Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на коммерческом предприятия с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита.
Введение…………………………………….………………………………………..2
Экономическая характеристика предприятия………………..........................5
. Понятие и функции предприятий общественного питания ……………5
. Классификация предприятий общественного питания и особенности их деятельности………………………………. ………...…………………….10
Общая оценка предприятия…………..…………………………………….....15
2.1. Анализ оборота по выпуску продукции и его значение………………...15
2.2. Анализ выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту по предприятию………………………………………………..18
3. Основные направления совершенствования выпуска продукции в общественном питании…………………………………………………………….....22
Заключение…………………..……………………………………………………….26
Список литературы……………………..…………………………………………….
1. выполнение плана, его динамика в целом, по видам и предприятиям;
2. изменение удельного веса продукции собственного производства во всем обороте;
3. объем ее продажи в среднем в расчете на одного человека и т. п.
В ходе анализа товарооборота выясняются конкретные причины, вызвавшие увеличение или снижение выпуска и реализации продукции собственного производства и покупных товаров.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания должен предусматривать изучение состава расходуемых продуктов. В ходе анализа деятельности предприятий должно изучаться качество приготовления пищи, степень охвата населения услугами общественного питания. Оценка качества пищи, должна даваться на основе актов проверки работы предприятий работниками санитарно-эпидемиологической службы.
Предприятиям общественного питания должно устанавливаться плановое задание по выпуску полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изделий других видов прочей продукции собственного производства. Анализ выполнения этих заданий проводится в целом по предприятию, кроме того, изучается динамика данных показателей, степень удовлетворения спроса населения на полуфабрикаты, кулинарные и другие виды продукции собственного производства.
В процессе изучения оборота по продаже отдельных видов прочей продукции выясняются причины невыполнения плана, снижения темпов роста.
Анализ показателей товарооборота предприятий общественного питания проводится за месяц, квартал (по месяцам) и год (по кварталам).
Заключение
По курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Успешное развитие сферы общественного питания с позиции современной рыночной экономики и менеджмента исходит из возрастания роли человека как потребителя и производителя продукции данной сферы. В связи с этим становится необходимым создание и постоянное совершенствование маркетинга услуг общественного питания, включающего наряду с общепринятыми методами и приемами также стандарты обслуживания. На его основе становится возможным не только полное удовлетворение потребностей в услугах, но и ведение поиска нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат функционирования как отдельных предприятий и организаций, так и сферы общественного питания в целом. В связи с этим возникает практическая необходимость включения маркетинга в управление развитием сферы общественного питания региона. При этом необходимо учитывать характерные особенности конкретного региона, основные из которых заключается в том, что социально-экономический уровень региона непосредственно связан с числом хозяйствующих субъектов, что требует более эффективного приспособления товаров и услуг общественного питания к нуждам конкретных потребителей. Это, в свою очередь, требует совершенствования организации управления этими процессами.
Фактически управление предприятием на основе маркетинга представляет собой анализ, планирование, реализацию, мотивацию и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление и укрепление выгодных взаимосвязей с потребителями для достижения главной цели предприятия сферы общественного питания.
1,15 – поправочный коэффициент
1. Анализ товарооборота
Год |
Фактический товарооборот (руб) |
Цепной темп роста, % |
Базисный темп роста, % | |||
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах |
в действующих ценах |
в сопоставимых ценах | |
2008 |
77455,95 |
77455,95 |
- |
- |
- |
- |
2009 |
93987,2 |
80330,93965 |
121,34% |
103,71% |
121,34% |
103,71% |
2010 |
116186,8 |
105624,3636 |
123,62% |
131,49% |
150,00% |
136,37% |
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
где: Тф – фактический товарооборот;
Тб – базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
Из таблицы видно, что за последние три года фактический товарооборот в действующих ценах увеличился на 50% к фактическому товарообороту 2008 года. Товарооборот фирмы за 2010 год в сопоставимых ценах по отношению к 2008 году составил 36,37%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2009-2010 год
Кварталы |
2009 |
2010 |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения(%) | ||
сумма,руб. |
удельный вес,% |
сумма, руб |
удельный вес,% | |||
I квартал |
21841,95 |
23,24% |
28014 |
24,11% |
6172,05 |
128,26% |
II квартал |
25204,55 |
26,82% |
25316,1 |
21,79% |
111,55 |
100,44% |
III квартал |
23227,7 |
24,71% |
30277,2 |
26,06% |
7049,5 |
130,35% |
IV квартал |
23713 |
25,23% |
32579,5 |
28,04% |
8866,5 |
137,39% |
Итого |
93987,2 |
100,00% |
116186,8 |
100,00% |
22199,6 |
123,62% |
Удельный вес для каждого квартала каждого года рассчитывается как отношение товарооборота одного квартала на сумму товарооборота за год.
Отклонение необходимо определять как разницу товарооборота 2010 и 2009 года в поквартальном разрезе.
Темп отклонения –
это отношение суммы
Из данной таблицы видно, что товарооборот за отчетный год вырос на 23,62%. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
где:
- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
п - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.s
Коэффициент вариации:
где:
- среднее квадратичное
- темп отклонения товарооборота за квартал.
Коэффициент ритмичности:
Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2009-2010 года
Квартал |
Темп отклонения (%) |
Х-Х среднее |
(Х-Х среднее)^2 |
I Квартал |
128,26% |
4,64% |
21,5296 |
II Квартал |
100,44% |
-23,18% |
537,3124 |
III Квартал |
130,35% |
6,73% |
45,2929 |
IV Квартал |
137,39% |
13,77% |
189,6129 |
Х среднее |
123,62% |
15281,9044 |
Среднее квадратичное отклонение:
Коэффициент вариации:
Коэффициент ритмичности:
Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
Планирование розничного
товарооборота торгового
Данные для расчета критического товарооборота
Показатели |
Т-от |
Сумма ВД |
УВД |
Сумма ИО |
Сумма ИО перем. |
Сумма ИО пост. |
УИО |
УИО перем. |
УИО пост. |
2010 год |
116186,8 |
28350,95 |
24,40% |
22567,14 |
13045,6 |
9521,54 |
19,42% |
11,23% |
8,20% |
Расчет минимально необходимого товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по крупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
Товарооборот критический:
Запас финансовой прочности:
Рис. 1. Минимальный объем товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы предприятия
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.
Плановые среднегодовые
товарные запасы (Зср) могут рассчитываться
по формуле средней
где:
З1, З2…Зп – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
п – число дат, за которые взяты данные.
При использовании формулы
средней хронологической
Для расчета плановых среднегодовых товарных запасов необходимо воспользоваться таблицей:
Запасы предприятия в поквартальном разрезе на 2009-2010 год
Дата |
2009г. (сумма, тыс. руб) |
2010г. (сумма тыс. руб.) | |
01.янв |
961,745 |
756,93 | |
01.апр |
1795,725 |
2068,735 | |
01.июл |
1789,63 |
2171,315 | |
01.окт |
1743,4 |
2077,82 | |
31.дек |
756,93 |
1033,275 |
Анализ товарных запасов предприятия за 2009-2010 год
Показатель |
2009 год |
2010 год |
Отклонение (-), (+) |
Темп отклонения (%) |
Товарооборот, руб. |
79276,16 |
98001,04 |
18724,88 |
123,62% |
Средние запасы, руб. |
1304,88 |
1520,99 |
216,11 |
16,56% |
Уровень товарных запасов: |
||||
в днях оборота |
6,0078742 |
5,66485162 |
-0,343022628 |
94,29% |
в числе оборотов |
60,753602 |
64,4324026 |
3,678800716 |
106,06% |
Запасоотдача |
60,753602 |
64,4324026 |
3,678800716 |
106,06% |
Запасоемкость |
0,0164599 |
0,01552014 |
-0,000939788 |
94,29% |
Информация о работе Экономическая характеристика предприятия