Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа
Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека. Основой формирования и управление товарным ассортиментом является предложение на рынок такого товара, который удовлетворяет потребности и приносит прибыль для дальнейшего развития предприятия. Особенную значимость ассортиментная политика приобретает в условиях существующей жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности управления ассортиментом производимых товаров зависят все экономические показатели.
В то же время 55 % опрошенных
собираются в ближайшем году покупать
меньше пельменей, 45 % собираются снизить
потребление сосисок и
Оценивая решающий фактор, влияющий на выбор мясных продуктов, 64 % участников анкетирования выделили состав и сорт продукта и 36 % - цену.
64 % опрошенных чаще всего приобретают мясные продукты в специализированном мясном магазине, 27 % - в супермаркетах и 9 % - в небольших магазинах.
Мнения потребителей о том, какую сумму денег они готовы потратить за 1 кг продукта, представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Мнения участников анкетирования о допустимой цене мясных продуктов
Мясные продукты |
Допустимая цена | |||
До 30 000 руб. |
35 000 - 50 000 руб. |
55 000 - 80 000 руб. |
Более 80 000 руб. | |
Сырокопчёные и варёно-копчёные колбасы |
9% |
82% |
9% | |
Пельмени |
91% |
9% |
||
Копчёности |
27% |
45% |
27% | |
Вареные колбасы |
27% |
73% |
||
Сосиски и сардельки |
18% |
73% |
||
Фарш и сырые колбасы |
9% |
64% |
27% |
|
Полуфабрикаты |
27% |
55% |
18% |
|
Субпродукты |
91% |
9% |
Таким образом, за 1 кг. сырокопчёной или варёно-копчёной колбасы большинство потребителей (82 %) готовы заплатить от 55000 до 80000 руб. Допустимой ценой за 1 кг. пельменей большинство потребителей (91 %) считает цену до 30000 руб. За 1 кг. копчёностей почти половина (45 %) потребителей готова заплатить от 55000 до 80000 руб., 27 % считают, что предельной ценой является цена от 35000 до 50000 руб., и 27 % опрошенных готовы за 1 кг. копчёностей отдать более 80000 руб. 73 % опрошенных считают оптимальной ценой варёных колбас и сосисок цену от 35 000 до 50 000 руб. за 1 кг. Около половины опрошенных считают, что цена на фарш, сырые колбасы и полуфабрикаты должна находиться в интервале от 35000 до 50000 руб. 91 % опрошенных не готовы потратить на 1 кг. субпродуктов более 30000 руб.
Выражая своё мнение относительно использования соевого белка и другого растительного сырья в составе мясных продуктов, 64 % опрошенных высказались против использования растительного сырья, 27 % занимают нейтральную позицию и 9 % высказали положительное мнение.
Степень значимости для потребителей разных свойств мясных продуктов представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Значимость для потребителей свойств мясных продуктов
Потребительские свойства |
Степень значимости, % |
Состав |
93 |
Вкус |
91 |
Запах |
89 |
Срок хранения |
84 |
Цвет |
82 |
Цена |
71 |
Торговая марка |
69 |
Упаковка |
67 |
Оценивая мясные продукты, потребители наибольшее внимание уделяют составу продукта и его вкусу, меньше всего на мнение потребителей о товаре влияет упаковка и торговая марка.
Выражая своё мнение о продуктах из нетрадиционных видов мяса, 68 % респондентов отметили, что готовы купить мясные изделия из крольчатины, 36 % согласились бы купить продукты из мяса страуса и баранины, 27 % - из индейки и 18 % опрошенных готовы приобрести изделия из мяса утки.
Наблюдение в маркетинговых
исследованиях представляет собой
метод сбора первичной
Наблюдение проводилось
в фирменном магазине ОАО «Могилёвский
мясокомбинат», т.к. широкий ассортимент
различных товарных групп мясных
продуктов в сочетании с
В наблюдении приняло участие 142 покупателя. По результатам наблюдения можно сделать вывод, что типичным покупателем мясных продуктов в специализированном мясном магазине является женщина либо семейная пара в возрасте старше 30 лет.
18 % потребителей не совершили покупку, т.к. в отделе, где продаются субпродукты, не оказалось необходимого им товара.
Большинство
покупателей приобретали
Масса одной покупки колбасных
изделий в среднем не превышала
1 кг. Это можно объяснить
Одна из форм регистрации наблюдений представлена в Приложении Б.
Проведение АВС-анализа включает в себя несколько этапов:
Полный расчёт при проведении АВС-анализа представлен в Приложении В. Результирующие показатели АВС-анализа сведены в таблицу 6.
