Интеллектуальный продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа посвящена теме маркетинга на рынке интеллектуального продукта. Актуальность выбора темы определяется тем, что основной чертой современного социально-экономического развития является интеллектуализация производства. Интеллектуальная деятельность, опираясь на достижение науки и техники, воплощается и выражается в интеллектуальных продуктах. Характерным для интеллектуального продукта является то, что при относительно небольших объемах он стоит весьма дорого и предполагает особую систему обмена.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие интеллектуального продукта 4
2. Представление интеллектуального продукта 7
3. Некоммерческий маркетинг интеллектуального продукта 10
4. Коммерческий маркетинг интеллектуального продукта 12
5. Интеллектуальный продукт и маркетинговые мероприятия –
особенности осуществления и контроля 14
6. Пример использования маркетинга интеллектуального продукта 19
Заключение 21
Список источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

контрольная.маркетинг.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                     3

1. Понятие интеллектуального продукта                                                 4

2. Представление интеллектуального  продукта                                      7

3. Некоммерческий маркетинг интеллектуального  продукта                10

4. Коммерческий маркетинг интеллектуального  продукта                    12

5. Интеллектуальный продукт и маркетинговые  мероприятия – 

особенности осуществления и контроля                                                   14

6. Пример использования маркетинга  интеллектуального продукта     19

Заключение                                                                                                   21

Список источников и литературы                                                              22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

Данная контрольная работа посвящена теме маркетинга на рынке интеллектуального продукта. Актуальность выбора темы определяется тем, что основной чертой современного социально-экономического развития является интеллектуализация производства. Интеллектуальная деятельность, опираясь на достижение науки и техники, воплощается и выражается в интеллектуальных продуктах. Характерным для интеллектуального продукта является то, что при относительно небольших объемах он стоит весьма дорого и предполагает особую систему обмена. Поэтому актуальными становится исследования особенностей маркетинга интеллектуальных продуктов, объектов интеллектуальной собственности.

С другой стороны на современном этапе развития знаний и интеллектуального потенциала интеллектуальные продукты производителей становятся основой эффективного развития и одним из факторов конкурентоспособности национальных экономик, которая обеспечивает им рост и развитие. Исследование и развитие интеллектуального продукта - это задачи приоритетного характера, которые являются актуальными для всех предприятий РФ.

Интеллектуальный продукт - это ресурс компании, с помощью которого достигаются более высокие и качественные показатели ее работы, а отсюда и уровень конкурентных преимуществ, который ориентирует компании на более тщательный контроль и изъятие добавочной стоимости от возможностей этого ресурса. Основная проблема инновационной сферы России - неумение превращать интеллектуальный потенциал в конечный продукт, в капитал, который оборачивается на рынке знаний и высоких технологий. Кроме того, интеллектуальные продукты в своем большинстве является суммой разных информационных, организационных и человеческих составляющих. Поэтому актуальность работы заключается в том, чтобы рассмотреть более детально маркетинг интеллектуального продукта в деятельности предприятия.

                           1 Понятие интеллектуального продукта

Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства.

Продукты творческой деятельности (или результаты интеллектуальной деятельности), которые создаются для нужд обновления любых общественных ценностей, являются интеллектуальными продуктами.

Интеллектуальный продукт можно классифицировать в зависимости от отрасли, в которой он создан - промышленность, наука и образование, искусство, кинематография, теле и радиовещание, коммерческая деятельность и прочие. Отдельные виды интеллектуального продукта представлены в таблице.

Интеллектуальные продукты обладают следующими особенностями:

а) являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей;

б) не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок;

в) большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты.

Интеллектуальный продукт выступает в виде товара и поэтому требует особого подхода при работе с ним. Соответственно с этим на первый план выходит особенность маркетинговой деятельности при работе с подобными товарами. К данным особенностям следует отнести:

- обязательное и необходимое создание адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, которая будет предохранять его собственника (изобретателя, автора) от незаконного копирования собственности, недобросовестной конкуренции;

- для создания собственнику интеллектуального продукта монопольного положения на рынке в течение десяти и более лет необходима правовая защита в виде патента, патентной лицензии. Это позволит правообладателю производить соответствующую сбытовую, производственную, товарную и ценовую политику, увеличивать прибыль не только производством собственного товара, но и продажей патентных лицензий на его выпуск иными производителями. При продаже патентных лицензии доход не облагается налогом на добавленную стоимость;

- защита товара патентами - это дополнительная для инвестора гарантия эффективности его капиталовложений.

Основными свойствами интеллектуального продукта являются: возможность взаимодействия; гибкость; автономность; взаимодействие с человеком; мультифункциональность; индивидуальность; реакционная способность.

Интеллектуальному продукту, обладающему вышеперечисленными свойствами, присущ ряд характеристик, таких как сравнительное преимущество; совместимость; сложность; наблюдаемость; воспринимаемый риск.

С позиции институционального подхода интеллектуальный продукт обладает следующими отличительными особенностями:

а) интеллектуальные продукты являются продуктами естественной монополии интеллекта создателей;

б) интеллектуальные продукты не отчуждаются полностью, а заимствуются и поэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок;

в) большинство интеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части, которая является объектом правовой защиты.

