Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.

Содержание работы

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теория и методология управления конкурентоспособностью предприятия
1.1. Конкуренция и конкурентоспособность: понятие, цели, принципы-----------------------------------------------------------------------------5
1.2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия----------------------------------------13
1.3. Современные подходы к разработке конкурентных стратегий и управлению конкурентоспособностью---------------------------------------22
2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности предприятия на рынке охранных услуг
2.1 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды-------------------------30
2.2 Диагностика факторов внутренней среды ООО «КУПОЛ-Т»-----------39
2.3 Конкурентная стратегия ООО «КУПОЛ-Т» на перспективу------------43
Заключение--------------------------------------------------------------------------------46
Список использованной литературы-----------------------------------------------47

Файлы: 1 файл

Конкуренция и конкурентоспособоность.docx

— 178.89 Кб (Скачать файл)

 

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности. Конкурентоспособность – это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной; задаваемая величина, при создании новой продукции; отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции; относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени; прогнозируемая, математическая величина.

Повышение конкурентоспособности  организации предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических  можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов  рынка, повышение эффективности  сбыта, увеличение объема продаж, получение  прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда  и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с  низким уровнем дохода.

Таким образом, обобщив, можно  сказать, что конкурентоспособность – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и обозначает возможности и динамику приспособления к условиям рыночной конкуренции.

 

 

 

 

 

1.2 Внешние и  внутренние факторы, определяющие  уровень конкурентоспособности  предприятия  
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как  в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение  конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько  эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

С целью лучшего понимания  факторов конкурентоспособности рассмотрим их основные классификации, существующие в современной экономической  теории.

По мнению французских  экономистов А.Оливье, А.Дайана и Р.Урсе, сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

  1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  3. цена товара с возможной наценкой;
  4. финансы – как собственные, так и заемные;
  5. торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности5.

Ряд отечественных экономистов (Фатхутдинов Р., Селезнев А., Ермолов М.) к ключевым факторам рыночного успеха относят:

  • финансовое положение предприятия;
  • развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;
  • наличие передовой технологии;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
  • наличие сбытовой сети;
  • состояние технического обслуживания;
  • возможность кредитования;
  • действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей6.

В. Петров считает, что конкурентоспособность  предприятия складывается из трех основных базовых факторов:

  • ресурсный – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По его мнению предприятие само способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров;
  • ценовой – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;
  • «фактор среды» – в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредита, валютного курса, внешнеторговых тарифов) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Таким образом, исходя из данной классификации факторов конкурентоспособности  предприятия, предприятие не может  контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство  государства в экономические  процессы в качестве действующего гаранта  прав и обязанностей приобретает  все более важное значение.

Наиболее фундаментальное  исследование факторов конкурентоспособности  предприятия было проведено в  работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как «одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке»7.

Стратегия предприятия, его структура  и конкуренция



 

Факторы конкурентоспособности


Родственные или смежные  предприятия отрасли


Условия спроса



 

 

 

 

 

 

Рис.1. Детерминанты конкурентного  преимущества предприятия

 

Факторы конкурентоспособности  М.Портер напрямую связывал с факторами производства:

  • людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы;
  • физические ресурсы – количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия;
  • ресурсы знаний – сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках;
  • денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия;
  • инфраструктура – тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Все факторы конкурентоспособности  предприятия М.Портер предлагает делить на несколько типов.

Во-первых, факторы конкурентоспособности  предприятия делятся на:

  • основные;
  • развитые.

Основные факторы –  это природные ресурсы, климатические  условия, географическое положение  страны, неквалифицированная и полуквалифицированная  рабочая сила. Развитые факторы –  современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные  кадры, использование высокотехнологичных  производств.

Необходимо отметить, что  деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно, или для их создания требуются незначительные государственные  и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для  добывающих и перерабатывающих отраслей, где в основном применяется стандартизованная  технология. Гораздо большее значение для обеспечения конкурентоспособности  имеют развитые факторы. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные  по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Условием их создания является использование высококвалифицированных  кадров и наукоемких технологий. Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы  на их базе создать родственные развитые факторы.

Другим принципом деления  факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  конкурентоспособности делятся  на:

  • общие;
  • специализированные.

Общие факторы, к которым  относятся инфраструктура, персонал с высшим образованием, могут использоваться в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний, другие факторы, применяемые  в одной или ограниченном числе  отраслей. Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного  характера. Они имеются у значительного  количества субъектов экономики. Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности  предприятия. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в наибольшей степени  повышение уровня конкурентоспособности  предприятия возможно при наличии  развитых и специализированных факторов, а конкурентное преимущество, основывающееся на совокупности основных и общих  факторов, - это преимущество низкого  порядка, имеющее непродолжительный  и неустойчивый характер.

Следующий способ классификации  факторов конкурентоспособности предприятия  по М.Портеру – деление их на:

  • естественные (природные ресурсы, географическое положение);
  • искусственно созданные (техника, технология, экономическая среда и т.д.).

Учитывая все вышесказанное, всю совокупность факторов конкурентоспособности  предприятия по отношению к нему возможно подразделить на:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние факторы –  это объективные критерии, которые  определяют возможности предприятия  по обеспечению собственной конкурентоспособности. Так, по мнению В.А.Динеса, Н.С.Яшина к внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структура, профессионально –квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия