Ценовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

Содержание работы

Введение. 3
1. Цена: понятие, виды, функции. 7
2. Ценовая политика предприятия. 20
3. Методы ценообразования. 25
Заключение. 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)


 УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

                    НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА

                    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

            КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                      По дисциплине: Маркетинг

                      Тема: Ценовая политика

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Студент группы эсз104эт

                                                                                    Кокоткина Е.М.

                      

 

 

             Руководитель

              Гневашева Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Челябинск

2013


                                                

                                            Содержание

 

Введение.                                                                                                  3

1. Цена: понятие, виды, функции.                                                           7

2. Ценовая политика предприятия.                                                         20

3. Методы ценообразования.                                                                   25

Заключение.                                                                                              31

Список литературы                                                                                  33

 

                                            Введение.

 

Актуальность темы. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие  от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный  вопрос экономической теории, который  до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.


Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все  товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При  таком подходе труд, воплощенный  в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных  товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение  его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости  под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости  объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая  концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной «не стоимостной» величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге  спор между изложенными концепциями  сводится к следующему: что же определяет цену товара — предложение (стоимость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость есть функция полезности товара?

Современная экономическая теория пытается синтезировать  оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

Построение  рыночного хозяйства требует  решительного преодоления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве?

Правильный  ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет  раскрыт главный вопрос: что такое  рынок в цивилизованном смысле этого слова?

В экономической  литературе имеется много определений  понятия «рынок». И это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.

Так что  же такое рынок? Наиболее полным и  точным представ-, ляется следующее определение. Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает  основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.

        Рыночные отношения могут возникать  где угодно, если спросу противостоит  предложение, — на базаре, в  деловом офисе, по телефону, на бирже и т. д. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого экономического  процесса является цена.

     Цели и задачи контрольной  работы:                                                                     1. Определить что такое цена, её  виды и функции.

2.Ценовая политика предприятия.                                                                               3. В чем заключаются методы  и принципы ценообразования.

 

          1.Цена: понятие, виды, функции.

 

Цена – это сумма  денег, за которую покупатель готов  купить продукт, а производитель  продать.1 Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях: учётная, стимулирующая, распределительная, сбалансирования спроса и предложения. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Она же определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление продукта, характеризует, с какой эффективностью используется труд.  В конечном счёте цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения продуктов, но и размер прибыли. Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек.

В зависимости от ряда экономических  признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие основные виды:

1. оптовые цены на продукцию промышленности;

2.  цены на строительную продукцию;

3. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

4. тарифы грузового и пассажирского транспорта;

5. розничные цены;

6. тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

7.цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию  промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция, предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.2 Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: оптовая цена предприятия  и оптовая цена промышленности.

Таким образом, цены различаются  в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

• предприятие — оптовая  торговля;

• оптовая торговля —  розничная торговля;

• розничная торговля —  потребители.

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

• оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;

• оптовая цена промышленности;

• розничная цена (о ней  речь пойдет дальше).

Цены на  строительную продукцию.   Продукция строительства   оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость  — предельный размер затрат  на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена  — усредненная сметная стоимость  единицы  конечной  продукции  типового строительного объекта  (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м  полезной площади, 1 кв. м малярных  работ и др.);

13) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений, соответственно сужается сфера действия других видов цен на строительную продукцию.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.3 На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены — договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Тарифы грузового  и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью  формирования издержек в этой отрасли  является то, что затраты грузового  транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировка  грузов).

Розничные цены — цепы, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим цепам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Цены на коммунальные и бытовые услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.

Информация о работе Ценовая политика