Исследование рынка детского питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Постановка и технология маркетингового исследования………………….4
1.1.Обоснование цели и задачи маркетингового исследования…………...6
1.2. Выбор методов сбора и технология обработки данных……………….7
Представление результатов маркетингового исследования……………...10
2.1.Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации…….10
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования…………...14
3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области (товарной, ценовой распределительной, коммуникационной) политики предприятия……………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 137.67 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Постановка и технология маркетингового исследования………………….4

1.1.Обоснование цели и  задачи маркетингового исследования…………...6

1.2. Выбор методов сбора  и технология обработки данных……………….7

  1. Представление результатов маркетингового исследования……………...10

2.1.Обработка первичной  (вторичной) маркетинговой информации…….10

2.2.  Презентация результатов  маркетингового исследования…………...14

     3. Формирование  маркетинговых решений по результатам     исследования                                                 в области (товарной, ценовой распределительной, коммуникационной) политики предприятия……………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования.                                Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование. Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать направленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах.

Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к любому аспекту маркетинговой  деятельности, поэтому нерационально  ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими. Использование  маркетинговых исследований широко варьируется в зависимости от компании и типа требуемой информации. Несмотря на то, что большинство фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские отделы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах. Проведение маркетинговых исследований отечественными фирмами в настоящее время является редкостью. Причины этого кроются, во-первых, в неустойчивости и непредсказуемости развития экономической и политической ситуации в стране и, как следствие этого, нацеленностью большинства фирм на обеспечение текущей прибыли, а, во-вторых, в отсутствии положительного опыта проведения таких исследований и недооценки отечественными предпринимателями их полезности.

Проводилось маркетинговое  исследование рынка детского питания  в г. Ноябрьске. Цель исследования: анализ текущей ситуации на рынке детского питания в Ноябрьске. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 

    • изучение теоретических аспектов проведения маркетингового исследования товарного рынка;
    • исследование товарной и ценовой политики на рынке детского питания г Ноябрьске.;
    • анализ факторов, влияющих на развитие рынка детского питания в г.Ноябрьске;
    • изучение спроса и предпочтений потребителей, разделение их на однородные по составу группы на основании проведенного анкетирования;

           Объектом исследования является ноябрьский рынок детского питания, в частности виды, разновидности и наименования, реализуемые в розничных торговых предприятиях городе. Предмет – существующая рыночная ситуация, в разрезе важнейших аспектов.

  1. Постановка и технология маркетингового исследования.

В данной работе целесообразно  остановиться на рассмотрении такого направления маркетинговых исследований как исследование товарного рынка. Оно является наиболее распространенным в практике маркетинга и проводится с целью получения данных о  сложившихся рыночных условиях. Без  исследований по указанному направлению  не представляется возможным получить весь объем информации необходимой  для принятия обоснованных управленческих решений, связанных с выбором рынка и деятельностью предприятия на нем.   

В ходе исследования рынка  изучаются тенденции и процессы его развития, состояние конкуренции  и сложившаяся рыночная конъюнктура, включая факторы, оказывающие влияние  на ее изменение. Так же проводится исследование структуры рынка, его  емкости, динамики продаж, барьеров, возможностей и рисков.

На основе полученных данных строятся прогнозы развития рынка, определяются наиболее эффективные способы ведения  конкурентной политики, выявляются возможности  выхода на новые рынки, происходит выбор  целевых сегментов и рыночных ниш.

В процессе проведения маркетингового исследования, не зависимо от его направления, должны соблюдаться определенные принципы, перечень которых можно представить  следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1 – Принципы проведения маркетинговых исследований

Принцип

Сущность принципа

А

Б

Научность

Проведение маркетинговых  исследований на основе научно обоснованной и апробированной методики

Целенаправленность

Соответствие информации генеральной цели исследования

Системность

Изучаемые явления при  проведении маркетинговых исследований должны рассматриваться как системы, являющиеся, в свою очередь, элементами более крупной системы

Комплексность

Изучение явлений и  процессов во всей их полноте, в их взаимосвязи и взаимообусловленности

Достоверность

Обеспечение достоверности  данных на основе точного воспроизведения  объективного состояния и развития изучаемого явления

Актуальность

Представление реальных сведений в нужный момент времени

Объективность

Исключение субъективизма  исследователей в процессе проведения маркетингового исследования

Сопоставимость

Осуществление маркетинговых  исследований по идентичным методикам  по одинаковым направлениям. Обеспечение  накопления результатов исследования за различные периоды времени  и возможности их сравнения

Эффективность

Достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов исследования с понесенными затратами


Соблюдение указанных  принципов является обязательным условием получения достоверных и направленных на решение поставленной цели исследования выводов и рекомендаций, представляющих собой итоговый результат любого маркетингового исследования и служащих основой для принятия управленческих решений.

 

1.1.Обоснование цели и  задачи маркетингового исследования.

          В связи с возникающими вопросами были сформулированы следующие цели маркетингового исследования:

  • анализ существующего в нашем городе рынка детского питания;
  • выяснение тенденций развития этого рынка.

Для реализации целей были сформулированы следующие задачи:

  1. Определение сегмента потенциальных потребителей (пол, возраст, доход, образование, род занятий)
  2. Определение спектра поставляемого и предлагаемого потребителям продукта исходя из стоимостных и качественных характеристик.
  3. Рассмотрение цен на данном рынке.

 

1.2. Выбор методов сбора и технология обработки данных

Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых  исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут  использоваться на отдельных этапах.

Наиболее широко используемыми  методами проведения маркетинговых  исследований являются методы анализа  документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные  данные.

Кроме этих методов, при проведении маркетинговых исследований используют экономико-математические методы. Можно выделить несколько групп экономико-математических методов используемых при проведении маркетинговых исследований:

1. статистические методы  обработки информации (определение  средних оценок, величин ошибок  и т.д.)

2. многомерные методы. Они  используются для обоснования  маркетинговых решений, в основе  которых лежат многочисленные  взаимосвязанные переменные.

3. регрессионные и корреляционные  методы. Они используются для  установления взаимосвязей между  группами переменных, описывающих  маркетинговую деятельность.

4. имитационные методы. Они  применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются определению с  помощью аналитических методов. 

5. методы статистической  теории принятия решений - вероятностные  или стохастические (например, теория  массового обслуживания). Эти методы  используются для описания реакции  потребителей на изменение рыночной  ситуации.

6. детерминированные методы  исследования операций. Эти методы  применяются тогда, когда имеется  много взаимосвязанных переменных  и надо найти оптимальное решение. 

7. гибридные методы, объединяющие  детерминированные и вероятностные,  применяются для исследования  проблем товародвижения.

Эти 7 групп количественных методов не исчерпывают всего  их разнообразия. Выбор конкретного  типа исследования во многом определяется целями исследования и задачами, которые  решаются на отдельных этапах его  проведения. Отдельные типы маркетинговых  исследований применяются не только на этапе определения проблем  и целей исследования, но и в  процессе их проведения.

В зависимости от характера  и целей маркетинговых исследований выделяют три соответствующих направления, типа маркетинговых исследований:

  • разведывательные,
  • описательные
  • казуальные.

Каждое такое направление  включает в свой состав определенные методы сбора и анализа маркетинговой  информации.

Разведывательное исследование - маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной  информации, необходимой для лучшего  определения проблем и выдвигаемых  предложений, а также для уточнения  терминологии и установления приоритетов  среди задач исследований.

Описательное исследование - маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда и как.

Казуальное исследование - маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. В основе данного исследования лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «если X , то зачем У».

На практике при проведении конкретного маркетингового исследования, скорее всего, используется не один, а  все типы исследований, причём в  любой последовательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Представление результатов маркетингового исследования

    1. Обработка первичной информации

Основу использованной в данной работе информации составляют первичные  данные, вторичная информация применяется  лишь для общего анализа существующего  рынка, прогнозирования тенденций  его развития.

Опрос производился в детских дошкольных учреждениях, на улице среди случайных прохожих, среди людей различных профессий и должностей. Для большей достоверности анализа, при проведении опроса старались охватить людей, различных по возрасту, образованию и роду деятельности. 

В целях изучения покупательского  спроса и предпочтений на рынке детского питания в г. Ноябрьске было опрошено 150 респондентов и 12 торговых работников.

В ходе обработки анкет  получены следующие данные.

 

Таблица 2.1

Вопросы анкеты и варианты ответов

Всего опрошенных, чел.

Удельный вес, %

А

1

2

1. Вы покупаете  детское питание?

а) да

150

100,0

б) нет

0

0,0

2. Как часто  Вы приобретаете детское питание?

а) каждый день

0

0,0

б) несколько раз в неделю;

35

23,3

в) один раз в неделю;

98

65,3

г) несколько раз в месяц;

15

10,0

3. Какие виды  детского питания Вы предпочитаете  покупать?

а) каши;

15

10,0

б) пюре.

59

39,3

в) соки

50

33,3

г) смеси

21

14,0

д) чаи

5

3,3

4. Какого производителя  детского питания вы предпочитаете?

а) отечественные;

94

62,7

б) импортные.

56

37,3

5. Что влияет  на выбор Вами детского питания?

а) цена;

60

40,0

б) качество;

81

54,0

в) производитель;

9

6,0

г) реклама.

0

0,0

6. Где Вы предпочитаете  покупать детское питание?

а) в аптеках;

33

22,0

б) в магазинах товаров  для детей;

32

21,3

в) в супермаркетах (гипер-, мини-маркетах);

11

7,3

д) где придется.

74

49,3

7.Как вы оцениваете  ассортимент детского питания  в торговых точках?

а) широкий

115

76,7

б) средний

35

23,3

в) низкий

0

0,0

8. Ваш пол

а) женский

149

99,3

б) мужской

1

0,7

9. Ваш возраст

а) до 25 лет;

55

36,7

б) 25-40 лет;

95

63,3

в) 40-55 лет;

2

1,3

г) свыше 55 лет.

0

0,0

10. Ваш среднемесячный  доход на одного члена семьи  составляет:

а) до 5 000 рублей;

3

2,0

б) от 5 000 до 10 000 рублей;

71

47,3

в) от 10 000 до 15 000 рублей;

75

50,0

г) свыше 15 000 рублей.

1

0,7

Информация о работе Исследование рынка детского питания