Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ООО "Ривьера"" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Ривьера";
- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО "Ривьера".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
предприятия........................................................................................................5
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия………………………...5
1.2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия……………………………………….9
1.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности
Предприятия………………………………………………………………….17
2. Характеристика ООО «Ривьера»……………………………………….20
2.1 Общая характеристика ООО «Ривьера»………...………………….....20
2.2 Анализ основной деятельности ООО «Ривьера»…………………….24
3. Оценка конкурентоспособности гостинично-ресторанного
комплекса «Ривьера»………………………………………………………26
3.1 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке гостиничных услуг города Казани………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_marketingu_ispravlennaya.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

по Маркетингу

 

 

Тема: Исследование конкурентоспособности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы  конкурентоспособности 

предприятия........................................................................................................5

1.1. Понятие конкурентоспособности  предприятия………………………...5

1.2. Внешние и внутренние  факторы, определяющие уровень  конкурентоспособности предприятия……………………………………….9

1.3. Мероприятия по  повышению конкурентоспособности

Предприятия………………………………………………………………….17

2. Характеристика ООО  «Ривьера»……………………………………….20

2.1 Общая характеристика  ООО «Ривьера»………...………………….....20

2.2 Анализ основной  деятельности ООО «Ривьера»…………………….24

3. Оценка конкурентоспособности  гостинично-ресторанного

комплекса «Ривьера»………………………………………………………26

3.1 Анализ конкурентоспособности  предприятия на рынке гостиничных  услуг города Казани………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………...33

Приложение…………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

С момента создания и  в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности. Существуют различные подходы к понятию и оценке конкурентоспособности фирмы.

К важным конкурентным преимуществам  относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В рыночной экономике  конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или  нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятий.

Тема данного курсового  проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг  фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

Объектом исследования является предприятие ООО "Ривьера".

Предметом исследования - процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия  ООО "Ривьера" и пути повышения её уровня.

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности  ООО "Ривьера"" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.

Основными задачами исследования являются:

- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Ривьера";

- предложить практические  рекомендации по повышению уровня  конкурентоспособности предприятия  ООО "Ривьера".

В данном исследовании используются статистические методы анализа. Необходимо отметить, что рассмотрению проблем обеспечения конкурентоспособности предприятия посвящено достаточно большое количество исследований и литературных публикаций. В данном исследовании будут использованы методы анализа и управления конкурентоспособностью предприятия, изложенные в источниках, указанных в качестве библиографического списка литературы.

 

 

1. Теоретические  основы конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. [2 стр. 15]

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над  другой может быть оценено в том  случае, когда обе фирмы удовлетворяют  идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам  рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Далее, исходя из того, что  конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для  ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. [3 стр. 49] Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.[2 стр.17]

Сложность, а иногда и  полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может  создать у руководства фирмы  необоснованное мнение о превосходстве  фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы. [4 стр.57]

В настоящее время, для  того чтобы фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.[6 стр. 21]

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкое продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
  • предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
  • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
  • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. [ 4 стр. 61]

Высокая конкурентоспособность фирмы  является гарантом получения высокой  прибыли в рыночных условиях. При  этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы. [ 4 стр. 70]

Основой конкурентоспособности предприятия  является конкурентоспособность его  продукции. [3 стр. 49]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Внешние  и внутренние  факторы, определяющие  уровень конкурентоспособности  предприятия

К числу внешних факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности  предприятия, относятся отраслевые и рыночные факторы, а также факторы макросреды. [8 ]

Анализ способствует пониманию стратегической ситуации в отрасли и позволяет сделать  вывод о степени привлекательности  рассматриваемой отрасли для  организации и ведения эффективного бизнеса. Анализ отрасли и конкуренции  предполагает получение ответов на следующие вопросы:

  • каковы основные экономические черты отрасли;
  • какие конкурентные силы действуют в отрасли, и какова мощность каждой из них;
  • что движет изменениями в отрасли, и какое влияние они на нее оказывают;
  • какие предприятия в отрасли имеют сильные и слабые конкурентные позиции;
  • возможные стратегические действия отраслевых конкурентов;
  • какова привлекательность отрасли с точки зрения перспектив получения прибыли.

К основным показателям, характеризующим отрасль промышленности, следует отнести:

  • размер рынка;
  • масштаб конкуренции (региональная, национальная, международная или глобальная); стадия роста рынка и развития отрасли;
  • число конкурентов в отрасли и их относительная величина;
  • количество покупателей;
  • степень интеграции производителей;
  • барьеры на входе-выходе;
  • темп изменений продукции и технологии;
  • возможность использования эффекта масштаба в ресурсном обеспечении, производстве, маркетинге;
  • степень загрузки производственных мощностей;
  • эффективность производства и продаж; средняя норма прибыли в отрасли; капиталоемкость, требуемая для эффективной работы в отрасли. [9]

Состояние конкуренции  в отрасли является результатом  действия конкурентных сил, концепцию  учета конкурентных сил предложил Портер. Эта концепция соперничества исходит их того, что способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от уровня прямой конкуренции, но также от роли конкурентных сил. Проявление конкурентных сил определяется действиями потенциальных конкурентов на этом рынке, появлением либо наличием продуктов-заменителей, потребителями, поставщиками и действиями конкурентов внутри отрасли. Именно взаимодействие этих сил, по Портеру М., определяет потенциал рентабельности товарного рынка.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия