Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 23:04, реферат
Исследование потребителей в такой специфической сфере деятельности, как туризм, имеет не только исключительное значение с точки зрения успешной организации деятельности предприятия в соответствии с маркетинговой концепцией, но обладает и огромной практической ценностью. В системе рыночной экономики направления деятельности любой фирмы определяет потребитель, который приобретает туристический продукт по своему усмотрению и тем самым указывает продавцу, что необходимо предлагать на рыке.
Маркетинг не заканчивается на стадии покупки потребителем товара. После покупки потребитель может чувствовать удовлетворение или недовольство, и это «послепокупочное» поведение представляет большой интерес для занимающихся маркетингом. После покупки формируется ответная реакция покупателей:
Таким образом, изучение характера и механизма влияния разнообразных факторов на поведение потребителей туристических услуг дает возможность определить вероятную реакцию клиентов на предложения туристского предприятия.
1.3. Модели поведения потребителей
Реакции рынка – это ответная реакция покупателей на маркетинговые стимулы производителей и продавцов. В этой реакции традиционно выделяют 3 модели поведения потребителей.
1. Познавательная реакция – она включает узнавании марки, знание марки, отождествление, запоминание, воспринимаемое сходство.
2. Эмоциональная реакция - она включает важность, определенность, оценку, отношение, предпочтение, намерение, осознаваемое множество
3. Поведенческая реакция – она включает запрос, информацию, проверку информации, покупку, удовлетворенность, лояльность, приверженность.
Подробнее остановимся на каждой реакции рынка.
Познавательная реакция потребителей, связана со знанием покупателей, это определенная совокупность информации, которой обладает отдельно взятый человек или группа людей. Самым простым уровнем по познавательной реакции является осознание существования товара или товарной марки. Это можно назвать чувственностью марки. Она устанавливает связь между маркой товара, к которой она относится.
Эмоциональная реакция потребителей – в ее основе лежат отношения и предпочтения. Это оценочная реакция, следовательно, она не может базироваться на простом знании. В практике маркетинга для измерения эмоциональной реакции потребителей используют концепцию мультиатрибутивного товара. Эта концепция включает следующие базовые положения:
Для перевода
полученных оценок в прогнозные
Отношение
покупателей к атрибутам и
степени их присутствия
Дизъюнктивная модель поведения в рамках этой модели покупатель рассматривает только те марки, которые являются самыми лучшими по определенным доминирующим атрибутам, независимо от положения по другим атрибутам.
Лексикографическая модель поведения: в этом случае, покупатель действует последовательно. Вначале он ранжирует атрибуты, затем сравнивает марки по самому важному атрибуту и если имеет место совпадение оценок, он сравнивает эти марки по следующему атрибуту. В конечном счете, выбирается марка, которая хоть по какому то атрибуту превосходит другую марку.
Конъюнктивная модель поведения: в этом случае покупатель устанавливает для каждого атрибута приемлемый для себя минимум. Марка товара не покупается, если она не соответствует этому минимуму, хотя бы по одному атрибуту. Таким образом, здесь нет интегральной оценки, а есть только индетификация одной или нескольких приемлемых марок, между которыми и нужно сделать выбор.
Поведенческая реакция потребителей в отличие от двух первых реакций рынка – это действия потребителей, связанных с процессом покупки необходимых товаров, услуг и поведением потребителей после совершения покупки.
В качестве
основы для изучения
1. оценка степени интеграции удовлетворенности товаром или услугой;
2. оценка важности каждого атрибута товара или услуги;
3. оценка удовлетворенности каждого из этих атрибутов в каждом из сравниваемых марок или предоставляемых услуг;
4. оценка намерения совершить повторную покупку или еще раз воспользоваться услугой данной фирмы.
Для оценки важности атрибутов и оценки удовлетворенности, желательно использовать одну и ту же бальную шкалу.
Удовлетворенность
покупателей в большинстве
Традиционно выделяют три базовых типа лояльности:
Таким образом,
эти три уровня реакции
1.4. Измерение познавательной реакции
Познавательная реакция связана со знанием, т.е. с совокупностью информации и представлений, имеющейся у отдельного лица или группы, например у центра закупки в организации. Эта информация хранится в памяти и влияет на интерпретацию воздействующих стимулов к закупке. Объем и характер сохраняемой информации варьируют в зависимости от познавательных стилей (Pinson et al., 1988) и от способностей к восприятию. Восприятие может быть определено, как
«...процесс, посредством которого человек отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию».
В общем случае люди будут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию из-за селективности внимания. Восприятие выполняет регулирующую функцию, поскольку оно осуществляет фильтрацию информации. Некоторые элементы информации удерживаются в памяти либо потому, что отвечают потребностям момента, либо потому, что они вызывают удивление: восприятие селективно. Другие элементы воспринимаются с деформацией, так как противоречат сложившейся системе представлений применительно к конкретной ситуации: это означает предвзятость восприятия. Наконец, некоторые элементы отбрасываются, потому что являются беспокоящими или тревожащими: это защитное восприятие.
Обычно выделяют измерители познавательной реакции трех типов: измерение известности, анализ динамики запоминания и анализ восприятия сходства.
Самый простой уровень познавательной реакции - это осознание существования товара или торговой марки. Известность марки определяется следующим образом:
«Способность покупателя идентифицировать торговую марку достаточно детально, чтобы ее можно было предложить, идентифицировать и выбрать».
Таким образом, известность устанавливает связь между маркой и категорией товара, к которой она принадлежит. Информацию об уровне известности легко получить опросом потенциальных покупателей об известных им торговых марках в рамках исследуемого класса товаров. Можно выделить три типа известности.
«Известность-узнавание», когда марка предшествует потребности и приводит к ней (я узнаю марку А и понимаю, что испытываю потребность в товаре этого типа). Узнавание есть минимальный уровень известности, который имеет особое значение в месте продажи в мо-мент выбора марки.
«Известность-припоминание» подразумевает, что потребность предшествует выбору марки и приводит к ней (я испытываю потребность в товаре этого типа и куплю марку А). Способность припомнить является более жестким критерием.
«Приоритетная» известность относится к марке, которая в тесте на способность припомнить называется первой. Она занимает первостепенное положение в сознании потребителя.
Познавательная реакция
изучается по трем
Маркетологи
изучают познавательную
чтобы определить долю марки в сознании покупателей, т.е. долю потенциальных покупателей, называющих определенную торговую марку (или фирму) в качестве первой марки (фирмы), которая приходит в голову в связи с определенной категорией товара;
1. чтобы определить количество раз, когда в тесте на спонтанную способность припомнить марка оказывается на первой, второй или третьей позиции; таким образом устанавливается «тройка» наиболее известных марок, которые являются прямыми конкурентами в сознании потенциальных покупателей;
2. чтобы сравнить наблюдаемые изменения в тесте сопоставления спонтанной известности и известности с поддержкой; некоторые марки и компании плохо запоминаются; хотя они легко узнаваемы, в тесте на спонтанную способность припомнить они получают необычно низкий балл;
3. чтобы сравнить соотношение между показателем известности и долей рынка для каждой марки со средним соотношением для данного рынка: некоторые марки реализуют свою известность лучше, чем другие;
4. чтобы построить одномерную шкалу интервалов, основанную на законе сравнительных суждений (Thurstone, 1959); этот метод используется, чтобы не просто ранжировать марки, но и измерить расстояния между ними по шкале известности;