Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:51, контрольная работа

Описание работы

Для достижения данной цели своей контрольной работы я ставлю для себя следующие задачи:
- дать определение маркетинговой среды предприятия и ее структурных единиц;
- охарактеризовать факторы, оказывающие непосредственное влияние на маркетинговую среду предприятия;
- выявить основные этапы анализа маркетинговой среды предприятия;
- выяснить, к каким методикам чаще всего прибегают менеджеры по маркетингу при анализе маркетинговой среды предприятия

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Маркетинговая среда предприятия……………………………………….5
Маркетинговая среда предприятия, ее сущность и основные характеристики………………………………………………………5
Факторы маркетинговой среды непосредственного окружения…8
Факторы маркетинговой среды косвенного влияния……………11
Анализ маркетинговой среды на примере ОАО «Бурятхлебпром»…...15
Краткая характеристика деятельности предприятия…………….15
Анализ факторов маркетинговой среды ОАО «Бурятхлебпром»16
Проведение SWOT- анализа………………………………………17
Предложения по совершенствованию маркетинговой среды………….24
Заключение………………………………………………………………26
Список использованных источников……………………………………29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 84.99 Кб (Скачать файл)

Таблица 3[22]. Матрица SWOT

 

Возможности

слабые позиции фирм-конкурентов, высокий уровень спроса на продукцию  компании, рост предпочтений потребителей натуральным продуктам,

возможность выхода на новые  рынки, развитие НТП, возможность использования  ноу-хау

Угрозы

повышение уровня инфляции,

снижение уровня покупательской способности населения, снижение спроса на продукцию, повышение энерготарифов, нарушение поставок некоторых видов  материала для производства продукции

Сильные стороны

Эффективная система контроля качества продукции, возможность расширения ассортимента, отлаженная система обновления продукции, хорошая репутация фирмы, финансовая устойчивость

Поле SO (силы и возможности)

Поле ST (силы и угрозы)

Слабые стороны

Отставание в области  новейших технологий производства продукции, несовершенство организации системы  маркетинга, отсутствие проведения маркетинговых  исследований, редкость рекламных кампаний

Поле WO (слабости и

возможности)

Поле WT (слабости и угрозы)


На каждом из полей нужно  рассмотреть всевозможные парные комбинации, из которых затем формируется  набор стратегий.

Стратегии SO - cилы-возможности (maxi-maxi). При разработке стратегии  компания должна стремиться использовать сильные стороны для того, чтобы  получить максимальную отдачу от возможностей, появившихся во внешней среде.

За счет существующей отлаженной системы обновления продукции и  системы контроля качества компания "Бурятхлебпром" может расширить ассортимент выпускаемой продукции и, используя возможности, выйти на новые рынки.

Стратегии WO - слабости-возможности (mini-maxi). Стратегии данной группы должна быть построены таким образом, чтобы  за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации  слабости.

Развитие НТП открывает  новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений  деятельности, новых рынков и новых  потребителей. Используя новейшие научно-технические  разработки, рекомендуется усовершенствовать  технологию производства продукции, внедрить современное оборудование, с помощью  которого можно было бы минимизировать издержки производства и увеличь  объем выпуска продукции.

Несмотря на то, что продукция  компании итак пользуется хорошим спросом  у потребителей и компания имеет  хорошую репутацию, рекомендуется  развить систему маркетинга в  компании, проводить маркетинговые  исследования рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, рекламные кампании. Это поможет привлечь ещё большее  число потребителей и создаст  хороший имидж фирме.

Стратегии ST - cилы-угрозы (maxi-mini). Данные стратегии предполагают использование  силы организации для устранения угрозы.

Используя сильные стороны, компания должна совершенствовать, как  было сказано ранее, технологию производства, внедряя новейшее оборудование. Этим самым компания сможет снизить издержки производства и себестоимость продукции  и таким образом если и повысит  цену на продукцию в условиях инфляции, то незначительно. Это поможет сохранить  уровень спроса на прежнем уровне. Также должна быть создана единая служба маркетинга.

Стратегии WT - слабости-угрозы (mini-mini). Для пар, находящихся на поле WT, компания должна выработать такую  стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так  и попытаться преодолеть нависшие угрозы[23].

Стратегия компании должна быть направлена на то, чтобы несмотря на отставание в области использования  новейших технологий и отсутствие отлаженной системы маркетинга, не позволить  в условиях повышенного уровня инфляции и снижения покупательской способности  населения снизиться спросу на свою продукцию.

Таким образом, составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для  совершенствования своей маркетинговой  среды. При этом нужно иметь ввиду, что неиспользованные возможности могут превратиться в угрозы, если ими воспользуются конкуренты, и наоборот - предотвращенные угрозы могут создать дополнительные возможности.

Таким образом, задача SWOT-анализа  состоит в том, чтобы представить  специалисту всю необходимую  информацию для определения возможных  стратегий и их комбинаций. В процессе последующего стратегического планирования учитываются обстоятельства, связанные  с изменениями во внешней маркетинговой  среде и степенью адекватности этой среде профиля организации [6, с.52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложения по совершенствованию маркетинговой среды

В рамках совершенствования  маркетинговой среды предприятия  первоочередной задачей стоит - создание эффективной службы маркетинга. Совершенствование  службы маркетинга на предприятии является необходимым, так как дальнейшая работа фирмы без реорганизации  элементов маркетинга может привести к дальнейшей потере занимаемой доли рынка и падению объема продаж.

Организация службы маркетинга на предприятии будет иметь целью  исследование рынка, его конъюнктуры  и конкурентов, конъюнктуры рынка.

Был составлен общий план деятельности компании в области  маркетинга. На первом этапе задействованы  потребители, поставщики, отдел сбыта, служба маркетинга:

1) Отдел сбыта предоставляет  информацию об объёме продаж, наличию товарных запасов, товарные  отчёты за предыдущие периоды.

2) Служба маркетинга посредством  отдела сбыта проводит мероприятия  по определению спроса на услуги, предлагаемые предприятием.

3) Служба маркетинга проводит  мероприятия по изучению конкурентной  среды на рынке, определение  основных конкурентов (проведение  исследования ассортимента предполагаемых  конкурентов, изучение цен конкурентов  на услуги аналогичные услугам  предприятия, определение местоположения  конкурентов и их специализации).

4) Разработка рекламной  компании и предложений по  стимулированию сбыта (изучение  предложений рекламных фирм, разработка  оптимальной рекламной кампании, определение стоимости рекламной  кампании).

6) Разработка требований  к отделу маркетинга (разработка  новых должностных инструкций, предоставление  необходимой информации отделу  об услугах).

Второй этап:

1) Обработка службой маркетинга  полученной информации и предоставление  предложений по реформированию  системы маркетинга.

2) Обсуждение советом  директоров предложений службы  маркетинга по оптимизации ассортимента  услуг, определения основных конкурентов,  определения основных поставщиков,  предложений по стимулированию  торгового процесса. Определение  возможности обеспечения собственными  финансовыми средствами процесса  реформирования.

3) Выработка единого мнения  по предложениям службы маркетинга, создание условий для создания  рабочей группы.

4) Предоставление информации  от всех структурных подразделений  для дальнейшей эффективной работы  службы маркетинга (предоставление  аналитических отчётов, отчётов  о продажах, финансовых отчётов,  заявок на закупку товаров  от торгового отдела за предыдущие  периоды и в дальнейшем).

5) Предоставление службе  маркетинга откорректированного  плана действий.

Третий этап:

1) Проведение рекламной  кампании (Подача рекламных объявлений  на радио, телевидении, размещение  наружной рекламы на зданиях  на общественном электротранспорте,  внутри общественного электротранспорта).

3) Передача отделу маркетинга  функций по сбору информации  о потребителях, проведение опросов  (по опросным листам разработанным  службой маркетинга) и презентаций  новых товаров.

4) Отслеживание службой  маркетинга ответной реакции  потребительского рынка на рекламу  и приёмы стимулирования рынка,  используемые предприятием, оценка  их эффективности (обработки текущей  информации о процессе торговли  услугами, отслеживание изменений  и разработка новых предложений  по стимулированию сбыта).

5) Создание базы данных  по проведённым исследованиям  и ответным реакциям потребительского  рынка (создание электронной базы  данных на основе проведённых  исследований с использованием  информации предоставленной другими  отделами фирмы, обеспечение её  сохранности).

6) Координация деятельности  всех структурных подразделений  компании (участие менеджера по  маркетингу в совещаниях по  производственным вопросам, а также  в разработке рабочих планов  на будущие периоды). Целесообразно  для отдела маркетинга создать  специальный бюджет маркетинговой  деятельности. Структура и объем  бюджета будут определяться отделом  маркетинга совместно с экономическими  службами предприятия и утверждаться  директором. Ответственность за  расходование выделенных средств  будет возложена на заместителя  директора по коммерческим вопросам  и начальника отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств  бюджета ежегодно должен будет  представляться отделом маркетинга  на утверждение руководству предприятия.

Отдел маркетинга наряду с  отделом сбыта должен быть подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любое предприятие (организация, фирма) представляет собой сложный  и в достаточной степени самоорганизующийся механизм (внутренняя среда), функционирующий  в окружающей его внешней среде. И хотя предприятие самостоятельно определяет свою структуру, политику, сферу деятельности, принимает решения, оно в значительной степени зависит  от внешней среды своего окружения.

Рассмотрев сущность маркетинговой  среды предприятия, изучив ее факторы  и основные характеристики, можно  сделать вывод о том, что в  современных условиях она характеризуется  большой сложностью, динамичностью  и неопределенностью, что существенно  затрудняет учет ее факторов при принятии организационных и управленческих решений. Анализ маркетинговой среды - очень важный для выработки стратегии  организации и очень сложный  процесс, требующий внимательного  отслеживания происходящих в среде  процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а  также возможностями и угрозами, которые заключены в внешней  маркетинговой среде. Очевидно, что, не зная среды своего функционирования, организация не может существовать. Поэтому организация должна постоянно  заниматься изучением маркетинговой  среды, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Изучение маркетинговой  среды в первую очередь предполагает выделение отдельных факторов как  объектов исследования.

В маркетинговой среде  выделяет факторы среды непосредственного  окружения (микросреду) и факторы  среды косвенного воздействия.

К факторам маркетинговой  среды непосредственного окружения  относят: потребителей, поставщиков, посредников, контактные аудитории и конкурентов. Они оказывают прямое влияние  на работу компании, характер возникающих  проблем и их разрешение.

Вторая группа внешних  факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное  влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики  страны (или региона), социокультурную  и политическую обстановку, международные  факторы, уровень научно-технического развития.

Экономическое состояние  страны воздействует на работу организации  через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей  силы, уровни цен и инфляции, производительности труда, доходы покупателей, правительственная  финансовая и налоговая политика и др. Особое значение приобрел ряд  факторов социальной среды. Это: обостренные  национальные чувства, отношение основной массы населения к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движения в защиту прав потребителей, изменения общественных ценностей и др. Также нужно  отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального  рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации может быть направлена на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрупнение внутреннего рынка или на расширение международной активности. Кроме этого руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции. Интенсивное развитие мировой экономической системы на современном этапе во многом зависит от эффективности процессов создания, освоения и использования наукоемкой продукции и технологии ее производства. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых стратегических альянсов, появлению новых рынков сбыта, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед компаниями. Учет многочисленных и разнообразных факторов маркетинговой среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений в их взаимовлиянии - сложнейшая задача, стоящая перед руководителями и менеджерами. Решение этой задачи во многом достигается посредством SWOT-анализа, включающего анализ маркетинговой среды и анализ сильных и слабых сторон организации. Задачи анализа маркетинговой среды состоят в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию предприятия. На стадии анализа сильных и слабых сторон организации основное внимание уделяется выявлению степени уязвимости организации от изменений во внешней среде и особенностей, препятствующих использованию возможностей внешней среды. На основе этого определяются отличительные черты организации, позволяющие ей использовать благоприятные возможности и нейтрализовать угрозы или смягчить их воздействие.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия