Исследование конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ООО "Ривьера"" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Ривьера";
- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО "Ривьера".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
предприятия........................................................................................................5
1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия………………………...5
1.2. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия……………………………………….9
1.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности
Предприятия………………………………………………………………….17
2. Характеристика ООО «Ривьера»……………………………………….20
2.1 Общая характеристика ООО «Ривьера»………...………………….....20
2.2 Анализ основной деятельности ООО «Ривьера»…………………….24
3. Оценка конкурентоспособности гостинично-ресторанного
комплекса «Ривьера»………………………………………………………26
3.1 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке гостиничных услуг города Казани………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...33
Приложение…………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_marketingu_ispravlennaya.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

 

Первая конкурентная сила - соперничество между конкурирующими предприятиями отрасли. Интенсивность конкуренции усиливается:

  • по мере роста числа конкурентов и выравнивания их размеров и возможностей;
  • в случае замедления роста или снижения спроса на продукцию;
  • когда конкуренты снижают цены, находят эффективные пути снижения себестоимости, либо вводят специальные скидки, иные стимулирующие сбыт меры;
  • когда затраты потребителя на переключение с одного поставщика на другого минимальны; когда конкуренты предпринимают меры по увеличению своей рыночной доли;
  • когда затраты на выход из отрасли (уход с рынка) высоки и выше затрат на то, чтобы остаться и конкурировать;
  • когда в конкурентную борьбу в отрасли вмешиваются предприятия других отраслей, имеющие высокие инвестиционные возможности по приобретению работающих в отрасли предприятий и превращению их в основных конкурентов.

Вторая конкурентная сила - конкурентное давление, создаваемое  угрозой появления новых конкурентов. Рост интенсивности конкуренции  в связи с появлением новых конкурентов зависит от барьеров на входе в рынок и реакции присутствующих на рынке предприятий. В российской практике бизнеса можно выделить следующие, характерные и для западного менеджмента, типы барьеров на входе:

  • эффект масштаба (необходимость входа на рынок с большими объемами производства);
  • высокие требования к технологическим возможностям, потребность в специализированных ноу-хау для равноправной игры на рыночном поле;
  • необходимость накопления производственного опыта, позволяющего снижать затраты и себестоимость (эффекты «кривой освоения и обучения»);
  • потребность в капитале для успешного вхождения в отрасль;
  • сформированные на рынке потребительские предпочтения и приверженность к торговой марке;
  • доступ к существующим каналам распределения (возможность создания собственной распределительной сети);
  • политические и административные барьеры (через процедуры выдачи разрешений и лицензирования; стандарты загрязнения окружающей среды и правила безопасности);
  • тарифы и ограничения в международной торговле (таможенные пошлины, торговые ограничения - квоты и др.)

 

Угроза появления на рынке новых конкурентов высока, если барьеры для входа низкие, а работающие в отрасли предприятия  не намерены вести жесткую борьбу против них и готовы к уменьшению своей рыночной доли. Понижение барьеров на входе и появление потенциальных конкурентов тем вероятнее, чем привлекательнее перспективы роста и получения прибыли в отрасли.

Третья конкурентная сила - конкурентное давление со стороны  предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители: установление «потолка» цен, формируемого доступным и имеющим конкурентоспособную цену товаром-заменителем; простота и относительная дешевизна переключения потребителя на замещающую продукцию. Чем ниже стоимость товара-заменителя, выше его качество и потребительские свойства, а также ниже стоимость переключения, тем сильнее конкурентное давление со стороны предприятий, входящих в рынок с замещающим товаром.

Четвертая конкурентная сила - покупатели. Влияние покупателей (потребителей) на конкуренцию зависит от объемов закупок ими продукции отрасли и стоимости переключения на продукцию конкурентов или замещающую продукцию.

Пятая конкурентная сила - рыночная власть поставщиков.

Влияние поставщиков  на конкуренцию сильное в случае, когда изделия поставщиков составляют значительную часть стоимости продукции, являются важнейшей частью производственного процесса, определяют качество продукции; предприятию сложно переключиться на другого поставщика; изделия поставщиков имеют более низкую цену, чем при организации их производства на предприятии-покупателе (эффект масштаба). Слабое влияние поставщиков на конкуренцию тогда, когда поставщик осуществляет поставку стандартизированной продукции; имеются товары-заменители, переключение на которые несложно и дешево; потребитель (отрасль) является главным покупателем продукции поставщика.

Поставщики обладают мощной конкурентной силой, когда имеют  возможность создавать невыгодные условия с помощью цен, качества, характеристики продукции и надежности поставки.

Совместное влияние  пяти конкурентных сил определяет характер конкуренции и привлекательность  отрасли. [8]

     Известно, что отрасли в своем развитии проходят эволюционные фазы или стадии жизненного цикла: зарождение, прогрессирующий рост, зрелость, старение, также влияющие на конкурентную среду. [2 стр. 32]

Участники рынка, а также  окружающая предприятие отраслевая среда, вызывают долгосрочные изменения  ситуации в отрасли и конкурентной среде (движущие силы).

Оценка конкурентных позиций предприятий отрасли.

Оценка производится на основе сравнения по показателям  текущей конкурентоспособности, содержащимся в блоке. Инструментом оценки конкурентных позиций может служить предлагаемая матрица.

Для успешного прогнозирования  действий конкурента необходимо систематизировать его текущую ситуацию, определить сильные и слабые стороны, оценить стратегическое положение.

Следующим этапом анализа  отрасли является выявление основных факторов, необходимых для конкурентного  успеха в отрасли.

Различают следующие  типы факторов:

  • технологические (способность к совершенствованию технологий и производства, наличие и качество собственного научного и инновационного потенциала);
  • производственные (низкие затраты, обеспечение качества, высокий потенциал производственных мощностей, гибкость производства, высокая производительность труда);
  • маркетинговые и сбытовые (широкий ассортимент и большой выбор продукции, гарантии потребителям, эффективная сеть оптовых и розничных продавцов, низкие затраты на сбыт, благоприятный имидж и репутация у потребителя);
  • организационные (высокая скорость реакции на изменения рыночных условий, опыт работы в отрасли, эффективность управленческих решений, наличие эффективной информационной системы);
  • квалификация персонала, эффективные мотивации; другие (доступ к источникам капитала, патентная защищенность).

Исходя из специфики  отрасли нужно выделить 2-3 главных  фактора и использовать их в качестве краеугольных камней программы достижения конкурентоспособности предприятием. Последним элементом анализа  отрасли и конкуренции является выявление привлекательности отрасли для организации или продолжения деятельности в ней.

Привлекательность отрасли  промышленности - интегральная оценка интенсивности конкуренции и  зрелости рынка.

Приведенные методы анализа  отраслевых, рыночных факторов и факторов макросреды позволяют дать качественную оценку влияния отрасли и конкуренции в ней, на конкурентоспособность предприятия. Этого достаточно, так как выявленные в результате такого анализа параметры конкурентной среды создают одни правила игры для конкурентов из числа производителей конкретно этой отрасли. [12 стр. 153]

В состав внешних факторов, определяющих уровень конкурентоспособности  предприятия, входят факторы макросреды. Несмотря на то, что они формируются  на макроуровне, и предприятие не может оказать влияние на их воздействие на уровень собственной конкурентоспособности, оценка последствий возможного воздействия весьма важна.

Для анализа внутренних факторов конкурентоспособности предприятия в комплекс показателей анализа и оценки конкурентоспособности предприятия введены дополнительно следующие:

- динамика продаж;

- доля на рынке;

- объем возврата продукции  потребителем или объем принятых  претензий к объему продаж;

- уровень платежеспособности;

- основные бизнес - процессы; эффективность исполнения.

