Исследование рынка туристических услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка плана мероприятий для совершенствования туризма.
Следовательно, можно определить задачи данной работы:
1. Рассмотреть и изучить историю развития туризма.
2. Изучить формы, виды и разновидности туризма.
3. Разобрать экономическую сущность туризма.
4. Разобрать и изучить поведение туристического рынка в условиях экономического кризиса.
5. Представить рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторические и теоретические аспекты туризма
1.1 История развития туризма
1.2 Формы, виды и разновидности туризма
Глава 2. Туризм в современной экономике
2.1 Экономическая сущность и содержание туризма
Глава 3. Рынок туристических услуг и методы его совершенствования
3.1 Поведение туристического рынка в условиях кризиса
3.2 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 80.25 Кб (Скачать файл)

Законом Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма: «Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познаваемых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Туризм характеризуется  временным перемещением населения  из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано  с переменой места жительства и работы. Туризм – это удовольствие, связанное с путешествием в целях  отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

Международный туризм сегодня  представляет собой динамично развивающуюся  сферу внешнеэкономической деятельности, которая во многих странах мира превратилась в бурно растущую отрасль большого  

бизнеса. На долю туристского  бизнеса приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в  мире приходилось на туризм. Доля международного туризма составляет около 7% мирового экспорта. По этим показателям можно сделать вывод, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов и после доходов от экспорта автомобилей. По прогнозам Всемирной туристской организации удельный вес туризма в создании мирового валового национального продукта достигнет к 2000 г. 11-12%.

Туристский бизнес привлекает предпринимателей наименьшими стартовыми инвестициями, быстрым сроком их окупаемости, постоянно растущим спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

 

 

 

Глава 3. Рынок туристических услуг  и методы его совершенствования

  

3.1 Поведение туристического  рынка в условиях кризиса

      

В среднесрочной перспективе  ожидается значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем  путешествия с целью отдыха и  оздоровления.

Главными итогами прошлого года для рынка делового туризма  стали ощутимое сокращение спроса, обострение конкуренции агентств и  снижение рентабельности. Тем не менее  в нынешнем году участники рынка  настроены решительно: самые осторожные немного превысить прошлогодние объёмы, оптимисты – увеличить  показатели как минимум втрое.

Низкие показатели доходности стали болью абсолютно для  всех компаний, занимающихся деловым  туризмом. По саамы скромным подсчётам, уровень рентабельности снизился по меньшей мере в два раза по сравнению  с докризисным, что было связано  с сокращением расходов компаниями- заказчиками с одной стороны и обострившейся конкурентной борьбой между агентствами – с другой.

Объём заказов в прошлом  году, по разным оценкам, сократился на 20 – 40%. При этом сегмент, связанный  с обслуживанием командировок, по мнению части экспертов, чувствовал себя гораздо лучше, чем MICE( Meetings, Incentives, Conferences, Events) . Спрос на business travel в кризисное время упал примерно на 30%, ВТО время как в MICE – сегменте снижение по итогам года составило 50-70%. Другие же специалисты уверены, что оба сегмента делового туризма пострадали в равной степени, так как это «неразрывно связанные между собой куски бизнеса», и  

проседание того или иного  сегмента в случае каждой конкретной компании зависит от её клиентского  портфеля. Показатели агентств, обслуживающих компании наиболее пострадавших от кризиса отраслей, естественным образом отличались с более сбалансированными портфелями.

Все эксперты отмечают неравномерное  «проседание» MICE –сегмента: так, спрос  на корпоративные торжества сократился гораздо существенней, чем на организацию  встреч, конференций, участие в выставках. Интенсив поездки в прошлом году могли себе позволить только очень  крупные компании, в основном филиалы  международных корпораций. Остальные  если и задумывались о поощрении  и мотивации сотрудников, то предпочитали делать это более бюджетными способами. Тем более что в непростых рыночных условиях поощрение сотрудников отходит на второй план перед более насущными проблемами.