Таблица 6 - АВС-анализ ассортиментных групп ОАО «Могилёвский мясокомбинат»
Наименование продукции |
Выручка, млн. руб. |
В % к итогу |
В % нарастающим итогом |
Группа |
1 Говядина |
389388,8 |
29,27 |
29,27 |
А |
2 Свинина |
236462,0 |
17,77 |
47,05 |
А |
3 Вареные колбасы |
151526,85 |
11,39 |
58,45 |
А |
4 Копчености |
144627,3 |
10,87 |
69,32 |
А |
5 Сырокопченые колбасы |
105471,8 |
7,93 |
77,25 |
А |
6 Сосиски |
63837,9 |
4,79 |
82,05 |
А |
7 Варено-копченые колбасы |
47527,9 |
3,57 |
85,62 |
В |
8 Крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты |
46733,9 |
3,51 |
89,14 |
В |
9 Полукопченые колбасы |
41482,9 |
3,11 |
92,26 |
В |
10 Сардельки |
37585,3 |
2,82 |
95,08 |
В |
11 Нефондовые колбасы |
26363,5 |
1,98 |
97,07 |
С |
12 Фарш и сырая колбаса |
18633,4 |
1,40 |
98,47 |
С |
13 Пельмени |
9045,6 |
0,68 |
99,15 |
С |
14 Мясокостные полуфабрикаты |
5438,3 |
0,40 |
99,56 |
С |
15 Жир пищевой |
5150,3 |
0,38 |
99,94 |
С |
16 Котлеты |
691,9 |
0,05 |
100 |
С |
Итого |
1329968 |
100 |
По данным АВС-анализа можно выделить 3 группы. В группу А следует отнести следующие группы товаров:
Эти товары требуют тщательного
планирования, постоянного и скрупулезного
учета и контроля. Они составляют
80% оборота, соответственно неверные или
неэффективные управленческие решения,
касающиеся этих групп товаров, могут
привести к значительному снижению
выручки предприятия и
В группе В находятся следующие группы товаров:
Их сумма долей с
накопительным итогом составляет от
80 до 95 %. Эти группы товаров в меньшей
степени важны и требуют
К группе С относятся:
Группа С включает в себя остальные группы товаров, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 95 до 100% от общей суммы выручки. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Товары, попавшие в категорию С, однако, не следует исключать из ассортимента, т.к. ОАО «Могилёвский мясокомбинат» ориентировано на комплексную переработку мясного сырья, и некоторые группы товаров, оказавшиеся в категории С, обеспечивают практически безотходное производство.
Графическое отображение АВС-анализа представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 - АВС-анализ ассортимента ОАО «Могилёвский мясокомбинат»
Коэффициент вариации для
разных групп товаров, производимых
ОАО «Могилёвский мясокомбинат», можно
рассчитать на основе объёма выпуска
продукции в натуральном
Таблица 7 - Объём произведённой продукции с 2005 по 2011 г.
Объём производства |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Кв |
Мясо, т |
13305 |
14766 |
17670 |
18355 |
21502 |
22289 |
23621 |
19% |
Колбасные изделия, т |
10915 |
11845 |
12980 |
15669 |
14989 |
15658 |
16435 |
14% |
Полуфабрикаты, т |
2270 |
2900 |
3136 |
3283 |
3125 |
3068 |
3482 |
12% |
По данным таблицы видно,
что коэффициент вариации по всем
рассмотренным видам продукции
находится в диапазоне от 12 до
19 %, что характерно для товаров
категории Y. Для таких товаров характерны
средний прогноз продаж и колебания в
спросе, которые находятся в разумных
пределах. Коэффициент вариации по всем
видам товаров превышает 10 %, т.к. предприятие
стремится ежегодно увеличивать объём
производства. Это необходимо для выполнения
доведённого показателя темпа роста товарной
продукции в сопоставимых ценах, величина
которого в 2010 г. составила 114,4 %.
Информация о доле рынка ОАО «Могилёвский мясокомбинат», полученная в результате маркетинговых исследований, проводимых предприятием, представлена в таблице 8.
Таблица 8 - Доля рынка ОАО «Могилёвский мясокомбинат»
Наименование района |
Доля рынка, % |
Наименование района |
Доля рынка, % |
Белыничи |
95 |
Чериков |
69 |
Горки |
95 |
Быхов |
90 |
Славгород |
75 |
Кличев |
45 |
Дрибин |
85 |
Кричев |
80 |
Чаусы |
80 |
Климовичи |
77 |
Костюковичи |
95 |
Шклов |
90 |
Краснополье |
95 |
Могилевский район |
93 |
Мстиславль |
65 |
Бобруйск |
18 |
Хотимск |
95 |
Осиповичи |
10 |
Кировск |
40 |
Глуск |
60 |
Информация о работе Эффективность управления ассортиментом выпускаемой продукции на предприятии