Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность: понятие, цели, принципы-----------------------------------------------------------------------------5
1.2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия----------------------------------------13
1.3. Современные подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью---------------------------------------22
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг
2.1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды-------------------------30
2.2 Диагностика факторов внутренней среды ООО «КУПОЛ-Т»-----------39
2.3 Конкурентная стратегия ООО «КУПОЛ-Т» на перспективу------------43
Заключение--------------------------------------------------------------------------------46
Список использованной литературы-----------------------------------------------47

Файлы: 1 файл

Конкуренция и конкурентоспособоность.docx

— 178.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Саратовский государственный  социально-экономический университет

 

Кафедра маркетинга и рекламного менеджмента

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

Исследование конкурентоспособности  предприятия

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса 15 группы ФЭМ

Тарасов Илья Александрович

 

 

Научный руководитель:

доцент

Барковская Наталья Александровна 
 

Саратов 2012

 

Содержание

 

 

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3

 

  1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
    1. Конкуренция и конкурентоспособность: понятие, цели, принципы-----------------------------------------------------------------------------5
    2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия----------------------------------------13
    3. Современные подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью---------------------------------------22
  2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг

2.1 Анализ отрасли  и состояния конкурентной среды-------------------------30

2.2 Диагностика  факторов внутренней среды ООО  «КУПОЛ-Т»-----------39

2.3 Конкурентная  стратегия ООО «КУПОЛ-Т» на перспективу------------43

 

Заключение--------------------------------------------------------------------------------46

 

Список использованной литературы-----------------------------------------------47

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним  из наиболее употребляемых в научной  литературе. Политики, экономисты, представители  бизнеса, журналисты также широко его  используют, когда речь идет о необходимости  интеграции экономики страны в систему  современного мирового хозяйства.

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.

Чтобы иметь возможность  приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности  более высокую цену, чем это  могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Актуальность выбранной  темы заключается и в том, что  конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или  нет - зависит от конкурентоспособности  предприятия, т.е. от того, насколько  оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентоспособности организации на примере ООО ЧОП «Купол-Т».

Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ оценки конкурентоспособности фирмы.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные  труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности, такие как Майкл Юджен Портер

Бондарева Cветлана Руфимовна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Теория и методология управления  конкурентоспособностью предприятия

1.1 Конкуренция  и конкурентоспособность: понятие,  цели, принципы.

Основу рыночной экономики  составляет понятие конкуренции, как  главной движущей силы эволюции взаимоотношений  субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени  определяет формы хозяйственной  деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической  категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в  том случае, если на одном и том  же рынке продается много близких  по своим потребительским свойствам  товаров. Суть конкурентной борьбы состоит  в улучшении или сохранении позиции  предприятия на рынке, что достигается  благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов  как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков  ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков  ресурсов надлежащим образом удовлетворять  пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции  на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять  эффективные технику и технологию, современные методы организации  производства и повышать качество выпускаемой  продукции. Поэтому на современном  этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают  теоретические аспекты понятия  конкуренции и раскрытие ее экономической  сущности как основы рыночной экономики  и движущей силы развития хозяйствующих  субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержание функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми  категориями в общей схеме  категорий рыночного хозяйства.

Наиболее целостные теоретические  положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали  конкуренцию как нечто само собой  разумеющееся, пронизывающее все  отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

Исследования различных  ученых позволили сформировать общие  представления о сущности конкуренции, ее основных элементах и движущих силах, что нашло свое отображение  в четырех классических моделях: совершенной (чистой), монополистической, олигополистической конкуренции, чистой монополии и обособлении теории конкуренции (табл. 1). Несмотря на наличие  этих четырех экономических моделей  конкуренции, невозможно описать все  многообразие состояния рынков, необходимо учитывать при этом и конкурентный исторический этап развития рыночных отношений, и экономические особенности  рынка, и практический опыт конкурентной деятельности.

Таблица 1- Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество предприятий, производящих продукт

Контроль над  ценами

Товарная дифференциация

Легкость входа  на рынок

Совершенная конкуренция

Много независимых предприятий, нет контроля над рынками

Цены определяются рынком

Продукты неразличимы  по свойствам и качеству

Относительно легкий

Монополистическая конкуренция

Много предприятий, производящих сходные товары и услуги

Влияние ограничено возможностью замены

Товары услуги дифференцированы для сегментов рынка

Относительно легкий

Олигополия

Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги

Существует влияние «ценового  лидера»

Существенна для отдельных  продуктов (например, автомобили). Мала для стандартизированных 

Трудный вход, часто требует  больших инвестиций

Монополия

Один продукт и одно предприятие

Практически полный контроль

Нет

Очень трудный


 

Проведенный анализ литературных источников показал, что, разные авторы в зависимости от своих научных  взглядов и области маркетинговых  исследований обосновывают разный набор  факторов, определяющих конкурентоспособность  организации и продукции.

Наиболее обоснованный набор  факторов организации, широко используемый при проведении стратегического  анализа и маркетинговых исследований, приведен в работах Артура А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда, Дэвида Кревенса и Е.П. Голубкова. Остальные авторы в той или иной мере используют основные положения отмеченных работ, пытаясь развить их для конкретных направлений деятельности.

Согласно Долинской М.Г. в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности1.

Конкурентоспособность продукции, в свою очередь, определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта2.

В.Л. Белоусов возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности.

И. Максимов относит к  основным критериям конкурентоспособности  организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность  организации сбыта и продвижения  товара на рынке, конкурентоспособность  продукции. Рассматривая конкурентоспособность  продукции, можно утверждать, что  в большинстве работ она оценивается  на основе двух критериев: полезного  эффекта от потребления продукции  и цены потребления.

Часто в качестве полезного  эффекта продукции используются комплексные показатели ее качества. Бондарева С.Р. на конкретном примере обозначила, что:

- при некоторых ограничениях  доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее  конкурентоспособности;

- конкурентоспособность  продукции связана с получаемой  прибылью от этой продукции;

- качество «является главным  конкурентообразующим фактором»3.

Для оценки конкурентоспособности  продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта4.

Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью предприятия, наличие различных  трактовок в зависимости от освещения  поставленных в них вопросов. В  общем случае термин "конкурентоспособность" определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять  чему-либо.

Чтобы раскрыть экономическую  сущность понятия «конкурентоспособность», проведен анализ его определения, представленный в табл.2.

 

Таблица 2 - Определение понятия "конкурентоспособность предприятия" разными авторами

Автор

Определение

Сергеев И.В.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность  предприятия производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Светуньков С.Г.

Конкурентоспособность –  это свойство объекта,

имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует  степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и  других характеристик объекта требованиям  потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению  этого рынка в пользу других объектов

Рове М.

Конкурентоспособность –  это способность страны или фирмы  продавать свои товары.

Мескон М.Х.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает

отличия развития данной фирмы  от степени удовлетворения своими товарами потребности людей

и по эффективности производственной деятельности конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Ермолов М.О.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса производства данного производителя от производителя-конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности  производственной деятельности

Яшин Н.С.

Конкурентоспособность предприятия  – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия