, как финансово-устойчивое, с положительной динамикой развития
2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговая деятельность на предприятии - актуальная тема на сегодняшний день, так как большинство предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще обходятся без нее. В современной экономике проблема повышения конкурентоспособности продукции имеет большое значение и заслуживает особого внимания, поскольку именно реализация конкурентоспособных товаров и услуг является обобщающим показателем жизнестойкости любой компании.
Многие компании стремятся к созданию специализированного маркетингового отдела, который поддерживал бы положительный образ компании в глазах потребителя и одновременно содействовал увеличению объемов продаж. Исключением не стало и ООО «Рица-Маркет». Функции отдела маркетинга на предприятии заключаются в следующем:
* комплексное изучение рынка, анализ ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор поставщиков;
* разработка и осуществление стратегии и тактики маркетинга; разработка маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование рекомендаций по управлению качеством товара;
* разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его рационального функционирования;
* обеспечение рекламных мероприятий, пробуждение интереса публики к деятельности и продукции компании с помощью «невинных», казалось бы, с коммерческой точки зрения, статей ил выступлений в средствах вещания.
В функции отдела маркетинга входит также анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия и торговых марок.
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Возможности во внешней среде |
1.Достоверный мониторинг рынка 2.Отлаженная сбытовая сеть 4.Высокий контроль качества 6.Рост оборотных средств 7.Высокая квалификация персонала 8. Хороший уровень сервиса |
1.Увеличение ассортимента продукции 2.Введение новых услуг (комплектование по умеренной цене) 3.Выход на новые рынки за пределами Черкесска 4. Самодовольство среди конкурирующих фирм |
Слабые стороны |
Угрозы внешней среды для бизнеса |
1.Сбои в снабжении 2.Недостатки в рекламной политике 3.Средний уровень цен 4.Текучесть кадров 5.Неучастие персонала в принятии управленческих решений. |
1.Появление большого количества новых конкурентов 2.Возрастающее конкурентное давление 3.Неустойчивая экономическая и законодательная ситуация в государстве 4. Уход лучших кадров |
Проведя SWOT- анализ предприятия розничной торговли «Рица-Маркет», выявлено следующее:
К сильной стороне компании следует отнести большой опыт работы компании, широкий ассортимент продукции, высокий контроль качества, рентабельность и высокую квалификацию персонала. Разработанная система обучения продаж, так же способствует повышению качества обслуживания, специальные рекламные и мерчендайзинговые способы применяются для того, чтобы покупателю было максимально комфортно совершить покупку. ООО «Рица-Маркет» поддерживает традиции высокого качества обслуживания, имеет налаженные партнерские отношения с поставщиками, за счет этого ассортимент сети всегда широк и часто обновляем. Новые поставки приходят еженедельно.
К слабой стороне компании относится текучесть кадров, которая составляет около 10%, впоследствии страдает качество предоставляемых услуг, для этого возможно продумать мотивационную программу персонала, это позволит снизить текучесть кадров, данной проблемой следует заниматься службе персонала, а вот недостатки в рекламной политике - это проблема для специалиста по рекламе. Нежелание руководства вкладывать в региональную рекламу средства понятно, следует разработать план с подробным описанием планируемой эффективности и провести разъяснительный семинар о важность рекламы и маркетинга в жизни предприятия для руководства компании.
Маркетинговая деятельность розничного торгового предприятия осуществляется в определенной окружающей среде, которая создается под влиянием экономических, технологических, законодательных, социально-демографических и климатических факторов, международного и культурного окружения. Особенностью окружающей среды маркетинга розничного торгового предприятия является взаимодействие с конечными потребителями товаров и воздействие продавцов на поставщиков с учетом запросов покупателей.
В условиях кризиса идёт отказ потребителей от дорогих продуктов, товаров и услуг, поиск более дешевых заменителей. Люди начинают экономить на еде и развлечениях: меньше ходят в рестораны, ночные клубы, кафе и т.п.
Нестабильная экономическая ситуация обострила проблемы компаний розничной торговли. Поскольку потребители стали более избирательными и уязвимыми в своих предпочтениях, возросла конкуренция за клиентов, а снижение потребительских расходов лишний раз доказало, как важно разбираться в этих предпочтениях. В целом, основными факторами конкурентоспособности предприятия, влияющими на спрос, являются:
* уровень цен по сравнению с ценами конкурентов;
* широта ассортимента товаров;
* качество товара;
* наличие и качество дополнительных услуг;
* квалификация персонала;
* местонахождение предприятия и др.
Предприятиям розничной торговли необходимо тонко чувствовать все изменения спроса и ориентироваться на товары, которые сочетают в себе разумное соотношение цены и качества.
Для привлечения покупателей в продуктовой супермаркет «Рица-Маркет» можно предложить стенды с рецептами. В продуктовых минимаркетах и супермаркетах имеет смысл размещать стенды с несложными кулинарными рецептами - разумеется, не в текстовом, а в пиктографическом, картиночном виде (идея принадлежит германскому ритейлеру Kochhaus).
И тогда многие покупатели, не представляющие, что из данного ассортимента можно приготовить - и потому уже собравшиеся взять что-нибудь одно, по минимуму - увереннее произведут выбор в пользу целого набора разнообразных продуктов.
Итак, торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
Существующие на сегодня модели маркетинга услуг содержат уязвимые положения. Безусловно, эти теории играют важную роль при объяснении процесса маркетинга услуг и принятии маркетинговых решений. Они обращают внимание на специфику услуг, демонстрируют задачи, которые необходимо решать, и возможные варианты решения поставленных задач.
Маркетинг услуг можно охарактеризовать как комплексную, программную деятельность на рынке услуг, интегрирующую в себе процесс создания и производства товара-услуги, а также доведения ее до потребителя на основе изучения потенциального и реального спроса потребителей и конкретных рыночных условий.
Маркетинг услуг предприятия ООО «Рица-Маркет» можно оценить положительно, так как в основе предложения услуг лежат маркетинговые исследования. В течение десяти лет компания устойчиво удерживает свои позиции на рынке розничной торговли г. Черкесска, постепенно расширяя ассортимент и улучшая качество обслуживания.
В целом ОАО «Рица-Маркет» можно охарактеризовать, как компанию, занявшую довольно выгодное положение на рынке розничной торговли г.Черкесска. Но для успешного развития предприятия необходимо постоянно улучшать и развивать предоставляемые услуги.
Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ООО «Рица-Маркет»