Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа
Актуальность темы. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.
Введение. 3
1. Цена: понятие, виды, функции. 7
2. Ценовая политика предприятия. 20
3. Методы ценообразования. 25
Заключение. 31
Список литературы 33
Вторым
важным составным элементом
Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
При переходе
к рынку методология
Что представляют собой принципы ценообразования?
Принципы
ценообразования — это
Важнейшими принципами ценообразования являются: научность обоснования цен; целевая направленность цен; непрерывность процесса ценообразования; единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Рассмотрим эти принципы. Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблем социальной защиты населения или проблем целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые
приоритеты и целевая
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда — чугун — сталь — прокат и т. д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т. д.
Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования.
В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
Различают два вида контроля:
Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли как в центре, так и на местах;
общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей' предусматриваются определенные права по контролю за иенами со стороны обществ потребителей.
Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на рынках, имеет свою цену.
Как отмечалось ранее, основу цен образует ценность товаров. Из сферы производства продукты труда попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они вызывают отклонения цены вверх или вниз. В свою очередь цена воздействует на спрос и предложение товаров, а значит, на поведение покупателей и продавцов.
На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их установления, называемые механизмом ценообразования.7
В экономической практике сформировались два основных подхода к становлению цен: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном способе определяющие факторы — конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном подходе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара.
В рыночном ценообразовании цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Во-первых, здесь выражается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления.
Во-вторых, цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар.
Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли;
розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме.
Тарифы (расценки)—цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры.
По степени свободы цены делятся на: жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону; регулируемые цены. Их величина регулируется госорганами, но это воздействие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50 %; рыночные цены, свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.
Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен.
В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции. Если, к примеру, в один период семья тратила на питание триста тысяч рублей, а затем
стала тратить шестьсот тысяч при прежнем уровне потребления, значит, произошел двукратный рост цен на продовольствие.
Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и услуги фиксируется в виде прейскурантов, т. е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.
В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены. В условиях централизованной экономики планировать цены трудно. Неслучайно в советский период цены в России были плановыми только на бумаге. Регулировались они исключительно государственными органами ценообразования.
В экономике рыночного типа также широко используются прогнозные цены — на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.
Договорные цены — цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.8 В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения особых обстоятельств, принятия новых законов.
Часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.
Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
Совершенно иное состояние рынка имеет место в нашей стране и бывших социалистических государствах. Оно связано с чрезмерным огосударствлением экономики. Рынок деформирован государственной системой распределения, дополняемой бартерным обменом и “черным” рынком. Поведение производителей не определяется рынком, оно преимущественно регламентируется планированием, действием государственных органов.
В государственной экономике нет жесткой связи между ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком объеме увеличить предложение. Спрос в условиях централизованной управляемой экономики теряет свои имманентные функции. Он в своей производственной части, определен сверху, вне взаимодействия продавцов и покупателей. Потребительский спрос более свободен по сравнению с производственным спросом, но и он фиксируется государством посредством политики в области заработной платы. Функции рынка берет на себя государство.
В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по другому ведет себя предложение. Его объем в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой, и степень отлогости зависит от цены и эластичности предложения.
При государственной системе
Эти и другие недостатки административно-командной
системы обусловлены
1 Учебник по основам экономической теории (экономика)/Под ред. В.Д. Камаева и др.— М.: ВЛАДОС, 1997. – 205с.
2 Учебник по основам экономической теории (экономика)/Под ред. В.Д. Камаева и др.— М.: ВЛАДОС, 1997. – 205с.
3 Мамедов О.Ю. Политическая экономия: Пособие для студентов экономических специальностей.—Ростов на Дону: Феникс, 1999.- с.324
4 Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник для вузов.— 1997. – 546с.
5 Экономическая теория/ Под. Ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд, 200. – 544с.
6 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА- ИНФРА.М, 1999. -456с.