Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность: понятие, цели, принципы-----------------------------------------------------------------------------5
1.2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия----------------------------------------13
1.3. Современные подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью---------------------------------------22
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг
2.1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды-------------------------30
2.2 Диагностика факторов внутренней среды ООО «КУПОЛ-Т»-----------39
2.3 Конкурентная стратегия ООО «КУПОЛ-Т» на перспективу------------43
Заключение--------------------------------------------------------------------------------46
Список использованной литературы-----------------------------------------------47

Файлы: 1 файл

Конкуренция и конкурентоспособоность.docx

— 178.89 Кб (Скачать файл)

В инновационном портфеле должны находиться свежие идеи, результаты их экспериментальной проверки (негодные идеи отбрасываются), венчурные проекты. На стадии венчурного проектирования идет поиск партнеров для получения  инвестиций, приобретения недостающих  умений и активов, ускоренного проникновения  на рынки. При поэтапном проведении инноваций их портфель должен “худеть”, а сама корпоративная стратегия  приобретать устойчивую форму.

Так, для превращения инновационного портфеля в корпоративную стратегию  по-прежнему важны размер фирмы для  использования эффекта масштаба; выгоды от ассортимента и отраслевой стандартизации (например, вокруг поддерживаемой компанией Microsoft операционной системы Windows выстраиваются сотни небольших инноваций во всей отрасли программного обеспечения); ключевые компетенции; ценность торговой марки; потребительские активы. Все это позволяет преобразовать портфельные инновации и разрозненные проекты в завершенную нелинейную стратегию.

Заканчивая обзор современных  подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия, следует сказать, что  они достаточно эффективны для разработки конкурентных стратегий предприятий, действующих в зрелой конкурентной среде. Структурные изменения, которые  переживает наша экономика, рыночная институциональная  среда, находящаяся в стадии становления, отсутствие в промышленном бизнесе  навыков стратегических разработок и адаптированных в отраслевой среде  методов и механизмов управления конкурентоспособностью, требуют проведения исследований с целью их разработки и практической апробации. Это подтверждает актуальность темы исследования с точки зрения как научной, так и практической востребованности ее результатов.

 

 

 

 

 

2.  Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг

 

2.1 Анализ отрасли  и состояния конкурентной среды 

Рынок оборудования безопасности в России пока не очень большой, но это один из наиболее быстро развивающихся  сегментов рынка. Согласно неофициальной  статистике полный объем рынка безопасности в 2008 году оценивался в 80 млн. руб. Эта  индустрия в течение последних  двух лет имела годовой прирост  в 10%. Ежегодный прирост торговли в регионах ожидается на уровне 10 - 15%12.

Существенную роль на рынке  безопасности играет импортное оборудование. Его доля в зависимости от типа изделий колеблется от 20% до 80%. Эта  доля рынка также увеличивается  на 10% - 15 % в год. Американские компании успешно конкурируют на местном  рынке. Доля изделий из США на рынке  составляет около 50%. Наиболее популярный метод продаж американского оборудования по безопасности в России - через  местные профессиональные фирмы-дистрибьюторы, общее количество которых составляет около 200. Почти 70% всего объема оборудования поставляется через эти фирмы.

Российский рынок в  целом вообще достаточно привлекателен  для американских экспортеров в  силу следующих причин:

- растущая экономика России  привела к росту частного бизнеса,  который заботится о собственной  безопасности;

- рост уровня преступности  повысил понимание необходимости  промышленной и личной безопасности;

- рынок пока находится  на таком уровне, при котором  у клиентов еще нет особых  предпочтений перед торговыми  марками.

Первые признаки роста  рынка оборудования для безопасности в России появились в начале 1990-х  годов: были основаны первые компании, и они начали импортировать первые образцы оборудования. Это были нерегулярные, бессистемные закупки. В 1996-98 годы рынок  перешел от спонтанного, неорганизованного  импорта к организованному процессу. Однако в то время цены на подобное оборудование были высокими, оборудование не отличалось разнообразием. В то время  лидерами продаж были системы управления доступом и видеосистемы. Большая  часть оборудования изготавливалась  в Тайване, Корее и Италии и  поставлялась итальянскими или немецкими  интеграторами систем, но не самими производителями. Это оборудование продвигалось в России через российские компании-дистрибьютеры. Благодаря им на российский рынок пришли такие компании как Honeywell, eff-eff, Visonic, Northern Computers и Apollo. В те годы российский рынок безопасности рос на 35-40 % ежегодно. Этот рост был приостановлен финансовым кризисом 1998 года, который полностью остановил развитие этого сегмента рынка. По сравнению с 1997 годом потери данного сектора экономики составили 50-70 %. Объемы продаж упали в 3-4 раза. Компании, торговавшие импортным оборудованием, разорились или переключились на продажу отечественного оборудования по безопасности. В 1999 году рынок стабилизировался, а затем начал расти на 20-25%. В настоящее время состав рынка систем безопасности следующий:

- Охранное телевидение  - 22%

- Системы контроля и  управления доступом - 18,3 %

- Системы охраны периметра  - 13,7%

- Системы защиты от  краж и противопожарные системы  - 27,4%

- Системы охранной сигнализации - 10,5%

- Остальные - 8,6 %

Ожидаемый годовой прирост  в этом секторе составляет 10-15%. Доля импортного оборудования на рынке для  некоторых товаров также растет на 10-15%. Однако в то же время некоторые  импортные изделия заменяются российскими  системами. Например, доля импортных  автоматизированных систем управления и контроля доступом уменьшилась  на 20%, досмотрового оборудования на 10-15%. Это вызвано следующими факторами:

После кризиса 1998 года продажи  иностранного оборудования упали в 3-4 раз. Российские производители заменяли их, и сохранили свои позиции в  этой нише.

Некоторые системы (например, некоторые типы охранных систем) имеют  лучшие технические характеристики, чем импортные системы, при значительно  более низких ценах.

Государственная власть официально и неофициально рекомендуют использовать для своих филиалов отечественное  оборудование.

Основными конечными потребителями  оборудования систем безопасности являются - правительственные учреждения, банки, оборонные предприятия и учреждения, нефтегазовая индустрия, электроэнергетика, телекоммуникации, другие отрасли промышленности, а также сектор жилья, к которому относятся частные дома и квартиры.

Большинство людей, занятых  в этом секторе рынка, являются очень  квалифицированными специалистами, пришедшими с оборонных предприятий, из научно-исследовательских  институтов и университетов.

На сегодняшний день в  Саратове торговлей и установкой систем ОПС занимается более 50 компаний. Для оценки конкурентоспособности ООО «Купол-Т» проведем анализ ближайших фирм-конкурентов, занимающихся торговлей и установкой систем ОПС – ООО «Собос-ТЕХ» и ООО «Меридиан». Мы выбрали для конкурентного анализа именно эти фирмы, так как на сегодняшний день именно они являются лидерами по продаже и установке систем ОПС в г. Саратов.

 

Таблица 3 – Конкурентный анализ

 

ООО «Купол-Т»

ООО «Собос-ТЕХ»

ООО «Меридиан»

Ассортимент услуг

Торговля (оптом и в  розницу) и установка:

- охранно-пожарное оборудование;

- системы оповещения и  контроля доступа;

- монтаж, оборудования, техническое  обслуживание;

- кабельная продукция

Услуги физической и пультовой  охраны.

Обслуживание систем ОПС.

Торговля (оптом и в  розницу):

-Мини АТС, системы внутренней  связи, системы диспетчерской  и служебной связи;

-охранно-пожарные сигнализации;

-автоматические охранные  системы, в том числе с постановкой  на охрану по радиоканалу;

-кабельная продукция

Установка:

-систем контроля доступа  (СКУД), турникетов, шлагбаумов, системы  учета рабочего времени;

-системы вентиляции и  кондиционирования;

системы видеонаблюдения, системы  оповещения и озвучивания;

-кроссовое оборудование.

Торговля (оптом и в  розницу):

-охранно-пожарное оборудование;

- системы видеонаблюдения;

- системы оповещения и  контроля доступа.

Собственное производство систем безопасности.

Форма обслуживания

Индивидуальная работа с  каждым клиентом, консультирование в  офисе и по телефону.

Индивидуальная работа с  каждым клиентом, консультирование в  офисе и по телефону. Возможность  сделать заказ на сайте (интернет-магазин)

Индивидуальная работа с  каждым клиентом, консультирование в  офисе и по телефону.

Количество филиалов

1 офис в г. Саратове

Филиалы в г. Саратове, г.Самаре, г. Волгограде, г. Москве

2 офиса в г. Саратове

Форма доставки

Самовывоз, возможность доставки грузовыми компаниями и авиалиниями  по всей стране.

Самовывоз, грузовые компании

Самовывоз, грузовые компании

Гарантии

Гарантии от производителя  то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования

Гарантии от производителя  то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования

Гарантии от производителя  то 1 до 3 лет, гарантийный ремонт оборудования

Реклама

Интернет, печатные издания.

Интернет (свой сайт)

Интернет, печатные издания, каталоги.

Наличие выставочного зала

Нет, небольшой офис, все  оборудование представлено на стендах  и в каталогах.

Есть оборудованные витрины, стенды.

Большие оборудованные торговые залы.

Режим работы

с 9-00 – 18-00, без перерыва. Сб, Вс - выходные

с 9-00 – 19-00, перерыв с 13-00 до 14-00, без выходных

с 9-00 – 19-00, перерыв с 13-00 до 14-00, Сб, Вс - выходные

Имидж фирмы

8 лет на рынке систем  безопасности

Более 10 лет на рынке систем безопасности

12 лет на рынке безопасности

Сроки доставки оборудования

От 3 дней до 3 недель

2 - 7дней

3-10 дней

Партнеры

ЗАО НТЦ "ТЕКО"(г. Казань), "Охранное бюро "СОКРАТ" (г. Иркутск), "Ритм" (г. Санкт-Петербург), МЗЭП "Охрана" (г. Москва), АО "Риэлта" (г. Санкт-Петербург).

ПО «Бастион» (г. Ростов-на-Дону), ГК «Рубеж» (г. Саратов), ЗАО «Риэлта» (г. Санкт-Петербург)

НВП «Болид» (г. Королев), ПО «Бастион» (г. Ростов-на-Дону), ЗАО НТЦ "ТЕКО"(г. Казань)




 

Проведя конкурентный анализ, мы можем выделить следующие недостатки фирмы по сравнению с конкурентами:

- количество филиалов. Располагая  только одним офисом в г.  Саратове, фирма не может на высоком уровне конкурировать с фирмами, имеющими филиалы по всему Поволжью;

- длительные сроки доставки  оборудования, это связано с тем,  что основным поставщиком ООО «Купол-Т» является ЗАО "Ритм" расположенный в г. Санкт-Петербург.

- недостаточный уровень  рекламы. Несмотря на то, что  фирма на рынке систем ОПС  уже 8 лет, но из-за недостаточной  рекламы о ней знают не все  потенциальные потребители;

- наличие торгово-выставочного  зала. Фирма не располагает оборудованным  торгово-выставочным залом, что  не позволяет клиентам ознакомиться  с ассортиментом продукции, ее  свойствами.

Несмотря на указанные  недостатки, фирма обладает и явными преимуществами на фоне конкурентов, таким  как оказание услуг физической и  пультовой охраны, а также ежемесячное  обслуживание систем ОПС.

Из приведенного анализа  можно сделать вывод, что в  стратегии развития фирмы следует  обратить внимание на более интенсивную  рекламу фирмы и услуг, поиск  новых поставщиков, а также на расширение количества филиалов.

Для оценки конкурентной позиции  ООО «Купол-Т» было проведено анкетирование среди клиентов, которым предложили оценить фирму указанным критериям по пятибалльной шкале. Оценка конкурентоспособности проводилась по следующим показателям: расположение офиса, технические характеристики, престиж фирмы, цена, ассортимент продукции, наличие торгово-выставочного зала и др. Кроме того было предложено оценить по таким же критериям основных конкурентов фирмы, ООО «Собос-ТЕХ» и ООО «Меридиан». Результаты были суммированы и рассчитан средний балл.

 

 

Таблица 4 - Оценка конкурентных позиций фирмы

Факторы, определяющие конкурентные позиции

ООО «Купол-Т»

ООО «Собос-ТЕХ»

ООО «Меридиан»

1.

Качество услуг

4,7

4,7

4,6

2.

Ассортимент

4.7

4,8

4,5

3.

Ценовая политика

4,5

4,3

4,8

4.

Сроки доставки

4,25

4,1

4,3

5.

Условия платежа (возможность  получения предоплаты)

4,64

4,1

4,4

6.

Степень охвата рынка

4,2

4,8

4,3

7.

Имидж фирмы

4,15

4,2

4,2

8.

Реклама

4,02

5

4,2

9.

Наличие выставочного зала

3,9

4,8

4,7

10.

Форма доставки

4,8

4,7

4,5

11.

Гарантии

4,8

4,5

4,6

12.

Количество филиалов

3,9

4,3

4,1

13.

Удобство расположения

4,5

4,5

4,4

Общая сумма баллов

57,1

58,8

57,9


 

Проанализируем итоги  анкетирования: просуммировав все  баллы, мы видим, что фирма занимает лишь третье место среди конкурентов. Среди очевидных недостатков  фирмы покупатели указали отсутствие оборудованного торгово-выставочного зала, а именно то, что со всем ассортиментом  оборудования можно ознакомиться только на сайте фирмы и специальных  стендах в офисе. Подобная презентация  товара не дает возможности в полной мере оценить качество оборудования и его характеристики. Также среди  недостатков многие покупатели указали  недостаточную известность фирмы, отсутствие рекламных вывесок у  здания, где расположен офис. Среди  положительных качеств было отмечено вежливое обслуживание и компетентность персонала, а также ассортимент  оборудования.

Таким образом, мы оценили  конкурентоспособность фирмы ООО «Купол-Т» с помощью балльного метода, анкетирования и конкурентного анализа в сравнении с фирмами-конкурентами. Данные методы имеют преимущества в определении конкурентоспособности, так как они просты в практическом применении и не требуют сложных математических расчетов. Но наряду с этими методами в науке применяются количественные, математические методы оценки конкурентоспособности, основанные на расчете интегрального коэффициента конкурентоспособности. Подобные методы достаточно эффективны в теории, но сложно применимы на практике, т.к. для расчетов необходимы данные по конкурирующим фирмам, которые зачастую являются коммерческой тайной. 

2.2 Диагностика  факторов внутренней среды ООО  ЧОП «КУПОЛ-Т»

Частное охранное предприятие  ООО "Купол-Т" было создано в 2003 году. Первоначально фирма специализировалась на поставке и внедрении новых  технологий средств охранной, тревожной  и пожарной безопасности, видеонаблюдения  и контроля доступа. Компания оказывала  также широкий спектр услуг по программированию систем безопасности.

Сегодня компания занимается не только оптовой и розничной  торговлей систем безопасности и  средств охранно-пожарной сигнализации ведущих российских и мировых  производителей.

Успешно зарекомендовало  себя направление, выполняющее монтажные  работы средств безопасности на объектах охраны. «Купол-Т» предоставляет услуги по охране и мониторингу передвижения автотранспорта посредством системы  спутниковой навигации. Система  позволяет получать информацию в  режиме реального времени о передвижении транспортного средства, при этом маршрут движения автомобиля отражается как на электронной карте г. Саратова, области, так и всей России. Она  работает везде, где есть зона покрытия сети стандарта GSM.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия