Исследование рынка туристических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка плана мероприятий для совершенствования туризма.
Следовательно, можно определить задачи данной работы:
1. Рассмотреть и изучить историю развития туризма.
2. Изучить формы, виды и разновидности туризма.
3. Разобрать экономическую сущность туризма.
4. Разобрать и изучить поведение туристического рынка в условиях экономического кризиса.
5. Представить рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма
1.2 Формы, виды и разновидности туризма
Глава 2. Туризм в современной экономике
2.1 Экономическая сущность и содержание туризма
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса
3.2 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

 Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется классификацией его форм.

Под классификацией форм туризма  понимается их группировка по однородным признакам, которые зависят от конкретных практических целей.

Каждая форма туризма  характеризуется своеобразием потребностей туристов и предполагает соответствующий  набор услуг, удовлетворяющих эти  потребности.

В производственно-обслуживающем  процессе туризма выделяют:

- форму туризма;

- вид туризма;

- разновидности туризма.

Под формой туризма понимается, то пересекает ли турист государственную  границу своей страны, т.е. в основе деления туризма на формы лежит  страновый признак.

По этому признаку выделяют две формы туризма:

- внутренний,

- международный.

Внутренний туризм –  это отечественный туризм внутри своей страны, путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно  проживающих в РФ.

             Международный туризм – это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. В свою очередь он разделяется на выездной и въездной. Выездной туризм – это путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну. Въездной туризм – это путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации. Международный  

туризм развивается под  влиянием множества факторов, которые  можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные.

К демографическим факторам относятся: рост населения мира, процесс  урбанизации, приводящий к концентрации населения и формированию подвижного стереотипа жизни. Жители крупных городов  остро чувствуют необходимость  в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Возрастает интерес друг к другу народов  различных стран, имеющих общий  родственный язык, что связано прежде всего с отсутствием языкового барьера, общностью истории и культуры.

Экономические факторы связаны  с развитием мировой экономики, где наблюдается устойчивая тенденция  увеличения производства услуг по сравнению  с производством товаров и, как  следствие этого, увеличение доли потребления  услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К экономическим факторам относятся  ускорение научно-технического прогресса  в отрасли туризма, увеличение доходов  населения. Развитие материально-технической  базы иностранного туризма, создание новых  форм приема и обслуживания туристов способствуют интенсификации туристских передвижений, вовлечению в рекреационную  сферу новых мест.

Социальные факторы –  это факторы, связанные с условиями  жизни и деятельности человека. Прямое воздействие на развитие международного туризма оказывает увеличение продолжительности  оплачиваемого отпуска, а также  тенденция деления отпуска на две части, что позволяет в  течение года совершать два путешествия (летом и зимой). Развитию туризма  способствует также и понижение возраста выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению туристов так называемого третьего возраста.

 

Вид туризма связан со спецификой отражения финансовых результатов  в бюджете страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма  выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в страну или отечественных туристов в данный регион страны является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну или региона.

Путешествие граждан одной  страны в другие государства или  выезд туристов из данного региона  страны является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.

Формы туризма по наиболее характерным признакам делятся  на отдельные разновидности. К этим признакам относятся: главная цель путешествия, характер организации  путешествия, интенсивность туристского  потока, продолжительность тура (путешествия), возрастной признак, используемый транспорт, форма сотрудничества.

В зависимости от главной  цели путешествия выделяют следующие  разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм –  это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях (как  при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как  в данном случае санаторий – это  разновидность больницы. Передвижение людей в выходные дни в целях  отдыха, развлечения, занятия спортом  называется туризмом «конца недели».

Познавательный, или культурный, туризм – это путешествие в  целях ознакомления с историко-культурными  достопримечательностями и уникальными  природными объектами по определенной программе.

 

В научном туризме преобладает  посещение конгрессов, симпозиумов  и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки  бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации  путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и  передвижной туризм.

Путешествие одного человека по собственному плану, включающему  определение районов посещения, продолжительность остановок, условий  ночлега и т.п., называется индивидуальным, а путешествие группы людей (в  том числе и семьи) на тех же условиях или по плану туристского  хозяйствующего субъекта называется групповым  туризмом.

Путешествие одного туриста  или группы туристов по точному маршруту и регламенту, установленному туристским хозяйствующим субъектом, называется организованным туризмом. Данные туристы  и туристский хозяйствующий субъект  связаны между собой взаимными  требованиями и обязательствами.

Организованные туристы  обеспечиваются комплексом туристских услуг по заранее приобретенной  путевке на определенный срок (отдыхающие на турбазах, в санаториях, домах  отдыха, по курсовкам). К организованным туристам также относятся те, кто  на определенный срок приобрел лишь часть  туристских услуг (например, курсовку только на питание).

Путешествие отдельного туриста  или группы туристов, не связанных  никакими взаимными обязательствами  с туристским хозяйствующим субъектом, называется самодеятельным (неорганизованным) туризмом. Самодеятельный туризм –  это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно.

 

Стационарный туризм связан с постоянным местом размещения туриста  на весь период действия туристской путевки. Передвижной туризм – это туризм, связанный с путешествием (круизы, туры).

Социальный туризм – это  путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

По интенсивности туристских путевок различают постоянный и  сезонный туризм. Круглогодичное и  относительно равномерное посещение  туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно прежде всего для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.

Ещё один из видов туризма  это сезонный – регионы принимают туристов преимущественно в определенное время года. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны в зависимости от степени интенсивности посещения туристами делятся на пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности  пребывания туристов в путешествии  выделяют кратковременный и продолжительный туризм. Кратковременный туризм – это туризм, когда продолжительность путешествия не превышает трех суток.

Продолжительный туризм –  это туризм, при котором срок путешествия  более трех суток. В зависимости  от сроков пребывания в путешествии  существенным образом изменяются потребности  туризма.

Сокращение времени путешествия  на определенном (постоянном) маршруте ведет к увеличению в расходах туриста доли транспортной  

составляющей (т.е. его затрат на транспорт). В зависимости от возраста туристов выделяют детский, молодежный, зрелый туризм.

Исходя из используемых транспортных средств для передвижения туристов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и  общественного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относятся автотуризм, караванный круиз, морской и речной круизы и т.п.

По форме сотрудничества можно выделить безвалютный и валютный обмен туристскими группами. Безвалютный обмен представляет собой взаимные поездки туристских групп на основе равенства предоставляемых услуг в течение определенного количества дней. Сотрудничество с партнерскими туристскими хозяйствующими субъектами на валютной основе предполагает оплату предоставляемых услуг платежами в валюте, оговоренной партнерами: как правило, в двухсторонних соглашениях определяется валютная стоимость одного комплексного дня обслуживания.

В послевоенные годы в практике международного туризма быстрыми темпами  стали развиваться парадорес  и таймшер.

Пapaдорес (англ. parade – выставлять на показ) представляет собой использование старинных замков и дворцов под туристские гостиницы и для экскурсионных целей, чтобы сохранить национальное архитектурное наследие страны.

Таймшер (англ. timeshare – разделение времени) – совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, пропорционально денежному взносу. Время пользования измеряется в неделях, которые сгруппированы в три цвета (красный – самый дорогой, белый и голубой) и отражают динамику спроса по сезонам.

 

Владелец, точнее совладелец, кондоминиума (т.е. совместного владения) может отдыхать в приобретенных  апартаментах в «свои» недели или  обменять место отдыха на аналогичное  в рамках «цвета».

В 1971 г. создана глобальная система RCI (Recort Condominiums International), т.е. это  система приобретения долговременной аренды (на 25-30 лет) и обмена коттеджей  на знаменитых курортах практически  во всем мире (2400 отелей и курортов).

Итак, подводя итоги всему  выше сказанному, мы смело можем  заявить, что в полной мере рассмотрели  основные понятия, связанные с туристическими услугами, и понаблюдали применение этих понятий на примере самых  ранних попыток туризма. Этих знаний нам хватит для того, чтобы перейти  к анализу влияния туризма  на современную экономику.

 

 

 

Глава 2. Туризм в современной экономике

                     

                  2.1 Экономическая сущность и содержание туризма

  Туризм (фр. tourisme tour – прогулка, поездка) возник как продукт развития цивилизации. Туризм – это прежде всего удовольствие, удовлетворение любознательности.

На определенном этапе  развития экономики, когда потребность  в путешествиях резко возросла, появились  и производители услуг для  таких путешествий. Это привело  к формированию товара особого вида – туризма.

Итак, сначала туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском  рынке. Туризм как товар реализуется  в форме услуг (материальных и  нематериальных).

Возникновение туризма как  товара потребовало формирования соответствующей  материально-технической базы, наличия  квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость  организационного обособления туризма  в самостоятельную отрасль народного  хозяйства.

Производители услуг, предназначенных  для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому  он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Точное определение туризма  должно базироваться на следующих экономических  характеристиках:

туризм есть результат  передвижения людей по различным  туристским маршрутам;

 

туризм всегда включает два  элемента: путешествие в пункт  назначения и остановку там;

             путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;

туризм – это временное  движение туриста по туристскому  маршруту, т.е. турист возвращается через какое-то время к месту его постоянного проживания;

туризм – это путешествие, не включающее деятельность по извлечению прибыли.

Современное определение  туризма, принятое ООН, заключается  в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный  с передвижением за пределы постоянного  места жительства.

Информация о работе Исследование рынка туристических услуг