Изучение потребительского поведения и потребительского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг – это система организации производственно-сбытовой деятельности предприятия, социально-ориентированная на конечного потребителя товаров и услуг. Задача маркетинга – не только увеличивать спрос, но и попытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Суть рыночной экономики – производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА 4
1.1 Анализ взаимосвязи потребительского спроса и дохода покупателей Амурской области 4
1.2 Изучение поведения потребителей на рынке г.Благовещенска 6
2 ИЗУЧЕНИЕ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР И ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКОВ 12
2.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий г. Благовещенска………………13

2.2 Изучение рынка розничной торговли продуктов питания г.Благовещенска 14
2.3 Изучение рынка парикмахерских услуг г. Благовещенска 16
2.4 Характеристика рынка жилья г. Благовещенска 18
2.5 Изучение рынка фармацевтических товаров г. Благовещенска 19
2.6 Анализ рынка мебели г. Благовещенска 20
2.7 Изучение рынка оргтехники г. Благовещенска 22
3 СОСТОЯНИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

дима практика 2.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

Пищевая промышленность, одна из отраслей наиболее зависимых, как от платежеспособного спроса населения, так и от местной сырьевой базы.

В настоящее время внутренний рынок продовольственных товаров в Амурской области характеризуется насыщенностью, отсутствием физического дефицита, высокой конкуренцией на рынке пищевой продукции, которая проявляется не только между российскими и зарубежными товарами, но и среди местных производителей.

Всего на 01.01.2012 по области зарегистрировано 350 предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с производством пищевой продукции, на 2% меньше по сравнению с 2010 годом. Доля крупных предприятий от общего количества составляет порядка 20%.

Пищевая промышленность Амурской области представлена следующими крупными отраслями – пищевкусовая, мясная и молочная, кроме того, имеется мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.

В области не производятся и полностью ввозятся сахар, соль, чай, кофе, коньяк, продукты детского питания.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в целом работали устойчиво. Объем отгруженной продукции по пищевой и перерабатывающей отрасли составил 10126,6 млн. рублей, что на 3,5% больше чем 2010 году.

По итогам работы в 2011 году увеличено производство мяса и субпродуктов 1 категории на 14,7%, масла сливочного – на 4,9%, творога – на 14,5%, кондитерских изделий – на 6,5%, крупы – на 16,4%, комбикормов – на 7,8%.

Снижено производство муки, колбасных и макаронных изделий, цельномолочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, водки и пива, что обусловлено уменьшением потребительского спроса и конкурентоспособностью выпускаемой продукции.

Индекс производства составил 98,6%. Основными причинами падения производства являются трудности с количеством и качеством сырьевых ресурсов, а также потеря определенных каналов сбыта.

Однако по отдельным позициям наблюдалась положительная динамика. Причем на производство некоторых видов пищевой продукции в нашей области оказывают влияние общероссийские тенденции, связанные с изменением структуры питания россиян и уходом от домашнего приготовления определенных продуктов. Именно этим определяется долгосрочный тренд к увеличению производства мясных полуфабрикатов и мучных кондитерских изделий.

Суммарный объем государственной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности в 2011 г. составил порядка 90 млн.руб. Основным видом поддержки является возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам – 65 млн.руб.

Кроме этого, в 2011 г. предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности получили субсидии по следующим направлениям: закуп мяса у амурских сельхозпроизводителей, сбор молока в ЛПХ, доставка комбикормов в северные районы области, удешевление хлебопекарного оборудования.

 

Таблица 10 - Производство пищевых продуктов предприятиями всех форм собственности Амурской области за 2010-2011годы

Показатели

2010 г

2011 г

2011 к 2010, %

1

2

3

4

Мясо, включая субпродукты 1 категории, всего, т

19483,8

19744,6

101,3

Колбасные изделия, т

6806,7

7740

113,7

Цельномолочная продукция, т

85458

61940

72,5

Масло животное, т

840,7

550,2

65,4

Сыры, всего, т

360,5

361,9

100,4

Масло растительное, т

21196

20294

95,7

Кондитерские изделия, т

15777,9

16570,6

105

Хлебобулочные изделия, т

49382,1

49397

100

Макаронные изделия, т

4038,8

3994,3

98,9

Крупа, тонн т

2766,5

3900

140,9

Комбикорм, т

129353

147902

114,3

Консервы, всего, тыс.усл.банок

30515,3

25520

83,6

Водка и ликероводочные изделия, тыс.дкл

57,4

56

97,6

Пиво, тыс.дкл

86,4

84,2

97,5

Безалкогольные напитки, тыс.дкл

2575,3

2578

100,1

Минеральная вода, тыс.полулитров

69065

69080

100

Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные,т

469,7

575,5

122,5


 

Мясная промышленность. В настоящее время в Амурской области работают 7 мясоперерабатывающих предприятий, производящих большой ассортимент мясной и колбасной продукции, и более 10 предприятий, специализирующихся на производстве мясных полуфабрикатов. Крупнейшими специализированными предприятиями, имеющими свои цеха по забою скота и птицы, являются ОАО «Мясокомбинат» и ООО «Амурский бройлер».  Основным производителем мяса в области (87% от областного объема) является динамично развивающееся предприятие - ООО «Амурский бройлер». Это крупнейший производитель куриного мяса на Дальнем Востоке, поэтому рынки сбыта его продукции не только Амурская область, но и Республика Саха (Якутия), Хабаровский и Приморский края. Кроме мяса птицы предприятие выпускает свыше 20 наименований колбасных изделий, широкий ассортимент мясных полуфабрикатов. С 2006г. выпускаться охлажденная продукция, не подвергающаяся заморозке. Крупнейшими в области производителем колбасных изделий, продуктов из мяса являются ОАО «Мясокомбинат», ООО «Мясной дом», ИП Романов ООО «ПТК «МиС». Значительный вклад (более 50 %) в производство колбасных изделий вносит малый бизнес.

По итогам работы мясоперерабатывающей отрасли в 2011 г. наибольший рост объемов производства наблюдался по полуфабрикатам – 15,3%, по производству мяса и субпродуктов птицы – 12,7%. Незначительное снижение производства колбасных изделий в сравнении с 2010 г. было ожидаемо, поскольку на рынке области в 2009 г. массово появилась продукция якутских и приморских производителей. С приходом на рынок Амурской области продукции якутских и приморских производителей наши мясопереработчики в 2009 г. потеряли 26% объемов производства. Низкие цены на завозимую продукцию негативно отразились на объемах продаж колбасных изделий местных производителей. В настоящее время эта ситуация выравнивается, амурские переработчики возвращают утерянные позиции за счет качества производимой продукции. Тот факт, что в мясной продукции амурских переработчиков ежегодно увеличивается доля использования местного сырья высокого качества, позитивно влияет на увеличение объемов производства и реализацию колбасных изделий и мясных деликатесов. Если в среднем доля использования местного сырья в производстве продукции всех амурских мясоперерабатывающих предприятий составляет около 40%, то такие предприятия, как ООО ПК «Партизан» и ООО «Амурский бройлер», 100% работают на собственном сырье. Выпуск мяса, включая субпродукты 1 категории в 2011 г. составил 19744,6 тонн. В целом за 2000-2011гг. динамика производства мяса – положительная, рост составил более 200 %. Выпуск колбасных изделий – 7740 тонны. В структуре производства колбасных изделий преобладают вареные колбасы – 46,7 %, далее полукопченые колбасы – 27,7 %, сосиски и сардельки – 14,8 %. В целом за 2000-2011гг. динамика производства колбасных изделий положительная, рост составил 400 %.

С целью развития мясного животноводства и обеспечения мясоперерабатывающей промышленности качественным сырьем в необходимом количестве в области работает программа по развитию мясного животноводства. Благодаря выделению государственной поддержки в г. Свободном (ИП Романова) в октябре 2011 г. был введен в эксплуатацию цех по убою скота на 20 голов и первичной переработке мяса. С вводом данного объекта мощность по промышленному забою скота увеличилась на 20%. Из бюджета области субсидировано 95% стоимости цеха. На перспективу в местах массового нахождения товарного скота еще в трех районах области планируется установить модульные хладобойни.

Молочная промышленность. На территории Амурской области создана современная молокоперерабатывающая отрасль, насчитывающая 8 предприятий, 2 из которых введены в эксплуатацию в 2011 г.:

    • СПСК «Амурские Зори» (г. Свободный) мощностью 8 т/сут;
    • ООО «Райчихинский молочный завод» (г. Райчихинск) мощностью 4 т/сут.

С вводом этих объектов завершена работа по созданию на территории области базовой конфигурации молокоперерабатывающих мощностей, что позволяет вести закуп молока во всех районах области, обладающих необходимой сырьевой базой. Из бюджета области субсидировано 95% стоимости цехов. В результате ввода в эксплуатацию заводов увеличено количество населенных пунктов по сбору молока в ЛПХ.

Ведущее предприятие отрасли - ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», на долю которого приходится более 50% перерабатываемого в области сырого молока, признано в 2011 г. победителем трудового соревнования среди предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области. Выпускается более 60 наименований продукции, в 2011 году продолжили работу по расширению ассортимента выпускаемой продукции:  расширили линейку молочных коктейлей.

Молочная промышленность продемонстрировала в 2011 г. разнонаправленную динамику по отдельным группам продукции. При снизившемся на 12% объеме цельномолочной продукции увеличилось производство масла сливочного на 8% , кисломолочной продукции на 8%. Снижение в 2011 г. базового показателя определяется влиянием негативных факторов как со стороны сырьевого рынка, так и рынков сбыта готовой продукции. Общий объем сырого молока, поступившего в 2011 г. на перерабатывающие предприятия, области на 3,5% меньше, чем в 2010 г., что явилось следствием аномальных погодных условий, а также активизации альтернативных каналов сбыта сырого молока. Кроме того, переработчики потеряли достаточно большие объемы поставок молочной продукции по государственным закупкам.

На территории области продолжается реализация программы «Школьное молоко», в 2011 году произведено и поставлено образовательным учреждениям области около 1,5 тыс. тонн этой продукции, что в 2,5 раза больше чем в 2010 году (фасовки 0,2 л.). В целом в молочной промышленности очень высока конкуренция, как между местными изготовителями, так и предприятиями других регионов. Основными факторами в конкурентной борьбе являются цена, ассортимент, современная упаковка, позволяющая увеличить сроки хранения продукции. К сожалению, многим нашим молокозаводам требуется техническое перевооружение и модернизация на базе передовых технологий, чтобы они могли конкурировать с лидерами отрасли.

В 2011г. производство цельномолочной продукции составило 61940 тонн. В структуре цельномолочной продукции основная доля приходится на цельное молоко – 39,6 %, кисломолочная продукция составляет 20,4 %. Динамика производства цельномолочной продукции за период 2000-2011гг. положительная, рост составил более 300 %.

Основное производство сыра в области (88,5 %) сосредоточено в ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский». В 2007 г. завершена реконструкция сырного цеха ОАО «Маслосыркомбинат Серышевский» и предприятие возобновило выпуск твердых сычужных сыров. В 2011г. производство сыров составило 361,9 тонн, что на 0,4 % больше, чем в 2010г. Основная доля производства сыров пришлась на сыры твердые – 50,2 %, сыры плавленые составили 44,4 % от общего объема.

Исходя из специализации Амурской области на выращивании сои, наиболее быстрыми темпами в последние годы развивалась переработка именно этой культуры. Основным направлением переработки сои является маслоэкстракционное производство. Ведущее предприятие Амурской области ООО «Амурагроцентр» является одним из крупнейших в стране производителей соевых продуктов (масло, шрот, лецитин). При этом амурское соевое масло нашло спрос не только на потребительском рынке, но и в качестве сырья при производстве других пищевых продуктов (майонезов, рыбных консервов, пищевых концентратов). С введением в эксплуатацию в 2004г. маслоэкстракционного цеха мощностью 300 т сои в смену, ООО «Амурагроцентр» стал основным производителем соевого масла в области (99 % от общих объемов). Цех оснащен высокоэффективным оборудованием, налажен выпуск рафинированного, дезодорированного соевого масла под торговой маркой «Знатное» и шрота соевого кормового, который является очень ценным белковом сырьем для комбикормов. Более 90% продукции предприятия реализуется за пределами области.

Основным производителем кондитерских изделий в области является ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», доля которой в общеобластном выпуске кондитерских изделий в 2011г. составила 69 %. Продукцию фабрики, ассортимент которой включает около 200 наименований (конфеты, пастило - мармеладные изделия, драже, ирис, вафли, печенье, галеты, крекеры), знают и любят во многих регионах Дальнего Востока.  В 2011г. общий объем производства кондитерских изделий увеличился на 5 % к 2010г и составил 16570,6 тонн. Наблюдается стабильный рост производства мучных кондитерских изделий, так за период 2000-2011гг. объем производства этой группы кондитерских изделий вырос в 2 раза.

Хлебопекарная отрасль Амурской области насчитывает более 200 предприятий разных организационно-правовых форм. Преобладают предприятия с частной формой собственности, относящиеся к малому и среднему бизнесу, крупное промышленное хлебопечение отсутствует. В настоящее время ведущими предприятиями в отрасли являются ИП Кулахсзян П.Р., ООО «МиС-Пекарь», ЗАО «Белогорский хлеб», ООО «Леодр». В целом за последнее десятилетие отмечен устойчивый тренд на снижение количества хлебопекарных предприятий. Рынок хлебобулочных изделий насыщен, изделия представлены в широком ассортименте, объемы производства в полной мере покрывают потребности населения области в продукции данной группы (за исключением лечебно-профилактических изделий).

В 2011 г. объем производства хлеба и хлебобулочных изделий составляет 49397 тонн, он снизился на 4%, что соответствует общероссийской тенденции, связанной с замещением в структуре питания населения хлебобулочных изделий на мучные кондитерские. Основными проблемами хлебопекарной отрасли являются: недозагрузка производственных мощностей и низкая рентабельность производства, не позволяющая предприятиям провести модернизацию и соответствовать современным техническим требованиям. В 2011 г. продолжилась начатая годом ранее работа по техническому переоснащению ведущих хлебопекарных предприятий области, осуществляемая при поддержке из областного бюджета. На эти цели в 2011 году из областного бюджета было выделено 2,5 млн. рублей. В результате 7 предприятий провели частичную модернизацию производства, приобретено 30 ед. оборудования.

Информация о работе Изучение потребительского поведения и потребительского спроса