Особенно трудной выдалась первая половина 2009 года, отмеченная большим  количеством аннуляций. В некоторых  компаниях их количество составляло треть от общего объёма заявок. Очевидно, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации и неясных перспектив часть  заказчиков предпочитала переносить деловые  поездки и выездные мероприятия  на неопределённый срок. Остальные  скорректировали свою travel policy (внутренние корпоративные стандарты по процедурам заказа услуг для осуществления деловых поездок) таким образом, чтобы выезжать с деловыми целями только в случае крайней необходимости.

А что касается клиентов, они так никогда придирчиво не относились к результатам тендеров, тщательно и сравнивая ценовые предложения. В этой борьбе за каждую копейку, агентствам пришлось максимально снижать размер своей комиссии. Переговоры, касающиеся соотношения «цена-качество» стали более жесткими, что привело лишь к большому взаимопониманию между агентствами, клиентами и поставщиками.

 

Туго затянув пояса, заказчики  стали заметно более рачительными и стремились, чтобы каждый рубль, затраченный на организацию командировки и тем более выездного мероприятия, приносил максимально возможную  прибыль. С целью сокращения транспортных расходов часть клиентов предпочитали пересесть на поезда. Заказчики отказались от кейтерина, услуг таксистов, участники выставок сокращали площади и стенды, при этом выбирая только самые значительные отраслевые выставочные площадки. Возросла популярность услуг по оптимизации и контролю бюджета на организацию деловых поездок.

Что касается выбора направления  для проведения для проведения выездных мероприятий, часть экспертов отметили оживление интереса к внутрироссийским направлениям, особенно к Подмосковью. До кризиса 70-80% клиентов выезжали за рубеж, то в прошлом году эти же 80% переориентировались  на Россию и в меньшей степени  на СНГ.

Мировая рецессия и степень  её влияния на различные отрасли  экономики привели к рокировке  среди индустрий-заказчиков на рынке  делового туризма. Так, по наблюдению экспертов, больше всего бюджеты на организацию business travel и MICE сократили инвестиционные банкиры, IT, риелторы, автомобилестроители, и промышленники. Более стойким  к влиянию кризиса оказались  рынок косметики и вооружения, а так же инновационная индустрия. Но безусловным лидером осталась фарминдустрия. Им кризис пошёл только впрок: количество заказов росло.

Несмотря на сложную конъюнктуру 2009 год рынок делового туризма  перенёс без особых потерь. Практически  все компании остались на рынке и  довольно быстро адаптировались к непростым  экономическим условиям. При этом кризис преподнёс отрасли урок: с  началом кризиса большинству  агентств стало значительно сложнее  получать прежде столь доступные  овердрафты.

 

Оживление на рынке делового туризма, по словам экспертов, стало  заметно с конца прошлого года. Заказов становиться больше, особенно в сегменте business travel.

Конец 2009 года по объёмам  продаж примерно совпал с концом 2007 года. Что же касается спроса на MICE –  услуги, заметно просевшего в прошлом  году, то и здесь отмечается положительная  динамика, хотя темпы роста и отстают от business travel. Тем не менее часть компаний, специализирующихся на MICE, итогами первых двух месяцев весьма довольны.

Между тем на рентабельности увеличение спроса пока никак не отразилось. Учитывая, что повышать размер комиссии, рискуя потерять часть потенциальной  клиентуры, в ближайшее время  вряд ли кто-нибудь решиться. Уровень  рентабельности будет низким ещё  очень долго.

Что касается прогнозов на текущий год, большая часть экспертов  смотрят в будущее с оптимизмом. Разняться только оценки потенциала рынка. Некоторые эксперты уверены, что деловой туризм покажет как  минимум двукратный рост: те деловые  мероприятия, которые были «заморожены», всё равно придётся провести.

В том, что по объёмам 2010 год  оставит далеко позади год ушедший  уверенны эксперты из BTAА (Ассоциация Агентств Делового Туризма): «Business travel продолжит расти, прирост в сегменте MICE может достичь 15 – 20%. Что касается докризисных показателей, то, по оценкам экспертов, business travel уже его достиг, а восстановление MICE будет зависеть от ряда обстоятельств, в том числе мировых цен на нефть, ситуации с возвратом потребительских кредитов, готовности и способности российской власти прийти, в случае необходимости, на помощь бизнесу»

 

 

3.2 Рекомендации по улучшению ситуации на туристическом рынке малых исторических городов России

 

Хотелось бы представить вашему вниманию идеи о том, как улучшить положение России на мировом рынке туристических услуг. Ведь в нашей стране есть огромное количество уникальных исторических памятников, о которых мало кто знает за рубежом, но при правильном их позиционировании с помощью этих памятников можно существенно поднять положение России на туристическом рынке.

Как показали предыдущие исследования, туристический потенциал малых  исторических городов необычайно велик. Однако отсутствие информации и о  большинстве из них (тех, что не входят в Ассоциацию малых исторических городов России), слабо развитая туристическая инфраструктура, сводит на нет всю их историческую ценность. Поэтому в настоящем пункте мы постараемся дать объективные рекомендации по улучшению ситуации на туристическом  рынке малых исторических городов  России.

Анализ российского и  зарубежного законодательства в  сфере туризма позволяет выявить  положения, которые в российских нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность, ранее не рассматривались, а именно: создание системы гарантий выполнения туристской программы, разработка квалификационных требований для профессиональных туристских кадров и включение их в нормативы лицензирования туристских фирм, разработка положения об ответственности  за недостоверность рекламы туристских услуг.

Важной задачей государственного регулирования является упорядочение отношений собственности в сфере  туристских услуг. Следует отметить приоритетность частной формы собственности  в развитии регионального туризма. Именно малое и среднее  

предпринимательство ориентировано  на оптимизированное использование  имеющихся ресурсов, высокую степень  ответственности государственной власти за эксплуатацию туристских возможностей территории.

Государственные предприятия, как  правило, оказываются менее прибыльны, чем частные, имеют более низкую эффективность, обладают слабой восприимчивостью к инновациям и неоправданно большим управленческим аппаратом. Т.е. необходимо налаживать систему, где роль государства сводится к развитию социальной и институциональной инфраструктуры туризма.

Необходимо, чтобы государство, создало  стимулирующие условия для частного бизнеса, что позволит без существенных финансовых затрат добивается двоякой  цели: роста экономики и доходной части бюджета, с одной стороны, и развития регионального туризма  и его инфраструктуры – с другой. Хотя, в целом, эта тенденция уже  была нами замечена как осуществляемая на государственном уровне.

Многими исследователями особо  важным для регионального туризма  признается его программно-целевое  развитие. При этом отмечается приоритетность государственной налоговой, кредитной  и финансовой поддержки туристского предпринимательства, связанной с вложением значительных государственных средств (кредитные льготы, субсидии, освобождение от налогов, пошлин и т.д.).

Структурные перемены в современной  отечественной экономике позволяет  говорить о необходимости кардинальной структурной перестройки регионального  туризма в малых исторических городах, в первую очередь, путем  изменения приоритетов – перехода от исключительной ориентации на элитарный  туризм к развитию массовых видов  туризма.

 

Исследование туристской индустрии  и рынка туруслуг и предпочтений потребителей позволило выявить приоритеты в развитии регионального туризма по видам и формам реализации туристских услуг.

Основные предложения по развитию регионального туризма со стороны  государства ориентированы, прежде всего, на:

  1. Развитие социальных программ в туризме в малых исторических городах, развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм);
  2. Стимулирование развития инфраструктуры туризма и туристских услуг в малых исторических городах;
  3. Поддержку материально-технической базы туризма в малых исторических городах;
  4. Реставрацию и ремонт культурно-исторических памятников в малых исторических городах;
  5. Развитие туристской бизнес-среды (сотрудничество с научными организациями, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах) в малых исторических городах;
  6. Организацию информационной поддержки туристских объектов

Информация о работе Исследование рынка туристических услуг