Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа
Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека. Основой формирования и управление товарным ассортиментом является предложение на рынок такого товара, который удовлетворяет потребности и приносит прибыль для дальнейшего развития предприятия. Особенную значимость ассортиментная политика приобретает в условиях существующей жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности управления ассортиментом производимых товаров зависят все экономические показатели.
Рисунок 7 - Схема финансового цикла
Однако если дефицита оборотных
средств нет и длина
Для того чтобы получить целостное представление об ассортиментной группе, набор выбранных количественных критериев для оценки ассортимента необходимо дополнять качественными характеристиками. В таблице 1 приведен набор количественных и качественных критериев для одного производственного предприятия.
Таблица 1 - Количественные и качественные критерии для комплексного анализа ассортимента
Показатель |
Влияние на привлекательность товарной группы |
Емкость рынка |
Рост — положительное влияние |
Темп прироста рынка |
Рост — положительное влияние |
Степень насыщения рынка |
Рост — отрицательное влияние |
Объем продаж в среднем за месяц |
Рост — положительное влияние |
Процент наценки |
Рост — положительное влияние |
Средняя оборачиваемость |
Рост — положительное влияние |
Прибыль на вложенные средства |
Рост — положительное влияние |
Сезонность спроса |
Наличие — отрицательное влияние |
Эластичность спроса |
Наличие — отрицательное влияние |
Внутренняя конкуренция (аналогичные товары) |
Наличие — отрицательное влияние |
Профильность (соответствие ассортиментной линейке) |
Соответствие — положительное влияние |
Наличие каналов распределения |
Наличие — положительное влияние |
Доступ к каналам влияние распределения |
Наличие — положительное влияние |
Наличие местных поставщиков |
Наличие — положительное влияние |
Уровень вертикальной интеграции с поставщиками |
Наличие — положительное влияние |
Интенсивность конкуренции среди поставщиков |
Рост — положительное влияние |
Наличие и величина отсрочки по оплате от поставщика |
Наличие — положительное влияние |
Существование более крупных или равных конкурентов |
Наличие — отрицательное влияние |
Интенсивность конкуренции |
Рост — отрицательное влияние |
Степень специализации конкурентов |
Рост — положительное влияние |
Лояльность покупателей |
Рост — положительное влияние |
Наличие товаров-заменителей |
Наличие — отрицательное влияние |
Уровень внутренней интеграции |
Наличие — положительное влияние |
Специализация оборудования |
Рост — отрицательное влияние |
Загруженность мощностей |
Рост — положительное влияние |
Обеспечение достаточной мощности поставок в пиковый период |
Наличие — положительное влияние |
Оценка руководителя (соответствие стратегическим целям) |
Соответствие — положительное влияние |
Патенты и интеллектуальная собственность |
Наличие — положительное влияние |
3ащита со стороны государства |
Наличие — положительное влияние |
Государственные ограничения |
Наличие — отрицательное влияние |
Как видно, критериев для оценки ассортимента (как количественных, так и качественных) существует довольно много. Однако нет необходимости пытаться рассчитать и учесть их все, такой расчет не вносит ясности, а, наоборот, только дезориентирует. Поэтому процесс оптимизации структуры ассортимента все же следует начинать с определения целей компании, и уже на основании этих целей производить выбор наиболее значимых для компании в данный момент критериев оценки, которые дадут целостное представление о работе с ассортиментом. /3/
ОАО «Могилевский мясокомбинат» - одно из крупнейших предприятий мясной промышленности Беларуси. Он зарегистрирован как открытое акционерное общество 30 января 2002 г. Предприятия находится в частной форме собственности. Уставный фонд предприятия на 1 января 2011г. составляет 15555 млн. руб. Он распределён следующим образом: государство – 97,5 %, частные лица – 2,5 %. Государственным органом, уполномоченным управлять имуществом предприятия, является комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома. Среднесписочная численность работающих в 2011 г. составила 1153 человек, что позволяет отнести ОАО «Могилёвский мясокомбинат» к группе крупных предприятий.
ОАО «Могилёвский мясокомбинат» занимается комплексной переработкой сельскохозяйственного скота и выпускает следующие виды продукции:
Основные показатели развития ОАО «Могилёвский мясокомбинат» в 2010 г. представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные показатели развития предприятия
Наименование показателей |
Единица измерения |
Значение |
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах |
% |
102,1 |
Темп роста потребительских |
% |
100,5 |
Экспорт продукции |
тыс. долл |
27783 |
Импорт продукции |
тыс. долл |
9214 |
Сальдо внешнеторгового баланса |
тыс. долл |
18569 |
Прибыль от реализации |
млн. руб |
8359 |
Чистая прибыль |
млн. руб |
5381 |
Рентабельность |
% |
3,3 |
Продолжение таблицы ___ |
||
Инвестиции |
млн. руб. |
4985 |
Запасы готовой продукции |
млн. руб. |
4390 |
Уд. вес запасов к среднемесячному объёму производства |
% |
20,0 |
Средняя заработная плата |
тыс. руб. |
1302,1 |
Темп роста производительности труда |
% |
102,1 |
Коэффициент ликвидности |
2,0 | |
Коэффициент обеспеченности СОС |
0,5 |
Распределение продукции ОАО «Могилёвский мясокомбинат» по рынкам сбыта представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 – Рынки сбыта предприятия
Преобладающая часть продукции реализуется на территории Республики Беларусь. Конкурентами ОАО «Могилёвский мясокомбинат» в первую очередь являются другие мясокомбинаты области и республики в целом. На местном рынке - это, прежде всего, предприятия области – Бобруйский мясокомбинат, ИП «Белатмит» (г. Быхов). На рынке г. Минска конкурентами выступают Минский, Гродненский мясокомбинаты и другие предприятия отрасли.
