Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:51, контрольная работа
Для достижения данной цели своей контрольной работы я ставлю для себя следующие задачи:
- дать определение маркетинговой среды предприятия и ее структурных единиц;
- охарактеризовать факторы, оказывающие непосредственное влияние на маркетинговую среду предприятия;
- выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
- выяснить, к каким методикам чаще всего прибегают менеджеры по маркетингу при анализе маркетинговой среды предприятия
Введение…………………………………………………………………………...3
Маркетинговая среда предприятия……………………………………….5
Маркетинговая среда предприятия, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………5
Факторы маркетинговой среды непосредственного окружения…8
Факторы маркетинговой среды косвенного влияния……………11
Анализ маркетинговой среды на примере ОАО «Бурятхлебпром»…...15
Краткая характеристика деятельности предприятия…………….15
Анализ факторов маркетинговой среды ОАО «Бурятхлебпром»16
Проведение SWOT- анализа………………………………………17
Предложения по совершенствованию маркетинговой среды………….24
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников……………………………………29
К маркетинговой среде
непосредственного окружения
Рассмотрим влияние этих факторов подробнее.
Потребители являются одним из самых значимых факторов среды непосредственного окружения предприятия. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял, по его мнению, единственную подлинную цель бизнеса - создание потребителя [23]. Под этим понимается следующее: самовыживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Следовательно, важнейшей целью предприятия должна быть цель признания потребителей, так как именно признание потребителей значительно влияет на сбыт, получение прибыли и на само существование организации в долгосрочной перспективе. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей потребителей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов.
Эффективные фирмы преуспели главным образом не из-за своих товаров или ориентации на исследования, а благодаря тому, что были всегда ориентированы на потребителя. Именно постоянный поиск возможностей применения своих технических знаний для удовлетворения потребителей объясняет многочисленные удачи новой продукции[7].
Изменение вкусов и приоритетов потребителей вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их потребностей. Организация должна внимательно относиться к изменению требований и возможностей потребителей для своевременной перестройки производства и сбыта продукции [23].
Поставщики - это предприятия и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического снабжения производственной деятельности предприятия и обеспечивающие его материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Продукция поставщика занимает важное место в производстве товара данной отрасли (предприятия) [6]. Поставщики обеспечивают организацию комплектующими изделиями, полуфабрикатами, запасными частями, сырьем, материалами, рабочей силой, топливом и энергией, различного рода услугами, необходимыми для организации производства и сбыта продукции. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами и качеством на предметы снабжения, так как изменения качества поставляемых товаров, услуг и сырья, их цен, объемов поставки, договорных условий существенно влияют на выпуск конечной продукции и отражаются на торговом обороте предприятия.
Посредники - это фирмы, которые содействуют компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры, предоставляя торговые, транспортные, финансовые и маркетинговые услуги [24]. К ним относятся торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Среди многочисленных отношений хозяйственной среды, влияющих на характер экономики предприятия, важнейшим является конкуренция [11]. Под конкурентной средой фирмы понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции. Конкуренция рассматривается как эффективное средство саморегулирования экономики, развития отраслей, поскольку позволяет координировать индивидуальные усилия субъектов рынка [6, с.37]. Конкуренция заставляет предприятие снижать издержки производства, повышать качество продукции при сохранении уровня цены или ее незначительного повышения, улучшать надежность продукции, обеспечивать гарантийное и послепродажное обслуживание, совершенствовать сбыт и т.д. [11, с.165].
Любая фирма сталкивается с множеством разнообразных конкурентов:
желания-конкуренты, то есть желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить вместо приобретения продукции фирмы;
товарно-родовые конкуренты, то есть другие основные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания (например: при необходимости добраться в другой город можно выбрать различные виды транспорта: самолет, поезд, автобус и т.д.);
товарно-видовые конкуренты - это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, отдать предпочтение (например: при покупке стиральной машины можно выбрать машину с сушкой или без сушки и т.д.);
марки-конкуренты - это разные
марки одного и того же товара, способные
удовлетворить желание
Каждая из организаций, осуществляя
деятельность, стремиться укрепить и
расширить свои позиции на рынке.