Следует отметить, что  из всех показателей, формирующих внутренние факторы конкурентоспособности, подавляющее большинство может быть представлено в количественных значениях, прямо рассчитываемых по данным отчетности предприятий. Только два показателя: эффективность исполнения основных бизнес-процессов управления и имидж предприятия - требуют качественной оценки, с использованием методики взвешенных рейтингов, суть которой будет приведена ниже.

Необходимо отметить, что при оценке показателей, определяющих конкурентоспособность предприятия, нельзя абстрагироваться от его отраслевой принадлежности, которая предполагает отличия в уровне нормативов, в частности финансовых показателей. Например, при одном и том же значении показателя текущей ликвидности на предприятиях различных отраслей фактическая платежеспособность и, следовательно, финансовая устойчивость, может различаться. В этой связи в качестве нормативных финансовых показателей следует брать не рекомендуемые западными аналитиками значения, а значения показателей - лидеров отрасли, или среднеотраслевые по данным госстатистики. [ 11 стр.105]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Мероприятия  по повышению конкурентоспособности  предприятия

В соответствии с полученными  результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы.

К тому же, одним из главных направлений повышения конкурентоспособности предприятия будет стратегическое управление. Хотя, появившийся подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции, позволяет провести только общий анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не дает точного количественного выражения результатов оценки - поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности. [ 5 стр. 103]

Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами по всем экономическим  характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.

Управление маркетингом  обеспечивает целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, комплексность этой деятельности. [5 стр. 105]

Как один из вариантов  повышения конкурентоспособности  предприятия можно рассмотреть - функционально-стоимостной анализ (ФСА), в основе применения которого лежит разработка и апробация на практике ФСА - моделей. Цель создания ФСA -модели для совершенствования деятельности предприятий - достичь улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА - модели позволяет получить большой объем ФСА - информации для принятия решения.

Как правило, ФСА - информация представляется в виде системы стоимостных  и временных показателей, показателей  трудоемкости и трудозатрат, а также  относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности центров ответственности на предприятии. [6 стр. 53]

Систему показателей  можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и  для принятия стратегических решений.

ФСА - информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие варианты капиталовложений.

На стратегическом уровне информацию из ФСА - модели можно применять  для решений относительно реорганизации  предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые  рынки, диверсификации и т.д. Тогда  как на уровне оперативного управления - для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению эффективности деятельности предприятия. [ 6 стр. 55]

Многолетний западный и  отечественный опыт показывают, что  предприятия, сосредоточенные только на получении прибыли, страдают близорукостью. Складывается довольно знакомая ситуация: при наличии прибыли предприятие является неплатежеспособным и, наоборот, имея убытки, предприятие четко и вовремя рассчитывается с поставщиками, государством и кредиторами.

Таким образом, можно выделить ещё один путь улучшения устойчивости предприятия на рынке - не обособленную цель обеспечения рентабельности, а рост стоимости бизнеса (то есть, разность между стоимостью капитала, внесенного владельцем доли при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже). Если капитал будет преумножен, то можно утверждать, что предприятие твёрдо контролирует свой сегмент рынка. [12 стр.69]

Исследования показывают, что рыночная стоимость бизнеса  в значительной степени связана  с показателем денежного потока. Это означает, что оценка и управление стоимостью предприятия являются главным инструментом обеспечения конкурентоспособности, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные критерии оценки результатов - стоимость компании, отдельных бизнес-единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия. [ 4 стр.83]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика ООО «Ривьера»

2.1 Общая характеристика  ООО «Ривьера»

Общество с ограниченной ответственностью «Ривьера», именуемое в дальнейшем «Общество» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество имеет полное название: Общество с ограниченной ответственностью «Ривьера», а также сокращенное ООО «Ривьера». Общество имеет круглую печать со своими наименованиями, штампы и иные реквизиты юридического лица.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности предприятия