Изучение потребительского поведения и потребительского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг – это система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Задача маркетинга – не только увеличивать спрос, но и попытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Суть рыночной экономики – производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА 4
1.1 Анализ взаимосвязи потребительского спроса и дохода покупателей Амурской области 4
1.2 Изучение поведения потребителей на рынке г.Благовещенска 6
2 ИЗУЧЕНИЕ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ 12
2.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий г. Благовещенска………………13

2.2 Изучение рынка розничной торговли продуктов питания г.Благовещенска 14
2.3 Изучение рынка парикмахерских услуг г. Благовещенска 16
2.4 Характеристика рынка жилья г. Благовещенска 18
2.5 Изучение рынка фармацевтических товаров г. Благовещенска 19
2.6 Анализ рынка мебели г. Благовещенска 20
2.7 Изучение рынка оргтехники г. Благовещенска 22
3 СОСТОЯНИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

дима практика 2.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

 

         В настоящее  время в связи с ускорением  темпов научно-технического прогресса и социально-экономического развития, усилением конкуренции, расширением ассортимента товаров, усложнением сбыта вследствие превышения предложения над спросом возникла необходимость в такой науке как маркетинг. В переводе с английского маркетинг – это деятельность в сфере рынка.

      Маркетинг – это  система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Задача маркетинга – не только увеличивать спрос, но и попытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Суть рыночной экономики – производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Рыночный способ основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят от самого потребителя. Именно потребитель «голосует» своим рублем «за» или «против» данного товара, тем самым признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Поэтому грамотное планирование производства продукции невозможно без изучения и анализа уже существующего рынка - изучить своих покупателей, конкурентов, посредников , уровень сбыта и цены.

В процессе учебно-ознакомительной практики необходимо закрепить полученные теоретические знания об экономической деятельности организаций, ознакомиться с организациями различных форм собственности, анализировать их хозяйственную деятельность и положение на рынке, изучить рыночные структуры, поведение потребителей на рынке, потребительский спрос, влияние на него доходов покупателей и цен, развить навыки работы с материалами статистики и периодической печати.

 

 

 

Рисунок 1 - Динамика индексов потребительских цен на продукты

                         питания Амурской области

 

Основными элементами рыночного механизма являются цены, спрос и предложение, конкуренция. Рост доходов приводит к увеличению спроса на товары и услуги, а сокращение - к его снижению. Так как потребительский спрос вызывает адекватную реакцию предложения производителей товаров и услуг, то менеджеру организации необходимо постоянно держать под вниманием и анализировать потребительский спрос.

 

 

1.2 Изучение поведения потребителей на рынке г. Благовещенска

 

Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям. Выделяют несколько групп факторов, влияющих на поведение потребителя:

  • экономические и политические (политическая обстановка, экономическое положение);
  • социальные (принадлежность к общественному классу, группе, семья, роли и статусы);
  • культурные и национальные (культура, национальные традиции, географические и природные условия);
  • личностные (возраст, пол, род занятий, образование, образ жизни, материальное положение, тип личности);
  • психологические (мотивация, восприятие, убеждения).

Потребитель располагает свои запросы в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить его потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Полезность товара – это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами.

 

Таблица 2 - Поведение потребителей на рынке г. Благовещенска

Показатели

Виды продукции

1

2

3

4

5

1.Шоколадные конфеты

Черноморочка

Ласточка

Ромашка

Маска

Цена, руб. / 250 г.

40,37

38,77

45,26

51,89

Общая

полезность U ед.

Студент

6

8

3

1

Работающий

5

3

7

9

Пенсионер

4

8

2

1

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Полезность на ден. ед.

Студент

0,149

0,206

0,066

0,019

Работающий

0,124

0,077

0,155

0,173

Пенсионер

0,099

0,206

0,044

0,019

Выбор покупателя

 

Студент

Пенсионер

 

Работающий

2.Карамель

Конти Молочная

Конти Рачки - морячки

Рошен Капри молоко

Рошен Цитрус джус

Цена, руб. / 250 г.