Интеллектуальные продукты имеют общественную полезность, они воплощают свойство быть предметом для других. Интеллектуальный продукт не является товаром в полной мере. Существует три основных различия интеллектуального продукта и товара:

- товар - это материальная форма труда частных производителей, а интеллектуальный продукт нематериален;

- при использовании интеллектуального продукта сохраняется его полезность, в то время как у традиционного товара она исчезает;

- в основе стоимости интеллектуального продукта лежат индивидуальные затраты труда, так как продукт интеллекта уникален и индивидуален.

Следовательно, интеллектуальный продукт - это продукт труда, и поэтому выступает как общественно полезный товар, предназначенный для обмена на рынке.

Интеллектуальные продукты не всегда могут быть реализованы на предприятии, где именно и были произведены, отсюда появляется вспомогательный вид деятельности - реализация интеллектуального продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

                        2 Представление интеллектуального продукта

Интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним. И, прежде всего это касается создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности.

На современном этапе развития всемирного хозяйства результаты интеллектуальной деятельности, знания и опыт приобретают особое значение. Продукты творческой деятельности представляют собой интеллектуальный запас любой страны и являются одним из главных ресурсов ее развития.

По мере продвижения экономики к более наукоемкой модели развития интеллектуальная собственность становится одним из основных активов действующих предприятий, а обмен различными объектами интеллектуальной собственности превратился в самостоятельную сферу экономических отношений.

Функции маркетинга интеллектуального продукта различаются в зависимости от того, какую роль выполняет интеллектуальный продукт, созданный на конкретном предприятии. Рассмотрим функции маркетинга в зависимости от роли интеллектуального продукта.

Таблица 1. Функции маркетинга в зависимости от типа интеллектуального продукта

Роль

Тип предприятия (организации)

Функция маркетинга

Интеллектуальный продукт как товар

Вузы, НИИ, организации эфирного и кабельного вещания и прочие творческие организации

Удовлетворение потребителя и получение прибыли

Интеллектуальный продукт как инструмент маркетинга

Предприятия и фирмы, имеющие отделы и службы, занимающиеся разработкой интеллект. продуктов

 

 

Таким образом, рассматривая функции маркетинга интеллектуального продукта, можно выделить два вида предприятий (организаций) и соответственно два маркетинговых подхода. Предприятия, производящие исключительно интеллектуальный продукт, ориентируют маркетинг на нужды потребителя. Предприятия, использующие интеллектуальный продукт как инструмент маркетинга, повышают эффективность предприятия на рынке.

Задачи, которые стоят перед маркетингом интеллектуального продукта можно разделить на несколько групп. Первая – реализация философии маркетинга через отношение к потребностям клиентов. Вторая касается выбора и формирования стратегии маркетинга, а третья – реализация стратегии. К задачам маркетинга интеллектуального продукта (ИП) относятся:

Таблица 2. Задачи маркетинга интеллектуального продукта

Группа

Задачи

Группа 1

1. Сосредоточение ресурсов предприятия (организации) на изготовлении такого  ИП, который реально необходим  потребителям в избранных рыночных  сегментах.

2. Понимание качества  ИП как меры удовлетворения  потребителя.

3. Ориентация на сокращение  совокупных затрат потребителя.

Группа 2

4. Сбор, обработка информации о  конъюнктуре рынка.

5. Прогнозирование и оценка  рынка.

6. Ориентация на долгосрочную  перспективу рынка.

7. Выбор стратегий и  методов, активно формирующих спрос.

Группа 3

8. Оптимальное сочетание различных  методов управления.

9. Ситуационное управление.


Сегментация рынка интеллектуального продукта осуществляется по следующим позициям.

Таблица 3. Сегментация рынка интеллектуального продукта

Вид сегментации

Потребители

Особенности маркетинга

Сегментация по группам потребителей

отдельные граждане

1) широкий круг потребностей

2) трудность управления  про- движением продукции

предприятия и организации

1) потребности соответствуют стратегии  предприятия; 2) рынок легко структурируется

органы управления

Создание ИП на заказ

Сегментация по параметрам ИП

отраслевые

Использование ИП различных модификаций

Сегментация по конкурентам

свои потребители

Оценка конкурентоспособности ИП

потребители конкурентной продукции

 

Подводя итог выделим: рынок интеллектуального продукта один из сложнейших для маркетинговой практики и имеет свои особенности. Здесь не применимы маркетинговые инструменты из реального сектора.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

          3 Некоммерческий маркетинг интеллектуального продукта

Некоммерческий маркетинг представляет собой некоммерческую составляющую маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов. Эта деятельность направлена на достижение целей, связанных с созданием и максимизацией социального эффекта. К особенностям некоммерческого маркетинга можно отнести следующее:

1. Некоммерческий маркетинг связан  с организациями, территориями и  идеями, а также с товарами  и услугами.

2. Происходит обмен голосов за  лучшую власть или лучшее обслуживание, за снижение роста расходов.

3. Более сложные цели маркетинга, поскольку успех или неудача  не может измеряться с чисто  финансовых позиций.

4. Преимущества некоммерческого  маркетинга часто не связаны  с оплатой услуг и товаров  потребителями.

Информация о работе Интеллектуальный продукт