Комплексный анализ маркетинговой среды гипермаркета «Ашан»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Торговля розничного вида содержит все функции, начиная с приобретения товара у производителя и заканчивая продажей этих товаров конечному потребителю. В отличие от оптовой торговли, товар, купленный в системе розничной торговли, не рассчитан на дальнейшую перепродажу, а предназначен для прямого использования 1.
Функциями розничной торговли являются: деятельность магазина, управление персоналом, финансовый контроль, продвижение товаров, информационные системы и мерчандайзинг.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мерчандайзинга и позиционирования.
1.1. История мерчандайзинга.
1.2. Свойство мерчандайзинга.
1.3.Сущность и структура системы мерчандайзинга.
1.4. Позиционирование товара.
Глава №2. Краткая характеристика гипермаркета «Ашан».
Глава №3. Комплексный анализ маркетинговой среды гипермаркета «Ашан».
3.1. Организационная характеристика гипермаркета.
3.2. Характеристика товара.
3.3 Рекламная стратегия компании.
3.4. SWOT-анализ.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 492.93 Кб (Скачать файл)

За рубежом первыми  стали применять мерчандайзинг наиболее организованные розничные торговцы, которыми были сети супермаркетов. Причем делали они это не для производителей товара. Было замечено, что, облегчив поиск и выбор товара, превратив процесс выбора и покупки в увлекательное занятие и, таким образом, увеличив время пребывания покупателя в торговом зале, можно получить дополнительный эффект. Так, было отмечено, что покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчандайзинг продукции безупречен [5, с.31]. В дальнейшем мерчандайзинг стали использовать и производители (поставщики) товаров, в результате чего мерчандайзинг стал еще и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Многие корпоративные производители сделали мерчандайзинг частью своей маркетинговой стратегии. Считается, что на российский рынок идеи мерчандайзинга были занесены мультинациональными корпорациями, такими как: Кока-кола, Пепси-кола и др.

Однако первыми в России стали использовать мерчандайзинг розничные продавцы, но не супермаркеты, а рыночные торговцы. Они специально приходили на работу раньше, чтобы расставить товар и привлечь этим внимание покупателей.

1.2. Свойство мерчандайзинга.

Личная продажа – самый  действенный способ коммуникации на некоторых стадиях процесса покупки, особенно когда необходимо сформировать предпочтения и подтолкнуть потребителя  к решению о покупке. В связи  с развитием коммуникационных технологий, роль продавцов в настоящее время  переживает серьезные изменения. Их роль в стратегическом маркетинге возрастает, а рутинные задачи возлагаются на более дешевые неличные способы  коммуникации.

Существуют  три вида деятельности торгового персонала:

1. Продажа, включающая  в себя выявление потенциальных  покупателей и контакты с ними, ведение переговоров и собственно заключение сделки.

2. Обслуживание, включающее  доставку, техническое сопровождение,  послепродажное обслуживание, мерчандайзинг и так далее.

3. Сбор информации, состоящий  из проведения маркетинговых  исследований, делового наблюдения, мониторинга  деятельности конкурентов, анализ потребностей и прочее.

Таким образом, продавцы –  не только коммерческие орудия фирмы, но и важный элемент маркетинговой  информационной системы.

В зависимости от важности той или иной, из вышеуказанных  функций, за терминами «продавец» и  «торговый представитель» самые  разные обязанности. Можно выделить следующие категории торговых работников:

  • Работник службы доставки, в чьи обязанности входит физическое предоставление товара покупателю.
  • Продавец торгового зала, его роль состоит в том, чтобы помогать потребителям, делать выбор и принимать у них заказы. Продавцы работают в местах продажи или стоят за стойками.
  • Коммивояжер посещает розничных торговцев или оптовиков, принимает у них заказы и выполняет такие, не связанные напрямую с продажей, функции, как контроль над уровнем запасов, прием жалоб от торговцев и так далее.
  • Представитель-миссионер не вправе принимать заказы. Он должен информировать  и обучать потенциальных пользователей. Именно такую роль исполняют медицинские представители в фармацевтической промышленности.
  • Инженер по продажам обладает техническими знаниями, и работает в роли консультанта покупателя, предлагая последнему помощь и консультацию. Такая должность принята, например, в компании IBM 1.
  • Торговый представитель – независимый продавец, торгующий товарами длительного пользования, такими как автомобили, пылесосы, или услугами страхования, где очень важен творческий подход к продаже.
  • Посредник отвечает за финансовое масштабных промышленных проектов и введение переговоров  с представителями органов власти и партнерами по бизнесу.
  • Задача мерчандайзинга – не продавать товар, а организовывать его продвижение в местах продажи, следить за обеспечением этих мест рекламными носителями[6,666].

 


2 Транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Армонке, штат Нью-Йорк (США), один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также ИТ-сервисов и консалтинговых услуг.

Вот некоторые обозначения, которые дают мерчандайзингу.

Мерчандайзинг – комплекс мероприятий, производимых в торговом зале, и направленный на продвижение  того или иного товара, марки и  упаковки [7,369].

Мерчандайзинг – подготовка к продаже товаров в розничной  торговой сети: оформление торговых прилавков, витрин, размещение товара в торговом зале, представление сведений о товаре [8].

Мерчандайзинг – маркетинг  в  стенах магазина [9].

Также существует такое понятие, как визуальный мерчандазинг – это  комплекс мероприятий, осуществляемых в торговом зале, с целью увеличения объема продаж, и продвижения того или иного  товара, марки, бренда, вида, сорта, упаковки путем специального их размещения, оформления пространства всего магазина, витрин и стеллажей  для того, чтобы предоставить потребителю  как модно больше информации о  товарах [9].

Мерчандайзинг – достаточно молодая наука, но уже существует литература по этому направлению  и появляется возможность грамотно заниматься мерчандайзингом в своем  магазине. Слово это пришло от английского merchandise, что обозначает подготовку товаров, какой-либо продукции к сбыту, продаже. Мерчандайзинг представляет собой  одну из категорий психологии потребителя, формирующую совершенствующую систему  распределения товаров в связи  с изменением потребностей людей.

Одной из основных целей  продавца является продажа товара, и соответственно извлечение из этого  выгоды,  путем мягкого манипулирования  покупателем. Как было указанно выше, в большинстве случаев, решение  о покупке человек принимает, уже непосредственно стоя перед  витриной или прилавком магазина.  Это говорит о том, что в большинстве случаев у потребителя нет окончательно сформированного решения относительного предпочтения марки продукции. Покупатель не делает оценки товара, его качества и цены перед входом в магазин, он делает это уже, будучи, находясь в магазине. Именно поэтому и существует необходимость изучения нового направления торгового маркетинга – мерчандайзинга.

С развитием производства и розничной торговли между производителями  нарастает жесткая конкурентная борьба за наиболее удачное место. Чтобы  оставить конкурентов позади, заняв  выгодные позиции в магазине, используется всевозможные приему мерчандайзинга, а также психологическая работа с сотрудниками торгового предприятия.

Рассматривая мерчандайзинг  как один из процессов маркетинга, необходимо отметить следующие наиболее значимые факторы:

  1. Придуманная до мелочей и выверенная выкладка продукции на витрине или специальном оборудовании.
  2. Рекламные материалы, находящиеся в месте торговли товара, должны соответствовать имиджу данной торговой точки или фирмы.
  3. Рекламные товары должны являть собой не только чистую рекламу, но и быть приложением к выставленной в зале, и на точке, продукции.
  4. Высокий уровень качества рекламных и информационных материалов.
  5. Привлекательный вид товара и упаковки.
  6. По возможности показать максимально возможный ассортимент товара или его группы.
  7. Правильно заполненные ценники в соответствии   со всеми нормативными требованиями продажи, также содержание понятной, полезной информации для потребителя.
  8. Четкая продуманность места выкладки и расположение товара: уровень просматриваемости  товара, возможность ознакомиться с ним, освещенность и так далее.
  9. Контроль над действиями и политикой конкурентов по продвижению и реализации аналогичного товара.
  10. Полная подготовка и подбор продавцов. Это включает в себя два основных и во многом решающих фактора:
  1. Продавец обязан знать все основные характеристики своей продукции: качество, технологию производства, правила потребления или эксплуатации, отличие от аналогичных товаров фирм-конкурентов, преимущества данного товара именного этого производителя.
  1. Продавец должны обладать такими качествами, как: коммуникабельность, совершенство владения этикетом общения с клиентом; уметь представить товар и продать его так, чтобы покупатель после приобретения товара пришел ещё раз или рассказал о данном товаре, и об обслуживании в этом магазине своим знакомым.

Таким образом, мерчандайзинг  можно определить как организацию и управление торговым процессом в торговой точке. В понятие «мерчандайзинг» входит масса факторов: эффективная планировка торгового зала, выбор и размещение торгового оборудования, выкладка продукции, управление вниманием и поведением потребителей в магазине и так далее.

Необходимо знать все  из вышеперечисленных факторов мерчандайзинга, и не упустить ни одного из них при  подготовке к продаже какого-либо товара, в противном случае максимально возможная прибыль будет не достигнута.

Существует теория о том, что более 50% успеха в бизнесе  продаж зависит от представления  товара каждому конкретному покупателю. Причем это касается как заблаговременного  продуманных больших покупок, так  и ежедневных покупок товаров  первой необходимости и продуктов  питания.  Товар необходимо не только привезти в магазин в определенном количестве, прикрепить ценники и  продать по выгодной цене. Его нужно  правильно, разумно и красиво  представить,  то есть выкладка, месторасположения, реклама, представление товара продавцами должны быть на более высоком уровне, чем у конкурентов.

Поэтому мерчандайзинг является составляющей маркетинга, традиционно  характеризующего рыночные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Сущность и структура системы мерчандайзинга.

Название мерчандайзинг (merchandising) происходит от английского merchandise – торговать, окончание –ing  придает  динамичность понятию, представляя  процесс торговли как активное средство коммуникации [17, с.35].

Автор книги «Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе» Рамазанов  И.А. дает следующее определение  мерчандайзингу:  Мерчандайзинг - направление  маркетинга, способствующее стимулированию розничных продаж через привлечение  внимания конечных покупателей к  определенным маркам или группам  товаров в местах продаж без активного  участия специального персонала [18, c.67].

Термином мерчандайзинг  обычно обозначаются те конфигурации стимулирования сбыта, которые не являются объявлениями. Мерчандайзинг особенно эффективен и важен в отношении  товаров широкого потребления (FMCG - Fast Moving Consumer Goods) и товаров "импульсного спроса".

Так как большинство покупателей  порой забывают сделать все необходимые  покупки, то при помощи мерчандайзинга -  правильной выкладки товара и рекламных  материалов, потребителю напоминают о товарах фирмы и влияют на  его решение о покупке.

Основной целью  мерчандайзинга является привлечение внимания покупателей к определенному товару или торговой марке, повышение спроса на известные товары, быстрое продвижение товаров-новинок и повышение качества обслуживания в магазине.

Для достижения этих целей, существует ряд  мероприятий, средь  которых можно выделить следующие:

    1. Верное (с  учетом психологии потребителя, частоты спроса на товары и так далее) размещение товаров в торговом зале; 
    2. Разработка планограмм (схематичного изображения полок торгового оборудования, с указанием на них мест расположения определенных товаров) с учетом наиболее заманчивого для покупателей размещения товара; 
    3. Выкладка товаров на торговом оборудовании в соответствии с планограммами;
    4. Сопровождение мест продажи товаров рекламными POS-материалами (наполочными указателями, красочно оформленными ценниками, листовками и тому подобное) [2, с.104].

Отсюда можно вывести некоторые задачи мерчандайзинга, рисунок №3:

Рисунок №3 Задачи мерчандайзинга.

Рассмотрим их в более  широком спектре:     

1. Организация и управление  торгово-технологическими процессами  в розничной торговле. Свое впечатление  о магазине покупатель составляет  всего за несколько секунд, и  он не должен замечать влияние  мерчандайзинга на свое поведение, решение, то есть воспринимать весь процесс продаж как естественную реальность. В магазине потребителю должно быть все ясно и без вмешательства продавца;     

2. Наилучшая, обдуманная  планировка торгового зала и  размещения торгово-холодильного  и технического оборудования, расположение  отделов, секций, их планирование, организация доступной выкладки  товаров.      

3. Позиционирование товаров  с учетом мотивации и поведения  потребителей, а также психологических  свойств восприятия товаров отдельными  группами потребителей. Первостепенная цель - реализовать принцип мерчандайзинга: «увидеть – значит поверить, поверить – значит купить!»;     

4. Целеустремленное регулирование факторов внимания на основе формирования визуальной атмосферы продаж: освещения, музыки, запахов, цвета, чуткости и заинтересованности персонала, стимулирующих эмоциональное состояние и восприятие товаров различными группами потребителей и обусловливающих их поведенческую реакцию к покупке. (Рисунок №4)     

5. Использование действенной технологии продвижения определенных товаров и их комплексов, при которой одни товары выступают стимулятором продажи других товаров. В данном случае необходимо решать задачу расположения товара-новинки вблизи товара-лидера продаж, которая именуется в мерчандайзинге правилом «ближе к бестселлерам». Существуют также правила «перекрестного опыления» – расположение продукции по правилу ассоциативной цепочки: конфеты – чай, кофе; разграничения и сопряжения «горячих» и «холодны участков в торговом зале и на полках;     

6. Установление аргументированных  методических решений организации  торгово-технологического процесса  работы магазина и продажи  продукции, при котором значимость  и воздействие продавцов уменьшаются, а потребителей и самих товаров – увеличивается. Продажа товаров растет соразмерно визуальному ряду выкладки одного товара: каждая дополнительная выкладка товара может повысить его продажи на 10–15 %;     

7. Активное использование  инструментов по рекламной поддержке  зон продаж, ориентированных на  увеличение внимания потребителя  к товару. Как отмечают практики, товар приобретают глазами, а не руками;      

Информация о работе Комплексный анализ маркетинговой среды гипермаркета «Ашан»