29,33

31,07

33,07

24,30

Общая

полезность U ед.

Студент

5

4

2

9

Работающий

6

7

8

3

Пенсионер

4

3

1

8

Полезность на ден. ед.

Студент

0,170

0,129

0,061

0,370

Работающий

0,205

0,225

0,242

0,123

Пенсионер

0,136

0,097

0,030

0,329

Выбор покупателя

   

Работающий

Студент

Пенсионер

3.Печенье

Амурские

узоры

Благовещенское

Ромашка

Бабушкины сказки

Цена руб. / кг.

83,77

105,20

89,33

93,26

Общая

полезность U ед.

Студент

8

2

7

5

Работающий

2

8

5

6

Пенсионер

7

2

5

3

Полезность на ден. ед.

Студент

0,095

0,019

0,078

0,054

Работающий

0,024

0,076

0,056

0,064

Пенсионер

0,084

0,019

0,056

0,032

Выбор покупателя

Студент

Пенсионер

Работающий

   

4.Вафли

Молочные

Сказка

Южные

Артек

Цена, руб. / 360 г.

49,50

59,55

46,18

45,65

Общая

полезность U ед.

Студент

6

2

8

9

Работающий

7

9

5

4

Пенсионер

4

1

6

7

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Полезность на ден. ед.

Студент

0,121

0,034

0,173

0,197

Работающий

0,141

0,151

0,108

0,088

Пенсионер

0,081

0,017

0,130

0,153

Выбор покупателя

 

Работающий

 

Студент

Пенсионер

5.Колбасные изделия

Останкинская

Докторская

Куриная

Краковская

Цена руб. / кг.

274,91

284,76

207,10

302,29

Общая

полезность U ед.

Студент

4

3

7

2

Работающий

6

7

4

8

Пенсионер

5

9

6

1

Полезность на ден. ед.

Студент

0,015

0,011

0,034

0,006

Работающий

0,022

0,025

0,019

0,026

Пенсионер

0,018

0,032

0,028

0,003

Выбор покупателя

 

Пенсионер

Студент

Работающий

6.Рыба

Сельдь

Навага

Камбала

Горбуша

Цена руб. / кг.

62,40

69,60

75,09

90,00

Общая

полезность U ед.

Студент

8

7

4

1

Работающий

2

5

7

9

Пенсионер

8

6

3

1

Полезность на ден. ед.

Студент

0,128

0,101

0,053

0,011

Работающий

0,032

0,072

0,093

0,100

Пенсионер

0,128

0,086

0,041

0,011

Выбор покупателя

Студент

Пенсионер

   

Работающий

7.Сыр

Российский

Витязь

Гауда

Голландский

Цена руб. / кг.

246,00

237,60

288,00

267,36

Общая

полезность U ед.

Студент

6

8

1

3

Работающий

4

2

9

7

Пенсионер

5

7

1

2

Полезность на ден. ед.

Студент

0,024

0,034

0,003

0,011

Работающий

0,016

0,008

0,031

0,026

Пенсионер

0,020

0,029

0,003

0,007

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Выбор покупателя

 

Студент

Пенсионер

Работающий

 

 

Анализ поведения потребителей на рынке проводился на базе магазина «Копеечка». При изучении потребительского поведения мы использовали 3 возрастных категории граждан: студенты, работающие и пенсионеры. Проанализировав поведение потребителей на рынке, сделаем вывод.

У потребителя в юношеском возрасте (16-24лет) основным доходом может является стипендия, помощь родителей или какая-либо подработка и составляет примерно 7000 рублей. Поэтому студент будет выбирать продукты по более низким ценам и в ограниченном количестве. Всего затраты на одну покупку составят 700 рублей (сумма продуктов: шоколадные конфеты Ласточка 250г (38,77 руб), карамель Рошен Цитрус джус 250г (24,30 руб), печенье Амурские узоры (83,77 руб/кг), вафли Артек 360г (45,65 руб.), колбаса Куриная (207,10 руб/кг), рыба Сельдь (62,40 руб/кг), сыр Витязь (237,60 руб/кг)).

У пожилых людей, обычно доходом является только пенсия, которая составляет порядка 9000 рублей. Пенсионер выбирает определённые продукты питания по средней или низкой цене. Сумма его затрат составит около 780 рублей за покупку (сумма продуктов: шоколадные конфеты Ласточка 250г (38,77 руб), карамель Рошен Цитрус джус 250г (24,30 руб), печенье Амурские узоры (83,77 руб/кг), вафли Артек 360г (45,65 руб.), колбаса Докторская (284,76 руб/кг), рыба Сельдь (62,40 руб/кг), сыр Витязь (237,60 руб/кг)).

Иначе обстоит дело со взрослым населением (25-45). Доход у данного слоя населения значительно больше, чем у других возрастных групп, и составляет около 25 тыс. руб. Работающий человек может позволить себе продукты в зависимости от своих предпочтений. Сумма его затрат за одну покупку будет около 950 рублей (сумма продуктов: шоколадные конфеты Маска 250г (51,89 руб.), карамель Рошен Капри 250 г. (33,07 руб.), печенье Благовещенское (105,20 руб/кг), вафли Сказка 360 г. (59,55 руб.), колбаса Краковская (302,29 руб/кг), рыба Горбуша (90 руб/кг), сыр Гауда (288 руб/кг)).

Итак, потребности в продуктах питания пожилого человека и студента немного сходны, так как количество денег, которыми они располагают, примерно одинаково. Пенсионер не может потратить больше по той причине, что ему необходимо платить и за коммунальные услуги, и за медицинское обслуживание. А студентам хотя и не надо оплачивать коммунальные услуги, существует множество развлечений и других соблазнов, которые тоже стоят денег. Взрослое население может тратить намного больше денежных средств на продукты питания, так как активно работает и хорошо зарабатывает.

 

2 Изучение рыночных структур и отдельных рынков

 

 

Рынок – вся совокупность экономических отношений между людьми по поводу купли – продажи. Рассматривая рынок, общество для более четкого восприятия вводит углубленную его классификацию, которая производится по 3 основным направлениям:

а) по объектам купли-продажи, то есть рынки подразделяют по тому, что предлагается потребителю, что является объектом продажи;

б) по типу потребителя, когда рынок подразделяется в зависимости от того, кто выступает в качестве покупателя товара (услуги);

в) по типу конкуренции, когда рынок подразделяется в зависимости от того, кто выступает в качестве продавца товара или услуги с точки зрения способности его влиять на процесс ценообразования.

Наиболее емкую классификацию рынка представляют по объектам купли-продажи. По данному признаку он делится на рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы. В свою очередь, рынок товаров целесообразно подразделить на рынок предметов потребления, то есть тех товаров, которые предназначены для личного потребления, и на рынок средств производства, то есть тех товаров, которые используются в производственном процессе для создания других, более сложных товаров.

Эволюция развития рынка связана с тенденцией насыщения его товарами, повышением уровня достаточности населения и в связи с этим повышением требований к качеству товаров. Особое внимание фирмы стали уделять таким элементам как комплексное изучение требований рынка, политика ценообразования, сегментирование рынка, повышение эффективности производства. Залогом коммерческого успеха фирмы является определение потребностей рынка по профилю выпускаемой ею продукции и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более результативными способами, нежели у конкурентов.

 

 

2.1 Анализ рынка хлебобулочных  изделий г. Благовещенска

 

 

 

В Амурской области насчитывается более 200 предприятий разных организационно-правовых форм. Преобладают предприятия с частной формой собственности, относящиеся к малому и среднему бизнесу, крупное промышленное хлебопечение отсутствует. Рынок хлебобулочных изделий насыщен, изделия представлены в широком ассортименте, объемы производства в полной мере покрывают потребности населения области в продукции данной группы.

 

Таблица 3 - Рынок хлебобулочных изделий г. Благовещенска

Ассортимент изделий

Наименование предприятий

ООО«Амурский хлеб»

ИП Кулахзян

ИП Мурадян

ИП Арутюнян

 

Цена, руб.

Хлеб

Столичный

14,50

14,50

14,90

14,30

С отрубями

14,70

13,30

14,00

14,00

Бородинский

16,30

15,80

14,70

14,70

Батон

Нарезной

15,20

14,00

14,10

14,10

Молочный

16,50

-

-

16,30

Плетенка с маком

13,40

13,00

13,30

13,30

Французский

16,50

16,00

16,70

16,80

Булочки

Сдобная

9,20

9,00

9,00

9,00

Обсыпная

19,80

-

18,20

18,30

С курагой

15,00

14,00

14,20

14,20

Пирожные

Корзинка

17,90

17,30

17,30

17,50

Картошка

18,90

18,00

18,00

18,00

Заварное

20,50

20,60

20,00

21,00


 

По данным, приведенным в таблице можно сделать вывод, что самые низкие цены у поставщиков ИП Кулахзян и ИП Арутюнян. Это можно объяснить тем, что производитель находится в городе Благовещенске, поэтому особых затрат на транспортировку он не несет.

Спрос на хлебобулочные изделия постоянно высок, так как хлеб является продуктом первой необходимости. За последние годы появилось огромное количество малых пекарен, ассортимент которых в основном одинаков. Но предпочтения потребителей разнятся. Все зависит от качества продукция, от ее стоимости и ассортимента.

 

           2.2 Изучение рынка розничной торговли продуктов питания

                Г. Благовещенска

 

 

            Рынок розничной торговли продуктов питания представлен огромным числом организаций и частных предпринимателей. Очень многие продуктовые магазины располагаются внутри жилых комплексов, представляя пошаговую пространственную услугу потребителям. Развивается сеть супермаркетов, представляющих широкий ассортимент продукции и высокий уровень сервиса.

 

Таблица 4 - Рынок розничной торговли продуктов питания г. Благовещенска

Ассортимент продукции

Наименование розничных магазинов

Кэш энд Кэрри

Копеечка

Максима

Нащ

универсам

1

2

3

4

5

6

Показатель

Вид продукции

Цены, руб.

Мука

Алейка, кг

20,70

22,20

19,20

21,90

Алтайская, кг

15,00

18,30

20,60

21,10

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

Молочные

Сметана, 250 г.

23,00

23,99

29,00

28,80

Творог, 250г.

41,80

43,50

44,26

-

Молоко, 1 л.

33,70

36,06

34,80

34,20

Йогурт «Азбука», 250 г.

24,00

25,18

24,33

24,00

Колбасные

Молочная, кг

235,20

239,40

251,10

237,80

Докторская, кг

230,10

234,35

247,30

232,20

Студенческая, кг

187,50

190,90

192,00

189,00

Сыр

Витязь, кг.

227,50

239,90

243,50

235,60

Российский, кг.

224,20

246,00

251,30

234,30

Голландский, кг

248,50

267,40

368,90

258,90

Крупы

Гречка, кг.

35,50

37,26

38,50

36,60

Рис, кг.

33,30

34,20

36,10

34,00

Манная, 800г

21,10

20,40

22,70

22,90

Макароны

Весовые, 900 г

36,70

39,10

38,50

36,90

«Макфа», 400 г

23,40

26,23

26,00

22,50

«Ролтон» яичная, 250 г

35,10

36,00

35,90

35,60

Масло

подсолнечное

«Золотая семечка», 1л

67,30

68,50

69,70

66,20

Конфеты

«Птичье молоко», 300 г

72,50

73,50

79,50

72,70

Сахар

Песок, кг

35,10

39,50

40,60

36,20

Рафинад, 500 г

30,50

31,76

32,80

30,90

Соль

«Белоснежка»,кг

11,90

13,25

14,80

11,20

Информация о работе Изучение потребительского поведения и потребительского спроса