Качество продукции, цены, дизайн, гарантии,
дополнительные услуги, реклама и
др. - все это инструменты, к которым
прибегают организации в этой
борьбе. Тот или иной успех будет
определяться имеющимися у организации
конкурентными преимуществами[
Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Таким образом, мы пришли к
выводу, что факторы прямого
1.3 Факторы маркетинговой среды косвенного влияния
Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории функционируют в рамках сил более обширной макросреды, которые либо открывают новые возможности, либо грозят фирме новыми опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и на которые должна реагировать. Макросреда слагается из шести основных факторов: демографических, экономических, политических, научно-технических, природных и социокультурного окружения.
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их.
Маркетинговая среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются прежде всего на прогнозы.
Демографическая среда. Демография - наука, изучающая население с точки зрения численности и плотности размещения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.
В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов демографические тенденции служат исключительно надежными факторами развития. Фирма может взять перечень основных демографических тенденций и точно определить, какое значение будет иметь для нее каждая из них [5].
Экономическая среда. Экономические изменения отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает компания. Экономические факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.
Помимо самих людей, для
рынков важна еще и их покупательная
способность. Общий уровень покупательной
способности зависит от уровня текущих
доходов, цен, сбережений, от доступности
кредита. На покупательной способности
сказываются экономический
Деятели рынка должны обращать
внимание на характер распределения
расходов, а так же учитывать и
географические различия в структуре
распределения доходов. Они должны
сосредотачивать свои усилия на районах,
открывающих самые
Политическая среда. На маркетинговых решениях, сильно сказываются события в политической среде. В основе этого фактора лежат федеральные и местные законодательные акты, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, а также политические действия, направленные на установление контроля над деятельностью компании. Все это оказывает влияние на различные организации, на отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.
Некоторые аспекты политической
обстановки представляют для руководителей
организации особое значение. Один
из них - настроения администрации, законодательных
органов и судов в отношении
бизнеса. Тесно увязанные с
Государственное регулирование
необходимо для защиты потребителей
от недобросовестной деловой практики.
Некоторые фирмы, оставшись без
присмотра, могут начать строить "финансовые
пирамиды", выпускать фальсифицированные
товары. С недобросовестной практикой
по отношению к потребителям борются,
используя соответствующие
Руководитель маркетинга должен хорошо знать не только федеральные законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества, но также и местные законы, под действие которых подпадает его маркетинговая деятельность в том или ином регионе. [11]
Политическая составляющая
внешней среды должна изучаться
в первую очередь для того, чтобы
иметь ясное представление о
намерениях органов государственной
власти в отношении развития общества
и о средствах, с помощью которых
государство намерено проводить
в жизнь свою политику. В изучение
политической обстановки входит выяснение
того, какие программы воплощают
в жизнь различные партии, отношение
правительства к различным
Научно-техническая среда.
Участникам рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая наука и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им необходимо работать в тесном контакте с научно-техническими специалистами и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных па рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие [22].
Природная среда. В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу разрушения окружающей природной среды. Законодатели стали выдвигать различные меры по охране окружающей среды. Изменения экологической обстановки сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку.
Руководство службы маркетинга
должно держать в поле зрения эти
проблемы, чтобы иметь возможность
получать необходимые для деятельности
фирмы природные ресурсы, не нанося
при этом вреда окружающей среде.
В этом смысле предпринимательская
деятельность находится под сильным
контролем как со стороны государственных
органов, так и со стороны влиятельных
групп общественности. Бизнес должен
участвовать в поисках
Социокультурные факторы. Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным факторам макросреды относят: численность и структурный состав населения, уровень образования, стиль жизни, нормы, традиции, трудовую этику, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социокультурная среда влияет на формирование спроса населения на товары, на затраты по их обслуживанию, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д. [13]Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует. В связи с этим выделяют также в качестве фактора социально-культурного окружения независимые средства массовой информации, которые могут формировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.