Сырьевой зоной для
работы мясокомбината являются сельскохозяйственные
предприятия Могилёвской
Основными источниками финансирования производственной деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат» является прибыль, выручка от основной деятельности и краткосрочные кредиты.
Состав отдела маркетинга
и внешнеэкономической
Таблица 3 - Отдел маркетинга и ВЭД ОАО «Могилёвский мясокомбинат»
Ф.И.О. |
Занимаемая должность |
Образование, специальность, законченное учебное заведение |
Период работы в отделе маркетинга и ВЭД |
Исаченко Т.И. |
Начальник ОМ и ВЭД |
высшее, Могилевский технологический институт, инженер-технолог (1979 г.) |
с 19.11.04.г. |
Башаримов Н.Ф. |
специалист ОМ и ВЭД |
высшее, Могилевский технологический институт, инженер-механик (1987 г.) |
с 18.12.03 г. – начальник ОМ, с 01.03.05 г. – специалист ОМ и ВЭД |
Руммо Ю. |
специалист ОМ и ВЭД |
высшее, БСХА радиолог (2005 г.) |
с 01.08.2005 г. |
Басова Н. |
специалист ОМ и ВЭД |
среднее-специальное, Могилевский химико-технологический техникум, техник-технолог (1996 г.) |
с 21.02.05 г. |
Мельник И.А. |
специалист ОМ и ВЭД |
высшее, Могилевский технологический институт, инженер-механик (1989 г.) |
с 19.05.06 г. |
Ногих О. |
специалист ОМ и ВЭД |
высшее, УО Могилевский государственный технологический университет, экономист-менеджер |
с 21.01.08 г. |
Анкетирование проводилось с целью изучения мнения потребителей мясных продуктов по следующим вопросам:
Если оценить сегмент рынка, представленный жителями г. Могилёва, в 450000 человек и долю потребителей, предпочитающих продукцию ОАО «Могилёвский мясокомбинат», в 60 %, то размер выборки можно рассчитать следующим образом:
Таким образом, приняв величину доверительной вероятности равной 92 %, можно с относительно высокой точностью определить мнение потребителей по изучаемым вопросам посредством анкетирования 150 человек.
Экземпляр анкеты, используемой в проведённом маркетинговом исследовании, представлен в Приложении А.
Оценивая половозрастную структуру опрошенных респондентов, следует отметить, что большинство из них (91%) составляли женщины. Возрастная структура имеет вид:
Ежемесячный доход 45 % участников анкетирования составляет менее 1 млн. руб., 36 % участников имеют доход от 2 до 3 млн. руб. и 18 % - от 3 до 6 млн. руб.
Все респонденты отметили, что приобретали продукцию ОАО «Могилёвский мясокомбинат», из них сырокопчёные и варёно-копчёные колбасы приобретали 64 % опрошенных, пельмени - 45 %, копчёности - 55 %, субпродукты - 18 %, вареные колбасы - 82 %, фарш и сырые колбасы - 27 %, полуфабрикаты - 36 %, сосиски и сардельки приобретали все 100 % принявших участие в анкетировании. При этом претензии к качеству продукции возникали у 18 % опрошенных.
Все участники анкетирования отметили, что они удовлетворены ассортиментом продуктов ОАО «Могилёвский мясокомбинат».
Размер одной покупки варьируется в зависимости от вида товара:
73 % участников анкетирования
отметили, что они предпочитают
колбасы в натуральной
28 % опрошенных сталкивались
с отсутствием в продаже
Оценивая вероятность покупки мясного продукта, с которым участники анкетирования ещё не сталкивались, 55 % отметили, что готовы приобрести новый продукт, если цена его не будет слишком высокой, 18 % опрошенных сначала постараются найти больше информации о новом продукте, а затем примут решение о покупке. И 27 % опрошенных отметили, что не приобретут новый товар до тех пор, пока им его не посоветует человек, к мнению которого они прислушиваются.
Частота покупок мясных продуктов распределилась следующим образом:
В ближайшем году 55 % респондентов планируют приобретать больше фарша и сырых колбас, 36 % - сырокопчёных и варёно-копчёных колбас, субпродуктов планируют увеличить потребление 27 %, по 27 % опрошенных планируют покупать больше варёные колбасы и сосиски, больше копчёностей собираются покупать 9 % и 9 % опрошенных считают, что в ближайшем году увеличат количество приобретаемого свежего мяса.
Информация о работе Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии